Конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Традиции масленичной недели»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лошинская Кристина Михайловна

Конспект занятия для детей старшей группы на тему:

«Традиции масленичной недели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsa.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы на тему:

«Традиции масленичной недели»

Составил воспитатель:

Лошинская К.М

Цели:

  • Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;
  • Развитие творческого воображения;

Задачи:

  • Познакомить с традициями празднования Масленицы;
  • Воспитывать у детей дружелюбие друг к другу;
  • Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор;        
  • Сформировать чувство коллективизма, внимания, чуткости друг другу и к окружающим людям.

Оборудование: 

Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы, плакат с нарисованной масленицей, одежда для масленицы, канат для перетягивания, два круга поделенные на не равные кусочки, музыка к песни «Блины», два контура девушки, фломастеры, цветные карандаши, блины.

Ход занятия:

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!

 (открывается плакат “Широкая Масленица”, с названием дней масленичной недели и иллюстрацией к ним)

Воспитатель:Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны.  Масленицу всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Давайте и мы с вами ребята, сегодня поиграем?!

Воспитатель:Понедельник – встреча

Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.

На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в наряд девушки и возили по улицам, обращались к нему ласково. В первый день устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

1.Конкурс “Наряди чучело”

 (дети наряжают чучело Масленицы)

Воспитатель:Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу (воспитатель говорит, а дети повторяют):

-Дорогая наша гостья, Масленица

-Авдотья Изотьевна!

-Дуня белая, Дуня румяная!

-Коса длинная, триаршинная.

-Лента алая, двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

Воспитатель:Вторник – заигрыш

Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за веселье угощают блинами. Также в этот день делают снежные городки и и играют в игру «взятие снежного городка».

- Вот посмотрите на этой картине как раз показано как в старину играли во второй день масленичной  недели (картина Сурикова “Взятие снежного городка”)

- А еще люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.

(Воспитатель поёт, а дети подпевают)

1.Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

2.Вот к нам Масленка пришла
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!

3.Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.

4.Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!

5.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Воспитатель:Среда – лакомка

Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!

На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.

Воспитатель:Четверг – разгуляй

А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.

В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали кулачные бои. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте поделимся на две команды и начнём перетягивать канат. Кто перетянет команду соперника на свою сторону, тот и победил.

(подвижная игра)

Воспитатель:Пятница – тещины вечерки

Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.

Воспитатель: А сейчас мы с вами  немножечко поиграем.  Участники команд будут выходить и печь для нас блины.

Игра “Собери блин” (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)

Воспитатель: также наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:

  • Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
  • Не житьё, а Масленица.
  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • Блин не клин, живота не расколет.
  • Без блина не Масленица.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё знаете. А, ответьте мне на вопрос: почему на Масленицу пекли именно блины? (символ солнца)

Суббота – золовкины посиделки

Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.

Давайте мы с вами споём песенку про блины:

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили, 
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет
И сама к столу несет. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

Воспитатель:Воскресенье – прощеный день

Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.

Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.

(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)

Воспитатель: сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?

Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем, 
И все дру другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!

- Давайте мы с вами немного порисуем. Каждая из команд должна нарисовать весну.

(Каждая команда получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите какие красивые рисунки у вас получились!

- Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?

(ответы детей)

- Сколько дней длился праздник.

(ответы детей)

- Что готовили на Масленицу? Почему?

(ответы детей)

-Вам понравилось сегодняшнее занятие?

 Воспитатель угощает детей блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия  для детейстаршей  группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Семейные традиции»

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности....