Из опыта работы по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
методическая разработка

Зосимова Анастасия Владимировна

Представлен опыт работы по организации познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ от младшей  до подготовительной к кшоле группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Из опыта работы ГБДОУ № 1 Пушкинского района Санкт – Петербурга по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Весь период  дошкольного детства определен ситуацией  игровой деятельности, но колоссальное значение в процессах социализации принадлежит познавательно – исследовательской  деятельности, которая представляет собой поиск знаний,   самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Говоря об  исследовательской деятельности дошкольников, важно  отметить, она основана  на естественном желании  наблюдать и экспериментировать. Именно это внутреннее стремление к собственному  исследованию порождает знания, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.  Разнообразная и мотивационно окрашенная поисковая деятельность позволяет ребенку быстрее и полноценнее  развиваться.

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельной найти ребенку.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Вся работа по познавательно- исследовательской деятельности  построена на основе следующих принципов:

  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
  • Принцип «мотивационной интриги».
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип системного подхода.
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

Практическое значение детского экспериментирования.

Экспериментирование развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения). Оно не только стимулирует интеллектуальное развитие, но и активизирует восприятие учебного материала в интеграции всех образовательных областей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

  • обогащение представлений об окружающем мире,
  • развитие любознательности.

 Определяющими в старшем дошкольном возрасте «типами  исследования» являются проекты,  опыты, эксперименты.

Коллективом ДОУ было принято решение о внедрении познавательно- исследовательской деятельности в форме СОД еженедельно с младшей группы.

В младшем дошкольном возрасте  посредством экспериментальной деятельности задача  накопить сенсорный опыт,  в старшем – развиваются мыслительные операции.

Формы и режим занятий

Занятия организуются в форме совместной образовательной  деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети проявляют собственную исследовательскую активность. Ситуация партнерства позволяет способствовать  развитию у ребенка любознательной активности, практической  самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь.

Обязательным условием является ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ включение мотивационного начала совместной деятельности.

Продолжительность занятий не может превышать временные рамки НОД.

Цель нашей работы по организации познавательной деятельности  состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Задачи программы

1. Формирование у детей дошкольного возраста познавательного мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.  Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

3. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Перспективный план младшего дошкольного возраста.

Опыты с водой

 «Плавает или тонет»

 «Какого цвета вода»

 «Чем пахнет вода»

 «Какую форму имеет вода»

«Вода как растворитель»

 «Выпадение осадков»

«Измерение температуры воды»

«Лед – твердая вода»

«Снег превращается в воду»

«Замерзая, вода двигает камни»

«Изменение объема воды»

«Плавающая скрепка»

«Вода и звук»

Опыты с воздухом

«Воздух есть везде»

«Лимон надувает воздушный шар»

«Работа воздуха»

«Давление воздуха»

Примерный перспективный план старший дошкольный возраст (краткое описание тем)

Опыты с напольными весами

«Работа с напольными весами. Знакомство»

«Взвешивание предметов»

Опыты с магнитом

«Магнитная задача»

«Танцующие скрепки»

«Летающая бабочка»

«Магнит и стрелка»

«Фокус с магнитом»

«Сила притяжения магнитов»

Научные опыты

«Снежные цветы»

«Висит без веревки»

«Сломанный карандаш»

«Выращиваем кристаллы»

«Подводная лодка из винограда»

«Подводная лодка из яйца»

«Своды и тоннели»

«Как проткнуть воздушный шар без вреда для него»

«Понятие об электрических зарядах»

Опыты для большой истории

«Рассматривание веществ»

«Извержение вулкана»

«Горообразование»

Опыты с растениями

«Откуда взялись растения»

«Как растение ищет свет»

«Как питаются растения»

Формы, приемы, методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса

  1. Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем самостоятельного познания).
  2. Продуктивные методы: частично-поисковый (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • мнемокарты для проведения эксперимента;
  • картотеки экспериментов.

Ожидаемые результаты:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • развитие мыслительных операций и речи.

Ребенок научаются:

  • самостоятельно ставить проблему;
  • выдвигать гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планировать  деятельность;
  • выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • формулировать в речи достигнут или нет результат, делать выводы.

В качестве определяющих педагогических диагностик определены:

Методика «Выбор деятельности»

(Л.Н. Прохорова)

Выявление  предпочитаемый вид деятельности:

  1. Игровая
  2. Чтение книг
  3. Изобразительная
  4. Труд в уголке природы
  5. Экспериментирование
  6. Конструирование

%

 

 

 

 

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Определение  предпочтительных материалов в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка:

  1. Песок и вода
  2. Звук
  3. Магниты
  4. Бумага
  5. Свет
  6. Стекло
  7. Резина

Количество детей

 

Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)

 Определение  познавательной активности детей:

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний;
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы;
  3. Чудо машина умеет все на свете, прикажи ей что-нибудь;
  4. В главной книги страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать?

Уровень познавательной активности

 

 

 

Дидактическая проективная методика «Сахар»

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы:

  1. Полный ответ с аргументацией
  2. Правильный ответ без аргументации
  3. Ответ с ошибкой
  4. Отсутствие ответа

%

Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения экспериментальной деятельностью:

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание


Планирование


Реализация


Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

№ п/п

 

Ф.И. ребенка

Отношение к экспериментальной деятельности

 

Целеполагание

 

Планирование

 

Реализация

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

План проведения тематического контроля по теме: «Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

План проведения тематического контроля по теме:«Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...