Тренинг "Пластилинотерапия"
материал

Мацкевич Ольга Анатольевна

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_plastilinoterapiya_sev.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №5 «Теремок»

 г. Новоалтайска

тренинг

ПЛАСТИЛИНОТЕРАПИЯ 

на снятие эмоционального напряжения в группе

Подготовил

педагог-психолог  

Мацкевич О.А.

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Материалы: бейджики, ручки, фломастеры, пластилин разноцветный, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников, картон, ножницы, плакат с неоконченными предложениями.

Участники: педагоги.

Продолжительность: 1.5 – 2 часа.

  1. Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)

Цель: абстрагирование от реальных – социальных ролей.

Материалы: бейджики, ручки, фломастеры.

Ход упражнения. Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

Рефлексия:

  • Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  • Ваши впечатления по проведенному упражнению?
  • Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?

  1.  Упражнение «Точки земли» (2 мин.)

Цель: подготовка к лучшему пониманию получаемой информации.

Выполнение: Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

  1. Техника «Каракули» (вариант с пластилином) (5-7 мин.)

Цель: подготовка рук к дальнейшей работе;  снижение контроля поведения.

Инструкция: «Сегодня нам предстоит большая работа с пластилином, но сначала нужно как следует размять руки. В результате может даже получиться симпатичная фигурка, в которой можно что-то узнать. Для начала выберите брусочек пластилина, который Вам нравится, отщипните примерно половину,  прикройте или закройте глаза,  расслабьтесь, и мните его в руке, образуя фигурку».

Следующий этап – интерпретация. На что получившаяся фигурка похожа? Какие ассоциации, эмоции вызывает? Нравится?

Если технику не получается выполнить со второго или третьего раза, то это может говорить о ситуативной тревожности или сильном контроле сознания; об этом же может свидетельствовать нежелание закрывать глаза в начале.

Рефлексия:

  • Легко ли было выполнять упражнение?
  • Возникали ли трудности при выполнении задания?
  • Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

  1.  Основная часть (35-50мин.)

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, бумага белая формата А3 или А2 (в зависимости от количества участников в подгруппе), простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются бумага, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Инструкции:

  1. Вылепите своё эмоциональное состояние.
  2. «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
  3. Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
  4. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
  5. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
  6. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени. (работа в подгруппах)

Рефлексия:

  • Легко ли было выполнять упражнение?
  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
  • Возникали ли разногласия в ходе работы?

  1. Техника «Талисман» (5-10 мин.)

Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.

Материал: разноцветный пластилин, картон, ножницы.

Инструкция: Вспомните, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя какими-то способностями, силой, который помогает или защищает его. Вы бы хотели иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Слепите его!

Рефлексия:

  • Возникали ли трудности при изготовлении талисмана?
  • От чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть?

  1. Релаксация “УЛЫБКА” (2-3 мин.)

Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию напряжения с мышц лица.

Ход упражнения: участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Рефлексия итоговая:   Упражнение «Чему Я научился?»

Предлагается плакат со следующими неоконченными предложениями:

Я научилась...

Я узнала, что...

Я нашла подтверждение тому, что...

Я обнаружила, что...

Я была удивлена тем, что...

Мне нравится, что...

Я была разочарована тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...

Инструкция: поделитесь впечатлениями о встрече, начиная с любой из фраз, которые вы видите на доске. (высказывания педагогов)

Благодарю за плодотворно проведенное время.

Список литературы:

  1. Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. – СПб, 2005 – 42 с.
  2. Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Пластилинотерапия

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение педагогами нетрадиционн...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Пластилинотерапия как одна из инновационных логопедических технологий в работе с детьми ТНР.

Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение...

Пластилинотерапия

Пластилинотерапия...

Публикация в журнале "Вестник" статья "Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом"

Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом...

Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия в работе с родителями

Данная консультация знакомит с нетрадиционной логопедической технологией - пластилинотерапией....