Перспективный план дидактических игр в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Шакирянова Елена Владимировна

Дидактические игры в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_starshaya_gruppa.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план дидактических игр для детей старшей группы

Дата

Дидактические игры

 

По ознакомлению с окружающим миром

По развитию речи

По введению в математику

По экологии

Сентябрь «Кто я»

1 неделя

 «Умею -не умею»
цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

«Найди звук» цель: находить слова с одним и двумя слогами

«Расставь мебель» цель: закрепить понятие «ритм»

«Какого растения не стало?» цель: закрепить знания комнатных растений; развивать внимание, память

2 неделя

«Найди пару» цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

«Найди точное слово» цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
 

«Посчитаем» цель: закрепить счет до 3-х

«Выбери нужное» цель: развивать логическое мышление

3 неделя
Сыновья и дочки (мальчики и девочки)

«Кому что нужно» цель: использовать знания детей о предметах, окружающих их, закрепить различия девочек и мальчиков

«Он – Она» цель: учить детей соотносить глаголы с существительными женского и мужского родов

«Девочки – мальчики» цель: закреплять умение объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Кто я такой?
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков

4 неделя
Мои друзья

Найди свою игрушку
цель: учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.

«Поймай слог» цель: развитие слухового внимания и его быстроты

«Игрушки» цель: уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар

«Береги природу» цель: закреплять правила поведения на природе

Октябрь «Родная страна»

1 неделя
Навещаем близких (приглашение к путешествию)

«Запоминаем имена близких родственников» цель: развивать знания детей о родных; воспитывать любовь к близким

«Наоборот» цель: упражнение в подборе антонимов

«Расставь друзей по росту»  цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.

Полезные и вредные продукты
Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

2 неделя
Место, в котором я живу (какая она осень)

«Щедрая осень» цель: закрепить признаки осени

«Что бывает осенью?» 
цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме

«Собери гербарий» цель: закреплять умение формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар

«Что растет в родном краю» цель: закрепить знание растительного мира
 

3 неделя
Мой родной город

«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

«Кого? Что?» цель: называть слова в соответствии с вопросом
 

«Дома на улице» цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠».

«Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним

4 неделя
Россия – Родина моя

«Флаг России»
Цель: формирование знаний о флаге и его символике цвета; развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

«Если бы» цель: развитие связной речи, воображения

«Деревья в лесу» цель: закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак «=» или «≠».
 

«Что было бы, если из леса исчезли…» цель: развивать логическое мышление

Ноябрь «Путешествие по родной земле»

1 неделя
Отправляясь в путь…

Поступи правильно.
Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни

«Придумай слово» цель: развитие фонематического слуха

«Собираем чемодан» цель: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+».

Игра с мячом «Я знаю» цель: расширять кругозор детей; активизировать словарь

2 неделя
Транспорт

Угадай  транспорт
цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию ( загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность

«Ловушка» цель: развитие умения услышать в слове определенный звук

«Найди машинку» цель: уточнить пространственные отношения: на, над, под

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
цель:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность

3 неделя
Помощники: глобус и карта

«Найди на карте» цель: развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты

«Маленький гномик» цель: учить использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова

«Найди на карте» цель: развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева

Найди на карте» цель: развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты

4 неделя
Не скучная дорога

Подумай – отгадай цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость

«Строим дорожку» цель: развитие фонематического слуха

«Посмотри по сторонам» цель: закрепить пространственные отношения: слева, справа

Цепочка цель: развивать логическое мышление
 

Декабрь «Путешествие зимы»

1 неделя
Северный полюс

Снежинки. 
 Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок

«Какой предмет» цель: развитие умения подбирать к слову как можно больше признаков и правильно их согласовывать

«Снежинки тают» цель : формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-«

Где снежинки?
цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность

2 неделя
Тундра и ее обитатели

Чей след. 
Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу

«Где зайчонок»
цель: Формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.

«Где зайчонок» цель: уточнить пространственные отношения: между, посередине
 

«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь

3 неделя
Тайга

«Загадки о диких животных» цель: развивать логическое мышление; закрепить знание внешнего вида и повадок

«Кто у кого» цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных

«Один и много» цель: сформировать представления о понятиях: один, много.

Кто где живёт
цель: закреплять знания о животных и местах их обитания

4 неделя
Новый год (идет волшебница зима)

«Чем украсим елку» цель: развивать умение заботиться о собственной безопасности

«Украсим елку к празднику» 
цель: расширить и активизировать словарь по теме

«Елочка» цель: продолжать знакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.

«Елка или сосна» цель: развивать умение по словесному описанию определять дерево

Январь «Кто я»

2 неделя
Если хочешь быть здоров

«Назови предметы» Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии

"Два и две" 
цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

«Внутри – снаружи» цель: уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты
.
 

3 неделя
Если хочешь быть здоров

«1,2,3, что может быть опасно - найди»
Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания

  «Скажи, что делают этими предметами»
Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
 

«Два – две» цель: закрепить состав числа 2: помочь понять что такое «пара»

«Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах
 

4 неделя
Береги себя и своих близких

«Как бы ты поступил»
Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми

«Отвечай на вопрос -  кому?» цель: учить детей правильно отвечать на вопросы.

«Геометрический рисунок» цель: формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях

Дидактическая игра«Витаминкины друзья»
 Цель:формирование навыков здорового образа жизни. закрепить понятие «Витамины»; закрепить знания о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания;развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции
 «

Февраль «Столица России»

1 неделя
Столица нашей Родины - Москва

«Выбери картинку»цель: закреплять знания о Москве, о ее достопримечетельностях

«Закончи предложение» цель: расширять словарный запас

«Короткие и длинные дорожки» цель: сформировать представления об отрезке, луче.

Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь

2 неделя
История Москвы

«Старая и новая Москва» цель: помочь детям отличить старые виды города от новых
 

«Из чего же?»
цель: Формирование способности ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительного

«Дома на улице» цель: закрепить представления о сложении и вычитании

Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией

3 неделя
Театры и музеи Москвы

«Выбери картинку» цель: закреплять знания о Москве, о ее достопримечетельностях

«Театр»
цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме

«Билеты в театр» цель: закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех

Игра «Деревья, травы, цветы» цель: закрепить знание растительного мира
 

4 неделя
Народные праздники

«Угадай праздник по символу» цель: закреплять знания детей о народных праздниках
 

«Отхлопаем слова»
цель: познакомить детей с принципами деления слов в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
 

«Кривые дорожки» цель: продолжать знакомить с понятиями «ломаная линия», «многоугольник

«Земля, вода, огонь, воздух» цель: закрепить знания детей о среде обитания различных животных

Март «Традиции родной стороны»

1 неделя
Устное народное творчество

«Отгадай сказку» цель: закрепить знание сказок, ее героев

«Повтори за мной» цель: развитие артикуляционного аппарата, дикции

«Три медведя» цель: продолжать знакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4.

«Из какой сказки животные» цель: уточнить в какой сказке какие животные жили; закрепить знание сказок

2 неделя
Народные промыслы

«Назови правильно»
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

«Прятки»
Цель: формировать морфологическую речь. Развивать умение правильно использовать предлоги и наречия, имеющие пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

«Посчитаем игрушки» цель: закрепить знание цифр 1- 4, счет до 4, знание состава числа 4,

«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь

3 неделя
Народный костюм

«Подбери элементы костюма» цель: закрепить знание орнаментов разных народов
 

«Один - много» 
цель: научить образовывать множественное число имен существительных

«Нарядим кукол» цель: закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения.

«Чудесный мешочек» цель: закрепить знания о том, какое животное что ест
 

4 неделя
Мой народ

«Русское народное» цель: развивать умение отличать одежду, фольклор, промыслы русского народа от других

«Похоже - не похоже» цель: развития фонетико-фонематической стороны речи

«Сколько у тебя друзей» цель: продолжать знакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1 – 4

«Угадай правило»
Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия

Апрель «Путешествие на юг»

1 неделя
Весна в степи

«Когда это бывает?» цель: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления

«Перепутаница»
цель: научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу

« Что ты видишь» цель: уточнить пространственные отношения: впереди, сзади

Оденем куклу на прогулку
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

2 неделя
Откуда хлеб пришел

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»  
цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. 
 

«Отхлопаем слова»
цель: познакомить детей с принципами деления слов в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

« В хлебном магазине» цель: формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар

Дидактическая игра «А что потом»
цель: систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба, развивать сообразительность, быстроту мышления, активизировать речь детей, их словарь

3 неделя
К лету в гости

«Когда это бывает?» цель: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления

«Светофор» цель: развивать у детей слуховое внимание

«Составим букет» цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях

4 неделя
Широка страна моя родная

«Найди на карте» цель: развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты

«Объясните, почему…»
цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления

«Раньше -позже» цель: расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше – позже

«ЛЕСНИК»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков

Май «Что мы знаем и умеем»

4 неделя
Часы и календари

«Что потом» цель: закрепить знание детей о режиме дня

«Договори слово в предложении»
цель: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы

«Какой месяц следующий» цель: повторить с детьми порядковый и количественный счет;

«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь

4 неделя
Средства связи

«Телефон»
Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб - спасателей.

“Испорченный телефон”
цель: развивать у детей слуховое восприятие, речевой слух

«Какой формы телефон» цель: закрепить знание геометрических фигур

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию» цель: закрепить знание внешнего вида и повадок птиц

4 неделя
Театральная неделя

«Загадки о сказках» цель: закрепить знание знакомых сказок и героев

«Путаница»
цель: Формирование умения конструировать простое предложение с опорой на предложенные слова

«Найди сове место в зале» цель: развивать ориентировку в пространстве, координацию; закрепить знание геометрических фигур, цветов и названий.

«Что потом» цель: закрепить знания о смене времен года

4 неделя
Наша книга знаний

«Что такое хорошо, а что такое плохо»
 Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.
 Материал: сюжетные картинки.
 Описание: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

«Придумай предложение»
цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления

«Найди фигуру» цель: закрепить знание геометрических фигур, цветов и оттенков; умение выполнять задание по образцу

Природа и человек.
цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план утренней гимнастики в старшей группе

Перспективный план утренней гимнастики в старшей группе. Каждый месяц состоит из двух комплексов: один - без предметов, второй - с предметом, а в завершении заключительные слова...

Перспективный план логопедической работы в старшей группе

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН   логопедической работы в речевой группе с ОНР (Iгод обучения) в МДОУ «Детский сад №230» «Ромашка»   2008– 2009учебный год ...

Перспективный план дидактических игр в старшей группе

Перспективный план для старших дошкольников по развитию словаря...

Перспективный план по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Перспективный план по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет)....

Перспективный план по аппликации в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Перспективный план по аппликации в старшей группе компенсирующей направленности/Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет)....

Перспективный план дидактических игр в старшей группе

В перспективном плане представлены дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по введению в математику, по экологии. ...

Перспективный план дидактических игр в средней группе

В перспективном плане представлены дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по введению в математику, по экологии ...