" Удивительный мир магнита"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель:развитие познавательной активностидетей в процессе знакомства со свойствами магнита  через экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_magnita.docx82.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 38» г. Уссурийска, Уссурийского городского округа

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе

IMG_256

Разработала: Дзёмина Н.Н.

Уссурийск, 2020

НОД по познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе

« Удивительный мир магнита»

Цель: Развитие познавательной активности  детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представление о магните и некоторых его свойствах;

-актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах магнита.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Материалы и оборудование:

- магниты разной формы, размера, веса;

- магниты по количеству детей,

- стеклянные баночки с водой (по количеству детей), скрепки;

- ёмкость с водой, ключ металлический, верёвка, чайная ложечка;

- гречневая крупа, шурупы, гайки,

- рисунок ежонка по количеству детей, баночки с манной крупой, баночки с металлической стружкой, ложечки по количеству детей;

- 2 подноса, 1 поднос с металлическими, деревянными, пластмассовыми, стеклянными, бумажными предметами;

- карточки для д /и « Притягивает - не притягивает»;

- мольберт, 2  плаката с изображением магнита;

- фартуки по количеству детей;

- коробочка - посылка, письмо, колокольчик;

- ноутбук;

- медальки, сувенирные магнитики по количеству детей.

Ход:( дети входят в группу и становятся в полукруг).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела  в нашей группе вот эту удивительную коробочку. На ней написано: РЕБЯТАМ 3 СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОТ НЕЗНАЙКИ. Хотите узнать, что в ней? (воспитатель открывает коробку и достаёт письмо).

Воспитатель: Это письмо, от Незнайки. Послушайте, что он нам написал: Здравствуйте, ребята, я хочу вас познакомить с волшебным камнем. Вы узнаете, что  это за камень и зачем он нужен человеку из загадки. А ещё, ребята, понадобится ваша помощь моим сказочным друзьям. Надеюсь, вы им поможете. Ваш Незнайка.

Воспитатель: Ну, что,  ребята, будем помогать друзьям Незнайки? Хотите узнать, про какой же камень нам говорил Незнайка? Тогда послушайте загадку:

Этот жадный предмет

Всё железо хватает

Для него нормы нет

Прилипанием страдает. (Магнит)

 (достаёт из коробки - магнит)

Ребята, а вы желаете узнать много всего интересного об этом волшебном камне? Тогда я приглашаю вас в страну волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. А называется эта страна - «Лаборатория секретов».

-Что такое лаборатория? ( Место, где проводят опыты, эксперименты). А кто работает в лаборатории? (учёные, исследователи).

Воспитатель: Но прежде, чем войти в лабораторию, нам нужно надеть специальную форму, чтобы не испачкать свою одежду (Надеваем фартук  с нарукавниками ). Готовы к приключениям?

Давайте возьмёмся за руки, закройте глазки и послушайте заклинание:

1-2-3-4-5

Начинаем колдовать

Наши дети изменились

И в учёных превратились!

Воспитатель: Открывайте глазки. Теперь вы настоящие учёные - исследователи. И мы отправляемся в «Лабораторию секретов». Но прежде, мы должны вспомнить, как нужно себя вести в лаборатории:

- не шуметь

-на столах ничего не трогать, без разрешения руководителя

-ничего не  брать в рот

-бережно обращаться с оборудованием.

Воспитатель: Молодцы, все правила  вспомнили. Пройдёмте в лабораторию. Ребята, магниты бывают разной формы, размера, силы  и веса. Возьмите маленький магнитик, потрогайте, рассмотрите его. Как вы думаете, из чего сделан магнит? ( Из сплава нескольких металлов).

Ребята, сплав  - это когда берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.

-Какой на ощупь ваш магнит? (гладкий, лёгкий, твёрдый, прямоугольной формы). Теперь возьмите магнит побольше. Какой он? (гладкий, тяжёлый, твёрдый, круглой формы).

Что мы можем сказать о магните?

Вывод: магниты бывают разной формы, веса, размера и силы.

Опыт №1« Притягивает - не притягивает»

Воспитатель:

(на столе различные магниты, поднос с деревянными предметами, пластмассовыми, предметы из бумаги, металла и стекла).

Воспитатель: ребята, перед вами различные предметы. Из чего они сделаны? Проверим: притягивает ли магнит все предметы? Вам нужно на зелёный поднос  отложить предметы, которые не притягивает магнит, а на синий, которые притягивает магнит.

Воспитатель: Так какие предметы притягивает магнит? (металлические).

Воспитатель: Ребята, сейчас возьмите любую карточку, на которой изображён предмет и прикрепите её на тот плакат, к которому она относится.

Где изображён магнит - предметы, которые притягивает магнит, где магнит зачёркнут  - предметы, которые не притягиваются магнитом.

( Во время работы педагог задаёт вопрос ребёнку: « Почему именно на этот плакат он прикрепляет свою карточку?», «Из какого материала сделан предмет, изображённый на его карточке?»).

Воспитатель: Все молодцы, справились.

Звонит колокольчик

Воспитатель: Ой, кто это, ребята? (на экране появляется Золушка) Она хочет что-то нам сказать.

Голос Золушки: Здравствуйте, ребята. Мне очень хочется попасть на бал. Но должна выполнить поручение злой мачехи, которая смешала крупу с различными металлическими предметами и приказала все быстро разобрать. Помогите, пожалуйста. Я так хочу встретиться  с принцем и станцевать  с ним на балу.

Опыт №2 « Поможем Золушке отобрать крупу быстрым способом»

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Золушке? Предлагаю разделиться на 2 команды. Одна команда будет выбирать из крупы предметы руками. Другая команда будет выбирать при помощи волшебного магнита. (Дети работают самостоятельно).

Воспитатель: У кого быстрее получилось справиться с заданием?

Дети: (у тех, кто перебирал с помощью магнита).

Воспитатель: Теперь мы поменяемся, первая команда будет выбирать металлические предметы с помощью магнита, а вторая команда ручками. Может быть, сейчас эта команда быстрее ручками сможет выбрать металлические предметы, чем ребята , которые будут работать с магнитом.

Воспитатель: ну, что, ребята, а сейчас кто быстрее справился с заданием?

Дети: дети, которые выбирали предметы с помощью магнита.

Воспитатель: Какой вывод можем сделать?

Вывод: Металлические предметы легче и быстрее всего отбирать с помощью магнита.

Воспитатель: Мы помогли Золушке. Теперь она точно успеет на бал.

Звонит колокольчик.

Воспитатель: А это кто, ребята? ( Буратино).

Буратино: Ребята, я бежал вдоль берега озера, размахивал своим золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, какой я бедный, что же теперь делать? Помогите мне, ребята, достать ключик, но нельзя касаться воды, она заколдована.

Опыт №3 « Достанем ключик для Буратино»

Воспитатель: Ну, что будем помогать Буратино доставать ключик? Как будем доставать ключик?

Дети рассуждают (можно попробовать ложечкой достать, не получается - она короткая. Педагог подводит детей к тому, что можно воспользоваться магнитом: верёвочку привязать к магниту и притянуть ключик.

Воспитатель: А другим способом ещё можно достать ключик? (магнитом притянуть по стенке баночки). Педагог напоминает, что руки должны быть сухими, касаться воды запрещено).

Воспитатель: Какие вы молодцы, как это у вас получилось? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сила магнита может действовать даже через стекло и воду.

Воспитатель: Подойдите каждый к баночке с водой, на дне лежат скрепки. Достаньте их таким же способом, каким вы достали ключик Буратино.

Воспитатель: Дорогие мои учёные, вы хорошо поработали, пора бы отдохнуть. Выходите, разомнёмся.

Физкультминутка « Магниты».

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты

Просто тянемся друг к другу

И идём , идём по кругу

Вместе сели, вместе встали

Головою покачали

И попрыгали немножко

И похлопали в ладошки

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево - вправо повернулись

Наклонились, потянулись.

Воспитатель: Ну, вот мы и отдохнули.

Звонит колокольчик

Воспитатель: Ребята, у нас снова гость.

Посмотрите, кто это? Это Ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята (плачет). У меня беда. Заболели мои ежата, у них осыпались иголочки. Что делать даже не знаю. Помогите. Незнайка сказал, что у вас есть магический камень, который имеет лечебные свойства.

Опыт № 4 «Спасаем ежат»

Воспитатель: Будем помогать ёжику? Ребята, а вот и ежата, посмотрите, у них нет иголочек. Как же они будут запасы делать, защищаться, если нападёт лиса? Будем их лечить? Посмотрите, у нас есть два вида лечебного порошка. Один белого цвета, другой чёрного.

Возьмите ложечку и наберите белого порошка, насыпьте на спинку ежонка и распределите по всей спинке. Возьмём магнит и начнём водить под спинкой. Что – то происходит? (нет).

Не помогает нам это порошок, иголочки не появились.

Тогда давайте уберём порошок в мисочку. Теперь набираем чёрный порошок. Берём магнит и водим по спинке ежат. Что происходит?

Дети: появляются иголочки.

Воспитатель: Они какие? (острые, щетинятся).

Ну, вот вы и вылечили ежат.

А как вы думаете, что это за порошок такой? Это металлическая пыль              (стружка), её измельчают, и она становится такой, а как мы знаем магнит притягивает металлические предметы.

Вывод: если металлическую пыль соединить с магнитом образуется магнитное поле.

Опыт № 5 « Волшебная цепочка»

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с ещё одним опытом. Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
Дети:  Они намагнитились (они превратились в магниты).
Вывод: Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: Предлагаю этот эксперимент «Волшебная цепочка» выполнить самостоятельно.

Воспитатель: дорогие мои, друзья, давайте поиграем в игру «Весёлые магнитики».

Вы будете магнитиками, а я буду главным магнитиком. Когда звучит музыка, вы (магнитики) двигаетесь, танцуете, как только музыка заканчивается, я произнесу слово. И если оно притягивается магнитом, то вы должны соединиться с главным магнитом в паровозик. Если слово                     (предмет) не притягивается магнитом, вы замираете на месте и не двигаетесь, (металлические болтики, карандаш, гвоздик).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, пройдёмте в наш кабинет и присядем на стульчики. Ну, что ребята, всем сказочным героям мы помогли? Вам понравилось быть настоящими учёными? Проводить опыты?  А что понравилось больше всего?

Воспитатель: С каким чудесным камнем мы сегодня познакомились? Давайте вспомним свойства магнита:

Какой он бывает?

Что он может делать?

Как вы думаете, где люди могут использовать магнит? (делают игрушки, используют в холодильнике, двери с домофоном, большие магниты используют чтобы перенести крупнее металлические предметы - корабли достают со дна моря, украшения делают и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, всё верно. За все ваши старания Незнайка приготовил вам сюрприз - эти медали настоящих учёных и ещё, конечно же, магнитик.

Давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдём ребятам в другую группу и расскажем им о наших приключениях.

Дети уходят.

Список используемой литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.  М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 80 с.

2.Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.:Педагогика, 1988.-384 с.

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

4.«Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Детство-Пресс Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» 2009г.

5.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014. - 333с.

6.Интернет -  ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительные свойства магнита

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...

"Удивительные фокусы магнита"

Конспект образовательной деятельности по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста ...

Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительные свойства магнита"

Программное содержание:- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материал...

"Удивительные свойства магнита"

Конкурсная работа исследовательской деятельности...

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»02.04.2014г...

Конспект занятия «Удивительный мир магнитов» в подготовительной группе.

Задачи: 1) формировать у детей представление о магните и его свойствах, выяснить, через какие материалы воздействует магнит,2) развивать умение устанавливать связь между свойствами предмета и его прим...

ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....