«Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
консультация (старшая группа)

Белицкая Татьяна Анатольевна

«Особенности вокально-хоровой работы с детьми,

имеющими речевые нарушения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogo1.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности вокально-хоровой работы с детьми,

имеющими речевые нарушения»

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная невыразительность, - вот что необходимо преодолеть педагогу, приступившему к работе с детьми логопедической группы. Особенности речевого аппарата этих детей заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется  зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В своей работе мы используем различные методы, приёмы, способы формирования вокальных навыков у детей. На наш взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают упражнения системы В.Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.

   Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.

Мы применяем следующие упражнения:

*высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё более далеко отстоящей поверхности;

*покусывание языка боковыми зубами;

*покусывание внутренней поверхности щёк;

*круговые движения языком между зубами и щеками;

*цоканье и пощёлкивание языком.

Доречевая подготовка голосового аппарата проводится нами в виде упражнений-игр, например:

Педагог: Рано утром, на рассвете…

Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу! ( произносят, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочерёдно у правого и левого уха)

Педагог: То ли аист, толи ветер…

Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу!

Педагог: Пролетел среди берёз…

Дети: А-а! А-а!  (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена)

Педагог: И сейчас же слухи, слухи…

Дети: З-з-з! (издают «зудящий» звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты)

Педагог: Зазвенели, словно мухи…

Дети: З-з-з!

Педагог: пробежал по лесу гул…

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог произносят на сильном коротком выдохе)

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул…

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох)

Педагог: И посыпалась роса…

Дети: Динь-динь-динь!  (произносят в верхнем регистре, на улыбке, звук «н» - носовой)

Педагог: Зазвучали голоса…

Дети: А-а-а-а! (поют звук «а» в примерной зоне, на длинном выдохе)

   Особенное внимание уделяем выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться  к эталону вполне возможно, главное – поверхностное дыхание. Часто вдох у детей, имеющих нарушение речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, используем следующие приёмы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

   Работа над звукообразованием начинается с распевов. В которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому мы широко используем песни-игры, построенные по принципу «Эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой – увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

   По этому же принципу мы ведём и разучивание всех песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Педагог пропевает фразу и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, получивший мяч, должен повторить пропетое педагогом. В другом случае ребёнок, получивший мяч, должен пропеть следующую фразу и вернуть мяч. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и  должна быть эталоном певческого звука. Ещё одна игра – «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребёнок, которому передают мяч, поёт по одной фразе и передаёт мяч следующему. Мяч должен передаваться  на последний ударный слог пропеваемый фразы, для того чтобы следующий исполнитель успел взять дыхание. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми логопедических групп имеет работа над дикцией. Мы добиваемся утрированного произношения гласных «о», «а», «я», заставляя детей как можно шире открывать рот, раскрепощаем нижнюю челюсть. Это помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.

   Например, «Пёстрый колпачок» Г.Струве. На слог  «ёл» детям предлагается как можно ниже опустить нижнюю челюсть, спеть этот слог громче, а следующий  слог «кой» - как можно ниже. Таким образом, на слове «ёлкой» выделяемая фраза приобретает законченный характер. Согласные в окончаниях тоже произносим утрированно: «сидел гном». Работа над любой песней или попевкой определяется  обязательно и музыкальными, и логопедическими задачами. Успех для всего описанного выше обеспечен лишь в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для наших детей порой представляет сложность, поэтому мы используем движения, помогающие удержать метр: покачивание корпуса (вправо-влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.

   На наш взгляд, совместная работа педагога-музыканта и логопеда способствует коррекции речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе....

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...