Пластилинотерапия
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Пластилинотерапия
Пластилинотерапия – один из методов арт-терапевтической работы, позволяющий проработать личностные проблемы ребенка. Практически нет ни одного малыша, который бы не любил пластилин. Ведь слепить можно все, что угодно, а главное, в отличие от рисунка, вылепленный образ всегда можно исправить спустя некоторое время.
Пластилинотерапия может использоваться как вспомогательный метод в сочетании со сказкотерапией, музыкотерапией и беседой, или же выступать самостоятельным видом деятельности. Основой каждого занятия с использованием пластилина является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Чем же так хороша лепка? Почему именно её часто выбирают при работе с разными психическими процессами?
Во-первых, пластилин, как и глина и тесто – это материалы очень восприимчивые к чувствам ребенка. Постепенно разминая кусочек, по рукам расходится приятное тепло, и очень заметно как дети расслабляются и обретают ощущение комфорта. Даже взрослые отмечают, что когда руки мнут мягкий предмет, становится легче говорить, пропадает робость и появляется ощущение безопасности.
Во-вторых, в плечевом поясе, кистях и пальцах очень часто сосредоточено большое количество мышечных зажимов, которые часто являются признаком проявления психологического дискомфорта. Работа с пластилином включает в работу мышцы и помогает снять излишнее напряжение путем постепенно сжимания и разжимания рук. Для этого лучше всего подходит не масса для лепки, а обыкновенный твердый пластилин.
И в-третьих, лепка - универсальный способ взаимодействия со своим внутренним миром для человека любого возраста. На совместных коррекционных занятиях родители могут очень много нового открыть о себе и своих отношениях с детьми.
Целью пластилинотерапии является актуализация существующих переживаний и их выражение и коррекция с помощью пластилинографии.
В ходе арт - терапевтического занятия с использованием пластилина реализовываются следующие задачи:
- Развитие мелкой моторики у дошкольников;
- Снятие мышечных зажимов;
- Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации);
Техники психологической работы с пластилином:
- Рисунок
- Аппликация
- Жгутовая техника
- Работа с дополнительными материалами (проволоки, нитки, крупы, природные материалы, фигурки и т.д.)
При работе с различными психологическими состояниями можно столкнуться с рядом трудностей: например, дети с выраженным стрессом или агрессивными реакциями могут отказываться работать с данным материалом, считая его эстетически неприемлемым (пачкает руки, остаётся под ногтями и т.д.). В этом случае следует заменить пластилин на другой материал (песок, краски) и вернуться к нему спустя некоторое время работы над проблемой.
Рассмотрим два упражнения для работы в техники пластилинотерапии на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.
Упражнение «Разноцветные огоньки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения с кистей и пальцев рук, выяснение актуального эмоционального состояния ребенка
Возраст: 5-7 лет
Ход упражнения:
Ребенку предлагается палитра с цветами пластилина. Дается инструкция: «Представь, что мы с тобой собираемся наряжать новогоднюю ёлочку. Возьми, пожалуйста, по одному шарику пластилина каждого из цветов, и расположи их на листочке в виде маленьких огоньков. Выбирай цвета по убыванию красоты: сначала самый красивый, и в конце самый неприятный»
После выполнения с ребенком проводится беседа о выбранных цветах и их последовательности.
Упражнение «Талисман»
Цель: выяснение актуальной психологической проблемы и поиск ресурса для ее решения
Возраст: 6-8 лет
Ход упражнения:
Дается инструкция: « Давай мы с тобой сегодня побудем волшебниками?! Вспомни, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, который наделяет главного героя способностями, силой, который помогает или защищает его. Ты бы хотел иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Давай слепим его?!»
Ребенок лепит талисман, используя разноцветный пластилин, затем рассказывает, от чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пластилинотерапия
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение педагогами нетрадиционн...
Тренинг "Пластилинотерапия"
Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поста...
Пластилинотерапия как одна из инновационных логопедических технологий в работе с детьми ТНР.
Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение...
Публикация в журнале "Вестник" статья "Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом"
Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом...
Нетрадиционная логопедическая технология – пластилинотерапия в работе с родителями
Данная консультация знакомит с нетрадиционной логопедической технологией - пластилинотерапией....