Готов ли ребенок к школе?
консультация (подготовительная группа)

Вайцеховская Анастасия Владимировна

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx768.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

http://komus-opt.ru/upload/medialibrary/bcf/tovary_dlya_ucheby_i_ofisa_globus.jpg

Выполнила воспитатель

 подготовительной к школе

группы: Вайцеховская А.В.

« Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,»

В.А.Сухомлинский.

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?

Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?

  • Здоровым
  • Культурным
  • Весёлым
  • Добрым
  • Умным
  • Читающим
  • Сообразительным

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство начинается период школьного возраста.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность

1.Высокая мотивационная готовность

Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация

  • Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
  • Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус .

Внешняя мотивация

  • Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
  • Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».

Рекомендации для родителей

  • Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте ребёнка заранее любить то, что он еще не познал.
  • Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.
  • Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.

2.Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:

  • Умение наблюдать;
  • ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники.
  • умение распределить предметы по их размеру, длине, ширине и высоте;
  • умение дать предметам и их свойствам единое название, Может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ)
  • умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
  • способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь)
  • способность концентрировать внимание.

Ребёнок:

  • Знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию
  • Понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат)
  • Помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом.
  • Сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик)
  • Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?)
  • Соединяет прямой линией точки находящиеся на расстоянии 8 см.
  • Аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш.
  • Рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер.
  • Может продолжить орнамент.

Рекомендации для родителей

  • Загадывайте ребенку загадки.
  • Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.
  • Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.
  • Разучивайте с ребенком стихи и песенки.
  • Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.   

3.Эмоционально-волевая готовность

Важнейшими показателями волевой готовности являются:

  • Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и

исполнить его;

  • проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
  • способность оценить результат своего действия;
  • умение управлять своими движениями, вниманием;
  • умение преднамеренно заучивать стихотворение;
  • способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.
  • способность управлять своими эмоциями и поведением;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;

Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.

Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.

Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»

В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Рекомендации для родителей

  • Поощряйте у ребенка умение управлять собой.
  • Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.
  • Учите ребенка планировать.
  • Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

4. Социальная готовность

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

  • Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
  • Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
  • Навык сотрудничества;
  • Способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя;

Нужно ответить на вопросы:

  • Умеет ли ребенок общаться с детьми?
  • Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
  • Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
  • Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
  • Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

Рекомендации для родителей

  • Поощряйте у ребенка проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.
  • У ребёнка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.

Специальная готовность

1.Развитие речи

Попросите ребенка пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма. Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ - чтение книг вслух.

Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте ребёнка, как прошёл его день, что интересное он видел.

Учите вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним.

2. Математические представления.

• знать цифры от 0 до 9;
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2.
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, - , =, <, >;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;

3. Окружающий мир

Ребёнок должен знать:

  • адрес, название посёлка, страны, столицы, где работают родители и чем там занимаются;
  • виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц;
  • виды транспорта,
  • названия групп предметов (овощи, мебель, одежда, бытовая техника и т.д.)

Адаптация ребенка к школе

  • Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.
  • Происходит смена ведущей деятельности.
  • Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.
  • Проблема сдерживания двигательной активности.
  • Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).

https://klops.ru/media/W1siZiIsIjIwMTcvMTIvMTAvNXE4aG1ua3B1dF9zaHV0dGVyc3RvY2tfNjYwMjM1ODQuanBnIl0sWyJwIiwidGh1bWIiLCI5MjR4Il1d?sha=3f06600dfcb6a313

Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.

  1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
  3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
  6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
  11. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
  17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
  18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей дошкольников.Готов ли ребенок к школе?

Тест для  родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе? Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:  Хочет ли ваш ребенок идти в школу?  Привлекает ли ...

"Готов ли ребенок к школе? (развитие навыков письма)"

Рекомендации для родителей по подготовке руки к письму....

Первый класс или готов ли ребенок к школе

В этой консультации изложен материал чем ребёнок должен владеть для успешного обучения в школе....

Готов ли ребенок к школе?

Рекомендации для родителей....

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»

консультация для родителейна  тему:  « Готов ли  ребенок к школе»...

Готов ли ребенок к школе

Готов ли ребенок к школе?На этот  вопрос трудно ответить однозначно. Для  одних  взрослых – это умение ребёнка  читать, писать и считать, для других – способность сосредоточиться н...