"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гордиенко Галина Николаевна

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

Воспитывать патриотические чувства детей необходимо с младшего дошкольного возраста. Для этого целесообразно      создавать условия для детской деятельности адекватной возрасту детей,      направленной на формирование   чувства любви к Родине,      уважения к  традициям и культуре русского народа

     В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.Цель проекта:Сформировать у детей младшего дошкольного возраста  положительные эмоции, интерес к окружающему миру через  ознакомление с народно- прикладным искусством  и знакомство с культурой русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Мини-музей «Русская изба»

https://i1.wp.com/valueofthemoment.com/wp-content/uploads/2016/12/1091815_html_27ba08a4.jpg?resize=789%2C600

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Гордиенко Галина Николаевна

.Комсомольск на Амуре 201 7 год

В  низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам -укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Тип проекта: ролево-игровой

Вид проекта: групповой

Участники: дети младшей группы

Родители

Воспитатели

Музыкальный работник

Срок реализации: долгосрочный ( 2 года)

Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях

Л.Н.Толстой

Актуальность

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

          Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили знакомить детей с русской культурой с раннего детства .

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема:

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

Обоснование проблемы:  

Воспитывать патриотические чувства детей необходимо с младшего дошкольного возраста. Для этого целесообразно      создавать условия для детской деятельности адекватной возрасту детей,      направленной на формирование   чувства любви к Родине,      уважения к  традициям и культуре русского народа

     В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.

Цель:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста  положительные эмоции, интерес к окружающему миру через  ознакомление с народно- прикладным искусством  и знакомство с культурой русского народа

Задачи:

•        Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

•        Познакомить  с традициями  русского народа;

•        Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

•        Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун,  лавка, сундук;

•        Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

•        Знакомство с русскими народными хороводными играми;

•        Изготовить макет русской избы;

•        Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

•        Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Ожидаемые результаты: 

1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.

4.Узнают русские народные  игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом»..

5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9.Будет   пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.

Продукт проекта: мини-музей «Русская изба»

Обеспечение проекта

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей.

-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

-Изготовление макета «Русская изба».

-Сбор предметов для музея «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской из

   Реализация проекта

                              Реализация проекта

Этап проекта, задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Постановка проблемы

Показ  мультфильма »Кот, петух и лиса»

Беседа по содержанию

 Выяснить знания  о том, что такое изба  

А вы хотите узнать,  что в ней находится?

 

Просмотр  мультфильма »Кот, петух и лиса»

Родители:

решение о принятии участия в проекте

2. Организация работы над проектом

  Беседа с детьми, направленная на определение  предметов, находящихся в избе

-Высказывания предположений по определению  

  предметов, находящихся в избе

 -  Помощь детям в поиске информации  

по теме в книгах, в  

 

 3. Выполнение проекта

4.Презентация проекта

Беседы:

  • «Русский народный костюм»
  • «Гости в горнице»
  • «Русская изба»

 Рассказы воспитателя:

  • о русской печи;
  • о традициях русского чаепития;
  • о русской матрешке;
  • о дымковских игрушках;
  • о деревянных ложках.

 

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

  • Д/и «В русской горнице»
  • Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
  • Пальчиковая игра «Маланья»

 

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

  •  «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

 Чтение стихотворений:

  • А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
  • Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 Социально –  коммуникативное развитие.

«Социализация», «Труд», «Безопасность».

«Социализация»

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

 

Игры — драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

 Труд

Ручной труд:

  •  Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

 

«Безопасность»

 Беседы:

  • «Огонь-друг, огонь-враг».

 

Художественно – эстетическое развитие.

 

Лепка:

«Посуда»

Аппликация:

«Русская изба»

Роспись « Дымковских игрушек», «Матрешек».

 

Физическое

 Подвижные игры:

  • «Ручеек»
  • «Салки»
  • «Сидит Яша»
  • «Горелки»

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

 Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок:

 деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

 

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

  Центр продуктивной деятельности:

 

Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей

     

  • Сбор предметов для музея «Русская изба».

Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы

 

Пополнение уголка ряжения(кокошники, сарафаны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"

Занятие для детей средней группы  по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....

Презентация. Описание опыта работы "Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры"

Приоритеты выбранные для возрождения национальных традиций. Что используется для освоения детьми народной культуры....

Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры

Статья рекомендуется педагогам дошкольных организаций, которые в своей работе среди основных задач ставят следующую: дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испыта...

Краткосрочный проект в детском саду. " Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры"

Воспитание гражданина и патриота,любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своей семьи,своего народа,его культуры....