Описание инновационного опыта педагога ДОУ
учебно-методический материал (старшая группа)

Бормотина Елена Александровна

"Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта- Бормотина Е.А.

Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна)

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольника»

Бормотина Елена Александровна-воспитатель МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП «Ельниковский детский сад №1» комбинированного вида.

Дата рождения: 12.10.1989г.

Профессиональное образование: (окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева , квалификация «организатор-методист дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», 27.01.2012)

Стаж педагогической работы   в данной должности: 10лет

                                                     в данном учреждении: 10лет

                                                     общий трудовой стаж: 11лет

Наличие квалификационной категории: первая

Дата последней аттестации: 06.04.2015г.

Сведения о повышении квалификации:

1.С 26 по 30 мая 2014.13 августа 2014 г. прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»

По дополнительной профессиональной программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО» в объёме 72 часа

2.С 20 ноября 2017 г. по 06 декабря2017 г. прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»

По дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях» в объеме 72 часа.

Собственный сайт педагога: https://nsportal.ru/kryuchkkova-elena

1. Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании.

            Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения думать и решать простейшие умственные задачи. Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении – развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения и навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей.

           Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, эффективного метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

            Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо представление им возможности приобретать знания самостоятельно.

             Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов:

 методика А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год;

работы Поддъякова Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности» // Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»;

 методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

 методику Ивановой А.И.  «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

 работу Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 2015 г.;

работу Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» 2014 г.;

 занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» 2002 г.

работу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска».

2. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Это подтолкнуло меня к работе над темой «Экспериментирование дошкольников». Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Он считает: экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается.

Главная цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

 Я считаю, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

3. Новизна метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Технология опыта

Моя работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях   я выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.  

Моя задача   заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные им от рождения, а они есть у каждого.  Дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства.

Деятельность воспитанников и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем воспитателя. На моих занятиях хороший психологический климат, все дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В своей деятельности я использую различные методы, которые помогают мне поддерживать у детей интерес к занятиям. Важнейший метод исследования – эксперимент. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие (температура, время, жидкость, и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Вследствие обучения, направленного на усвоение готовых истин, ребенок в значительной мере утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность.  Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

   На моих занятиях приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания, базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям. Я стараюсь проводить их в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил.

Результативность

   опыта (конкретные результаты педагогической деятельности)

Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что не известно. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном. По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах.

Список литературы

Заинтересовавшись этим методом обучения, мною изучены работы многих отечественных педагогов:

 методика А.И. Савенкова по теме: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», его работа «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание» за 2006 год;

работы Поддъякова Н.Н. «Сенсация: открытие новой ведущей деятельности» // Педагогический вестник. 1997. № 1, «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект»;

 методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;

 методику Ивановой А.И.  «Организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

 работу Веракса Н.Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» 2015 г.;

работу Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников» 2014 г.;

 занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» 2002 г.

работу Дыбиной О.В. «Ребенок в мире поиска».

1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание инновационного педагогического опыта

Много лет работаю над проблемой "Логическое мышление как средство развития связной речи детй старшего дошкольного возраста". Хочу поделиться своими находками с коллегами....

Описание инновационного опыта работы здоровьесберегающих технологий

Описание инновационного опыта работы инструктора по физической культуре,комплексный подход к оздоровлению детей через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Описание инновационного педагогического опыта

В современных словиях в педагогичческой науке большое место занимает исследование проблемы развитие твореской активности личности ребёнка , способной к самоактуализации. к принятию  самостоятельн...

Методическая разработка (описание инновационного опыты работы) "Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"

Методическая разработка(описание инновационного опыты работы)"Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"...

Описание инновационного опыта «Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Описание инновационного опыта«Тестопластика, как одна из инновационных технологий арт-терапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Описание инновационного педагогического опыта

Описание инновационного педагогического опытаКузоятовой Светланы Ивановны 1.Введение Тема:  "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную техн...