Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Татьяна Александровна

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_sayt.docx19.69 КБ
Файл publikatsiya_na_sayt.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Многолетний опыт диагностики детей с нарушениями в развитии речи показывает, что они отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух, музыкальная память, интонационная выразительность, - вот что необходимо преодолеть педагогу.

Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. В значительной мере затруднена выработка правильного певческого дыхания.

В своей работе необходимо использовать различные методы, приёмы, способы формирования вокальных навыков у детей.

Доречевую подготовку можно проводить в виде игр – упражнений.

Особенного внимания требует выработка певческого дыхания смешанного типа. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, можно использовать осенние листочки на тонких ниточках, «трепещущие на ветру» пёрышки, «снежинки» из салфеток, которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонких согласных в окончаниях слов. Полезно использовать песни – игры, построенные по принципу «эха», они увеличивают возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

По этому же принципу полезно вести разучивание всех песен, разнообразя многократное повторение одной и той же фразы элементами игры. В любом случае это выглядит так, что фраза, спетая педагогом, является эталоном певческого звука и должна всё время повторяться.

Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми логопедических групп имеет работа над дикцией. Необходимо заставлять детей как можно шире открывать рот, утрированно произнося гласные «о», «а», «я», раскрепощая нижнюю челюсть. Это помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.

Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными и логопедическими задачами. Совместная работа логопеда и педагога – музыканта способствует коррекции речи ребёнка.

   Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
      Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика – система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
      Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе.  Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность.

       В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально- эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.
     При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

         Решение воспитательных задач содействует:

  1. развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  2. развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
  3. воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

      Тактильно-кинестетическое восприятие наряду с художественно-образным оказывает сильное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции, поэтому на занятиях дети играют с кубиками, камешками, ракушками, шишками, колючими каштанами, палочками, колечками, кисточками, клубками шерсти и другими мелкими предметами из искусственных и природных материалов. Кроме того, предметы игровой деятельности являются для ребенка важными партнерами коммуникации и обеспечивают необходимую степень его открытости в совместной работе с педагогом.

        Безусловно, организация вокально-хоровой работы в детском саду будет иметь успех лишь в том случае, если в коллективе будет существовать взаимосвязь в работе воспитателя, логопеда, музыкального руководителя.



Предварительный просмотр:

Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Многолетний опыт диагностики детей с нарушениями в развитии речи показывает, что они отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух, музыкальная память, интонационная выразительность, - вот что необходимо преодолеть педагогу.

Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. В значительной мере затруднена выработка правильного певческого дыхания.

В своей работе необходимо использовать различные методы, приёмы, способы формирования вокальных навыков у детей.

Доречевую подготовку можно проводить в виде игр – упражнений.

Особенного внимания требует выработка певческого дыхания смешанного типа. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, можно использовать осенние листочки на тонких ниточках, «трепещущие на ветру» пёрышки, «снежинки» из салфеток, которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонких согласных в окончаниях слов. Полезно использовать песни – игры, построенные по принципу «эха», они увеличивают возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

По этому же принципу полезно вести разучивание всех песен, разнообразя многократное повторение одной и той же фразы элементами игры. В любом случае это выглядит так, что фраза, спетая педагогом, является эталоном певческого звука и должна всё время повторяться.

Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми логопедических групп имеет работа над дикцией. Необходимо заставлять детей как можно шире открывать рот, утрированно произнося гласные «о», «а», «я», раскрепощая нижнюю челюсть. Это помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.

Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными и логопедическими задачами. Совместная работа логопеда и педагога – музыканта способствует коррекции речи ребёнка.

   Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
      Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика – система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
      Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе.  Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность.

       В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально- эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.
     При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

         Решение воспитательных задач содействует:

  1. развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  2. развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
  3. воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

      Тактильно-кинестетическое восприятие наряду с художественно-образным оказывает сильное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции, поэтому на занятиях дети играют с кубиками, камешками, ракушками, шишками, колючими каштанами, палочками, колечками, кисточками, клубками шерсти и другими мелкими предметами из искусственных и природных материалов. Кроме того, предметы игровой деятельности являются для ребенка важными партнерами коммуникации и обеспечивают необходимую степень его открытости в совместной работе с педагогом.

        Безусловно, организация вокально-хоровой работы в детском саду будет иметь успех лишь в том случае, если в коллективе будет существовать взаимосвязь в работе воспитателя, логопеда, музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

«Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

laquo;Особенности вокально-хоровой работы с детьми,имеющими речевые нарушения»...

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...