Cоциальные ситуации развития и культурные практики в детском саду.
статья (младшая группа)

В данном материале дается характеристика социальнах ситуаций в зависимости от возраста ребенка, а также культурные практики применяемые в детском саду для развития у детей культурно-гигиенических умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Ширяевский детский сад комбинированного вида»

Статья по теме : «Дошкольник в современном мире социальные ситуации развития и культурные практики»

Составила воспитатель: Смолянинова М.Ю.

Мир, в котором мы живем сегодня, не похож на тот который был вчера. И это не игра слов, а выраженная в словах скорость, с которой наша жизнь претерпевает модификации.

 Целью и задачами написания данной статьи является: -  повышение профессионального уровня воспитателя; определить взаимосвязь между социальной ситуацией и культурной практикой; ознакомить с ролью культурных практик в формировании культурно и культурно-гигиенических навыков у детей, а также ознакомить с практиками которые используются непосредственно в нашем детском саду.

В настоящее время дети  развиваются в мире с  огромным потоком информации. Их родители: папы и мамы работают,( да и бабушки и дедушки тоже)  и  в силу своей занятости и нехватки времени мало общаются и занимаются со своими детьми. По некоторым данным в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к непониманию потребностей друг друга. Родителям кажется, что  нужно как можно раньше приобщать детей  к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Дошкольный возраст (3–7 лет) — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается модель «правильного» поведения и отношения к обществу.

В каждый конкретный возрастной период между человеком и обществом складывается определенная система отношений - социальная ситуация развития. Это  понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития. [1] 

К началу дошкольного периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем, и кроме того большую тягу к самостоятельности.

В дошкольный период ребёнку предстоит,  переход от мира предметов к миру людей.  От привычного семейного окружения, к общению с  другими людьми: взрослыми и детьми. В приведенной ниже таблице дана характеристика социальных ситуаций присущих в тот или другой возрастной период:

                                     Социальная ситуация

Период.

Окружение

Поведение

Вид деятельности

Общение

Младший дошкольный возраст

члены его семьи

появляются сверстники первые друзья

воспроизводит действия взрослых; с постепенным усложнением главный девиз «Я сам»

Игровая деятельность появляются предпосылки к сюжетно-ролевой игре.

Эмоционально-практическое общение  - важно выразить себя и добиться внимания. К концу данного периода общение приобретает еще одну сторону - познавательную

перехода от младшего дошкольного возраста к старшему

Растет  значимость сверстников и детского коллектива в целом

Возраст  «Почемучек». Ребенок охотно помогает взрослым, постепенно вовлекаясь в его действия.

Игровая деятельность остается ведущей, но происходит более тщательная подготовка к сюжетно- ролевым играм: создание условий, подбор игрового материала.

Ситуативно-деловое общение.  Речь играет главную роль в общении, накапливается опыт и знания. Дети общаясь вовремя игры добиваются признания , стараются скрыть свои недостатки. Появляются первые конфликты.

Старший дошкольный возраст

Значимость сверстников приобретает главенствующую роль , а общение с членами семьи отходят на второй план

 Ребенка все больше интересует мир взрослых взаимоотношения и правила поведения в нем Взрослый становится источником знаний и образцом в поведении.

Усложняется игровая деятельность. У игр появляются цели и задачи, правила распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Усложняются формы общения появляется внеситуативно-деловое общение не связанное с игрой. Дети могут разговаривать между собой на, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное общение

Анализируя социальную ситуацию дошкольного возраста можно с уверенностью говорить, о  растущей значимости в жизни ребенка его сверстников; об  усложнении форм общения и взаимодействия, и о том, что культура поведения в этих процессах будет иметь не маловажную роль

Для формирования культуры поведения  у дошкольника принятого в обществе как нельзя лучше подходят  - культурные практики. Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования).[2]

По мнению Крыловой  Натальи Борисовны, следует   выделять следующие виды культурных практик:

1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.)

2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребёнка окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).

3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).

4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и. т д.)

5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.)

6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.)

7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Благодаря широкому диапазону воздействия на ребенка культурные практики способствуют всестороннему развитию дошкольника.  В  них дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения.

Актуальность применения культурных практик в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

 Актуальность применения в образовательном процессе культурных практик продиктовано положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Культурные практики становятся важной и неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном учреждении (п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»).  Такие практики способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Сегодня в мире проблема  сохранения и укрепления здоровья человека стоит на одном из первых мест, а особенно проблема  сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.   В связи с этим президентом был,  подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года. Одной из задач которого состоит реализация мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни детей и молодежи и внедрении здоровье сберегающих технологий.

Одной из составляющих здорового образа жизни человека является формирование у него культурно-гигиенических навыков, что происходит уже в раннем возрасте. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. Как из малого складывается большое, так и из правильно сформированных культурно-гигиенических навыков сформируется важная составная часть культуры поведения, которая в свою очередь будет обуславливать общую культуру поведения и общения в обществе.

Теперь  я хочу рассказать о культурных практиках, которые применяют воспитатели нашего детского сада.

В нашем детском саду, как и в других дошкольных учреждениях, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья дошкольника, что будет иметь значение и для его успешной  социализации.

Для воспитания  у ребенка навыков  культурного поведения, воспитатели используют разнообразные культурные практики. При этом  необходимо хорошо помнить и понимать, что ребенок наряду с положительным опытом: аккуратность, бережливость, опрятность, будет усваивать и опыт отрицательный, что может привести к созданию конфликтных ситуаций. Поэтому родителям и воспитателям необходимо выступать в определенном тандеме для достижения наилучших результатов действуя по определенным правилам и требованиям. Для этого воспитатели осуществляют подборку консультативного материала.

Культурные практики лучше всего проводить во второй половине дня. В данный период  у детей есть больше свободного времени над ними не давит стереотип занятий,  и они могут проявить всю свою инициативу. Воспитатели создают условия для сотрудничества, свободного выбора, самовыражения ребенка.

 В приведённой ниже таблице приведены примеры культурных практик, которые используют воспитатели нашего детского сада для формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков:  

Культурные практики

Цель

 Деятельность

Какие  навыки развивает

возраст

Совместная игра воспитателя и детей

Способствовать обогащению содержания творческих игр, освоению детьми игровых умений и навыков

 сюжетно-ролевая,

игра имитация

игра-инсценировка

игра – драматизация

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания.

Младший возраст

сюжетно-ролевая игра  

режиссерская игра  

игра-инсценировка

игра – драматизация

 игра экспериментирование

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Средний возраст

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Направить деятельность  детей на приобретение опыта в решении определенных проблем. дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах

Ситуации как реальные -  оказание помощи малышам, старшим, так и вымышленным героям, сказочным. Игровые ситуации:

«Помоги кукле одеться»

«Мишка заболел»

«Уложи кукол спать

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания

Младший возраст

Игровая ситуация:

«Будем знакомы»

« Помоги  Маши…»

«Мы дежурные»

«Покорми птиц»

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Средний возраст

Старший возраст

Творческая мастерская

Предоставить  детям условия для практического применения их знаний ,умений и опыта

просмотр презентаций, оформление выставок,

просмотр презентаций, оформление выставок, создание коллекций.

творческие проекты  

эксперименты.

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Музыкально-театральная и литературная гостиная

Способствовать восприятия музыкальных и литературных произведений.

Чтение потешек, прибауток, сказок. , прослушивание музыкальных произведений

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания

Младший возраст

Чтение художественной литературы различных жанров, прослушивание музыкальных произведений

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Средний возраст

Старший возраст

Сенсорный и интеллектуальный тренинг

Обеспечить формирования сенсорного восприятия

Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

При закреплении навыков одевания и раздевания обращать на цвет одежды у ребенка.

Младший возраст

Детский досуг

Способствовать реализации творческого потенциала ребенка, создание положительного эмоционального настроя,

Игры

Развлечения

 Праздники

Закрепление культурно- и культурно-гигиенических навыков и умений.

Все возраста

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Направить деятельность  детей на приобретение трудовых навыков и умений, опыта самообслуживания.

 Самообслуживание.

хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

 Самообслуживание.

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Все возраста

Вывод: Культурные практики позволяют разнообразить деятельность воспитателя по формированию у детей культурно и культурно-гигиенических навыков и умений. Проведение разнообразных игр, экспериментов (особенно водой) где дети вовлекаются в непосредственную деятельность дают наилучшие результаты. По нашим наблюдениям детям младшего возраста наиболее интересны игровые ситуации – «Одень куклу»; « Помоги Мише собраться на прогулку»;  «Мы идем в гости». Подборку таких или подобных игровых ситуаций можно найти в книге Г.И. Винниковой. [3] Данная подборка поможет не только воспитателям но и будет интересна и полезна родителям. В среднем и старшем возрасте дети сами создают подобные ситуации  и проигрывают их, распределяя в них роли, создавая сюжет игры. Если анализировать проведенные эксперименты то на первом месте будет эксперимент «Волшебное яйцо» когда совместно с воспитателям дети при помощи очищенного яйца определяют чистоту рук. Из организованных досуговых мероприятий ребятам  нравится «Путешествие в Королевство Зубной Щетки», которое помогает дошкольникам лучше усвоить гигиенические  навыки и осознать важность их соблюдения. Соревнования «Кто быстрее?» не только развивают двигательную активность, но и помогают детям понять, что если делать все аккуратно можно оказаться победителям.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. С помощью культурных практик реализуется целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования. Таким образом, культурные практики напрямую решают задачи социализации дошкольника.

Список литературы

1 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005

2.Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика, 2015 № 5. М..: Эдисон-Пресс, С.38-47

3 Винникова Г.И. Занятия с детьми2-3 лет: Познавательное и социальное развитие. – М.;ТЦ сфера, 2017. – 128с

 4 Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. №3. С. 79-108

 5 Интервью Лыковой  И. А. доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника

ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва. –«Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка.»

 6 Новиковская О.А. «Ничего, никому не скажу!: маленькие подсказки для родителей» : - М.;АСТ; СПб; Владимир: ВКТ, 2008 – 64с.

7  Смирнова Е.О.  Тип: тезисы конференции Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23−26 мая 2006 года в г. Казани)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

Организация культурных практик в детском саду

ull;Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней ег...

Методическая разработка: "Культурные практики в детском саду"

Консультация для воспитателей "Культурные практики в детском саду"...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

Игровые ситуации для проведения утреннего приветствия в детском саду ском саду

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу п...