Приобщение дошкольников к истокам русской культуры
статья

Статья рекомендуется педагогам дошкольных организаций, которые в своей работе среди основных задач ставят следующую: дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_istokam_russkoy_kultury.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое.

Кто и когда первым на Руси завел хоровод – за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда – поклонения Яриле, могущественному богу солнца. Обряд совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей.

Владимир Иванович Даль в большом толковом словаре русского языка трактует хоровод так – круг, собрание молодежи на вольном воздухе, для пения с плясками.

Хороводить, хороводничать – петь, ходить в хороводе.

“Хоровод… Народная игра – движение людей по кругу с пением и какой-либо игры, танца” (С.И.Ожегов)

Содержание хоровода раскрывается песней. В связи с этим, текст имеет первоначальное значение, и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Наша задача – дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр и хороводов.

Трудно представить детей какого бы то ни было возраста, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

Чем хороши народные игры для детей? Хороводы и игры – верные помощники в организации детей. Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма. Народная игра приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему.

Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учиться общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность у группе.

Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального “я”.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы: круговые, некруговые, и хороводы-шествия.

Круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни в центре круга одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других – песенный диалог.(“Заинька” “ Каравай”).

В некруговых играх происходит деление участников на две группы, которые становятся друг против друга и движутся поочередно “стенка на стенку”, то приближаясь, то удаляясь друг от друга. ( “Просо”, “Бояре”, “В царя”).

Весьма разнообразны движения в хороводах-шествиях – это может быть ходьба рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождение “через воротца” (“Хмель”, “Плетень”, “Челнок” ).

Хороводы и игры можно условно разделить на 3 группы:

  1. Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы (“А мы просо сеяли”)
  2. Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения (“Бояре, мы к вам пришли”).
  3. Хороводы, в которых нашли выражение все патриотические чувства народа, воспеваются родные места. (“Во поле береза стояла”).

          В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков таких как - прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.

      Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Примеры хороводных игр.

  1. “Заинька”

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись,

Серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

  1. “Ходит Ваня”

ходит Ваня. ходит Ваня

ищет Ваня, ищет Ваня,

для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

для себя дружочка

Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.

  1. «Мы матрешки»

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас чистые ладошки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые сапожки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые платочки.

мы матрешки, вот какие крошки.

побежали. побежали все мы по дорожке.

  1. Где был, Иванушка?

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Тетеру. (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"

Занятие для детей средней группы  по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....

Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"

Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....

Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...

"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...

Краткосрочный проект в детском саду. " Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры"

Воспитание гражданина и патриота,любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своей семьи,своего народа,его культуры....