Проект: "Чудеса природы"
проект (подготовительная группа)

Каракаева Алтынай Насиповна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karakaeva_proekt_chudesa_prirody.docx53.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудеса природы»

Дошкольный возраст называют «возрастом вопросов», а детей — «почемучками». По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский мыслитель  П.А.Флоренский писал, что секрет творчества - в сохранении юности, а секрет гениальности — в сохранении детства на всю жизнь.

      В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на первый план вышла необходимость обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Стандарт предполагают изменение подходов к другие, адекватные организации образовательного процесса не через систему занятий, а через формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная деятельности.

        Одной из задач ФГОС является всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Большое значение имеет ярко  выраженная познавательная активность детей, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность. Интенсивность и вариативность проявления данного свойства позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций путем преобразования имеющегося опыта и знаний, тем самым развивая гибкость мышления и творческий потенциал ребенка [23].

       По мнению многих педагогов и психологов, любознательность, как общая познавательная направленность личности ребенка является основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности; данное качество позволяет ребенку расширить представления и углубить

понимание окружающей действительности. Особенностью любознательности является тот

факт, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности, в то же время способствует снижению утомляемости, повышая работоспособность ребенка [16].

В связи с этим  становится актуальным вопрос о специально организованной работе,

реализующей педагогические условия, направленные на развитие любознательности дошкольников. Осознавая необходимость развития у детей любознательности, был разработан проект дополнительного образования  «Чудеса природы».

Цель проекта: развитие у детей любознательности, потребности в умственных впечатлениях в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи проекта:

-пробуждать познавательную активность и интерес к исследовательской деятельности;

-развивать стремление к наблюдению, сравнению, окружающего мира;

-развивать умение выражать свои мысли, обогащать словарь детей;

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

- развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания И способы Деятельности В решении задач;

- создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей,

           

            Методологической основой работы являются теоретические положения:

- о любознательности как основе познавательной активности (О.П. Саулина, Л.М. Зюбин, К М

Рамонова);

-о любознательности как интегральном свойстве личности (А.М. Матюшкина, Н.Т. Лобова)

- о развитии любознательности в деятельности (Н.И. Рейнвальд, Г.И. Щукина и др.), обследованию свойств и качеств объектов

         Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы детей. Сформировать их должен обязательно сам ребенок под руководством и с помощью педагога.

Для развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов, обращая самое серьезное внимание на

возбуждение внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности В познавательной деятельности, а также придание этой деятельности проблемного характера, практикуя различные виды работы с детьми и т.д.

         При организации образовательной деятельности в рамках проекта используются различные современные образовательные технологии:

- проблемное обучение, Дж.Дьюи;

- «Воспитательный диалог» М.В. Телегнна;

- методика «Системный лифт» технологии ТРИЗ, Г.С. Альтшуллер;

- технология «Музейная педагогика» А.Н.Морозовой;

-мнемотехника Л.Е.Белоусовой;

- интеллект-карты Тонн Бьюзена;

- информационно — компьютерные технологии.

Познавательная деятельность стимулирует интерес детей к процессам, происходящим в

природе и обществе, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать и

самостоятельно находить объяснения.

Система работы

         Необходимость ориентироваться в возрастающем объёме информации предъявляет

новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

         В толковом словаре В.И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться. С.И. Ожегов предлагает свою

трактовку этого понятия: «любознательный -— склонный к приобретению знаний, пытливый» [З,

14]. Наиболее часто любознательность интерпретируется как познавательная потребность и

познавательный интерес. С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним

«живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [19].

          Все дети стремятся быть любознательными. Большинство дошкольников называют себя сообразительными и любознательными. Однако, как правило, оценивают данное качество по

разным проявлениям: внешним оценкам взрослых («сообразительный, потому что я все понимаю, что мама говорит»), связывали с освоением знаний в разных областях («много знаю», «могу решать задачи», «умный, быстро соображаю»).

        Познавательный интерес детей отражается в играх, рисунках, рассказах, и других видах

творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой

деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно

стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний [6].

Особенности развития любознательности у детей дошкольного возраста [24]:  

1. Любознательность дошкольников выражается в их многочисленных вопросах. Эти вопросы

возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного.

2. Развитие любознательности и практической познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой  проблемной ситуацией.

3. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка стимулируют его познавательную активность.

        Проявление любознательности у детей необходимо поддерживать и развивать, для того, чтобы сформировать устойчивый познавательный интерес.

        Развитие любознательности у детей дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий [1]:

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- организация совместной взросло-детской деятельности;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Организация предметно-развивающей среды в группе происходит с учетом принципа

личностно-ориентированной модели воспитания и особенностей развития игровой

деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка и содержать, как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды [15].

        Организация деятельности детей в рамках проекта опирается на ведущие принципы

развития дошкольников:

- принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем,

психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

- принцип дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной помощи

воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных

педагогических ситуаций, помогающих раскрыть личностные способности и возможности

воспитанников;

— принцип деятельности — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую

деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в игровой и

продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

       Реализация проекта проходит в три этапа: подготовительный, практический, итоговый.

1 этап - Подготовительный. В своем экспериментировании ребёнок - исследователь,

самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и

явления с целью более полного их познания и освоения. Детское экспериментирование

характеризуется обшей направленностью на приобретение новых сведений о том или ином

предмете, нового продукта (рисунка, постройки и т.п.). При этом у детей ярко выражена

установка на обнаружение чего-то нового и неожиданного.

При выборе темы исследовательской деятельности:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение

предстоит найти ребенку самостоятельно.

2. Педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом

уровне допускается коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

2 этап — Практический

      Любознательность, как черта личности, включает в себя три основных компонента:

знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на

овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности. Связь любознательности с интересом и с

исследовательской деятельностью приводит к совершенствованию познавательной активности и познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами познавательной активности служат такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных ребенком [3]. Основные положения исследовательской деятельности [17]:

 1.Детское исследование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения " развития“ новых мотивов личности, лежащих в основе  самодвижения, саморазвития дошкольников.

2.В детском исследовании наиболее мощно проявляется собственная активность детей,  направленная на получение новых сведений, новых знаний(познавательная форма исследования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма  исследования).

3. Детское исследование является стержнем любого процесса детского творчества

Педагогическая деятельность в рамках проекта включает следующие основные структурные компоненты творческого потенциала (классификация А.М.Матюшкина) [12]:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность, выражающуюся в обнаружении нового,

постановке и решении проблем;

- возможность достижения оригинальных решений;

- возможность прогнозирования и предвосхищения;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические,

нравственные и интеллектуальные оценки.

    Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников полноправный член. Взрослый при этом, во-первых, демонстрирует

разнообразные творческие способы деятельности, во - вторых, организует жизнь и деятельность ребенка, таким образом, чтобы условия и обстоятельств требовали от него творческих решений [11].

   Основное внимание в проекте «Чудеса природы» уделяется проблемному обучению. Чтобы

эффективно применять данную технологию в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление. Одним из таких условий и является создание проблемной ситуации. Базовые компоненты, составляющие психологическую структуру проблемной ситуации [10]:

- неизвестное, т.е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности;

- познавательная потребность детей;

-творческие возможности дошкольника и достигнутый им объем знаний.

   Познавательная деятельность ребёнка организована так, чтобы он, столкнувшись с противоречием (проблемой), захотел и смог решить его, т.е. открыть для себя и усвоить новое знание. Создавая проблемную ситуацию, педагог ставит ребёнка перед необходимостью выполнения такого задания, которое столкнуло бы детей с интересным противоречивым фактом Ценность противоречия в том, что оно, воздействуя на эмоции (удивления, недоумения, восхищения), пробуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения ребёнка с противоречием, включает в работу мысль. Именно противоречие, воздействуя на эмоции, способствует пробуждению п0№ной

потребности, желанию открывать и усваивать новые знания [20 .

   Дидактический смысл применения в процессе образовательной деятельности проблемной ситуации:

1. Систематическое использование проблемных ситуаций в совместной деятельности с дошкольниками заставляет педагога предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании детей в процессе обучения. Изучение нового осуществляется как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность ребёнка.

2. Чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие, которое

должно быть значимым для ребёнка.

3. Осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, дети смогут принять

сформулированную педагогом проблему и самостоятельно сформулировать ее.

   Проблемные ситуации всегда возникают в процессе создания проектов. Ребёнок, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему {9}.

   Содержание исследований, водимых детьми в рамках дополнительного образования

условно поделено на разделы: «Растительное царство», «Чудеса в мире камней и минералов»,

«Чудеса в мире животных», «Чудеса в мире космоса», «Человек в царстве природы».

   В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети удовлетворяют

присущую им любознательность, помогает почувствовать себя учеными, исследователями,

первооткрывателями. При этом дошкольники проявляют собственную активность. Задача

педагога — выполнять обязанности консультанта исследователей и помощника тем, кто в этом нуждается.

Использование в процессе исследовательской деятельности детей метода «Системный лифт» позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер предметов и их элементов [2].

   «Системный лифт» является одним из методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его

назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

   Дети познают окружающий мир в доступной для них форме: Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую

часть можно поделить на еще более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. При помощи «Системного лифта» ребенок получает возможность напрямую удовлетворить свою

любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире [7].

   Главный принцип ТРИЗ строится на утверждении, что каждая творческая задача имеет

множество решений. Человек, который мыслит стандартно, способен найти лишь 10% из них.

А, к сожалению, почти каждый человек зависит от собственных и общественных стандартов

настолько, что в поисках решения подсознательно пользуется ими и находит лишь 10% самых примитивных ТРИЗ — это борьба со стандартным мышлением. В основе методики лежит возможность выйти за рамки обычного представления о мире. Алгоритм ТРИЗ:

  • постановка инновационной общественно значимой цели, точнее целой системы целей;
  • путь к результату (собственно исследовательская, изобретательская деятельность).

Огромное влияние на формирование мировоззрения, взгляды и убеждения дошкольников оказывают жизненные обстоятельства, та социальная и нравственная атмосфера, в которой повседневно вращается ребенок, и его собственная практическая деятельность.

   Знания, которые получают дети в дошкольном возрасте, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд важнейших идей, которые определяют требования к их деятельности, поведению и духовным запросам.

В области явлений общественной жизни дети познают важные для формирования их мировоззрения положения и идеи, раскрывающие особенности развития общества. В дошкольном возрасте большое место занимает тема дружбы и товарищества; связь личных интересов с интересами коллектива. Эту задачу помогает решить технология «Воспитательный диалог» [21].

Воспитательный (сократический) диалог это совместная деятельность, субъект— субъектное взаимодействие взрослых и детей, самих детей по новою! постановки и создания вариантов преодоления важных для всех участников диалога мировоззренческих (моральных,  нравственных, этических, эстетических, аксиологических, гносеологических, онтологических) проблем. Воспитательный (сократический) диалог ведется пошагово.

   Первый этап — постановка философской проблемы, которая фиксируется в виде вопроса и направляет участников диалога на установление смысла абстрактного слова.

   Второй этап — решение философского вопроса через создание проблемной ситуации.

Участники диалога «совершает открытие», создавая новое для себя знание, и переживают этот факт эмоционально.

   Третий этап —  решение философского вопроса на актуальном уровне развития участников диалога. Происходит обобщение участниками диалоге собственных представлений, которые приводят к выделению признаков, становящихся основанием точки зрения. Результат диалога - открытие, в форме идеи о возможности разрешения поставленной проблемы. Проговаривание собеседниками собственных представлений, внутреннего опыта, связанного с абстрактными словами, приводит к возникновению особой коммуникативной среды, где представлены различные точки зрения на способ преодоления проблемы.

   Четвертый этап — воссоздание проблемной ситуации на новом, 601160 051071010"

диалектическом уровне. Ответы, появившиеся ранее, подвергаются сомнению и критике с

помощью двух методов, которыми пользовали Сократ: «агон» и «майевтика». Главная задача

педагога — это умелое руководство и поддержка детских рассуждений [22].

   «Агон» — это спор относительно мировоззренческих проблем, открытое столкновение

позиций, двух конкурирующих точек зрения. Люди по-разному оценивают окружающий мир.

Знания, опыт, мыслительные приемы у каждого человека свои. И поэтому сократический

диалог с использованием метода - агон можно классифицировать как социо-когнитивный

конфликт между собеседниками, имеющими разные точки зрения на способ преодоления

философско-мировоззренческой проблемы. Участники такого диалога-спора знакомятся с

мнением каждого участника и в процессе согласования противоречий, вместе устанавливают и расширяют значение обсуждаемой темы. То есть данный метод позволяет создать несколько развернутых, автономных точек зрения в области одной философско-мировоззренческой

проблемы.

   Второй метод сократического диалога — майевтика имеет два вида: деструктивную

(«привести в замешательство»; «посеять сомнение») и конструктивную («возведение частного к общему», «восхождение от вида к роду»).  

   Для деструктивной отрицательной майевтики предметом особого внимания является

мнение одного из собеседников, а средством — создание педагогом проблемной ситуации для данной точки зрения, задавая вопросы, не соглашаясь с высказанным мнением, критикуя его. Формы деструктивной майевтики могут быть самыми разными: приведение примера, явно опровергающего точку зрения собеседника; критический анализ точки зрения собеседника и т.д. Результат применения деструктивной майевтики — воссоздание философско-мировоззренческой проблемной ситуации на новом уровне и мотивация к дальнейшему размышлению.

   Конструктивная положительная майевтика в отличие от отрицательной деструктивной, -

метод, лишенный конфликтного потенциала. Это диалектический подход к анализу вариантов решения философской проблемы. Не опровергая мнения собеседника, задаются вопросы, выводящие партнера за пределы его непосредственного опыта, требующие движения от конкретного к абстрактному. Положительная майевтика помогает свести разрозненные явления к единой идее, привести собственные представления, связанные с изучаемым абстрактным словом обыденного языка, в систему.

   Большое образовательное и воспитательное значение имеют при этом рассказы о

необычных (чудесных) превращениях в природе. Например, используется материал по теме

«Симметрия в природе». Детям предлагаются несколько предметов (птица, бабочка, человек,

лист дерева). Рассуждая, дети могут сравнить, что у них общего и в чем различия. Материал

подбирается и преподносится в доступной для дошкольников форме и содержанию, способном вызвать у них познавательный интерес и создать проблемную ситуацию.

   Задача педагога состоит в том, чтобы удовлетворить интерес детей в ответах на их

вопросы о событиях в мире науки и техники. Эти вопросы у детей возникают постоянно: они

слышат о новостях по телевидению, просматривают журналы, многое узнают от общения со

старшими. В этот стихийный поток знаний педагог вносит правдивое освещение, комментирует их с нужных, научных позиций [18‚ 20].

   Построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде

способствует развитию у детей исследовательской, познавательной, созидательной

деятельности и является эффективным средством реализации образовательной программы

ДОУ, частью которой является коррекционно-логопедический блок, включающий в себя

следующие направления: развитие словаря, усвоение лексико-грамматических форм языка, закрепление правильного произношения звуков, развитие связной речи и коммуникативных

навыков.

   Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта  человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир – мир событий и внутренний мир человека Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика _ помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научить правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка [13].

   Использование технологии музейной педагогики имеет ряд отличительных особенностей:

-направленность на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка;

-свободное общение детей с воспитателем и друг с другом, когда можно свободно высказывать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых;

   - речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз;

- использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям

вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов);

- свое мнение педагог высказывает только после детей, не подавая его как единственно верное.

   Но, работа с дошкольниками, наиболее трудна для современных музеев, т.к. они более

ориентированы на школу. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в

самих дошкольных образовательных учреждениях. Реализация проекта «Чудеса природы»

предполагает организацию мини-музея в детском саду и островка музей в группе.

   Для расширения кругозора детей и закрепления их знаний созданы виртуальные

экскурсии и прогулки: «В гостях у хозяйки Медной горы», «Удивительные животные»,

«Необычные деревья» и др. Свои впечатления и знания ребята могут раскрыть через рисунки,

различные постройки, поделки. По итогам детской деятельности проводятся выставки работ в мини — музее.

   Создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей

предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Важной особенностью музейных экспонатов развивающей среды является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей [13].

   В дошкольном возрасте Преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты,

явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у

детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. [2].

   Использование элементов технологии помогает снять страх детей перед рассказом о

своих ощущениях и впечатлениях, что дает обогащение словаря И навыки связанной речи. Систематические упражнения являются мощным средством повышения не только для запоминания стихов и сказок, историй, чисел, букв, но и для подготовки детей к восприятию

полезной информации [4]. ”

   Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения у детей,  могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить технология интеллект-карт - удобная, эффективная техника визуализации мышления ребенка.

   В основе построения интеллект-карт лежат «правила содержания и оформления»,  соблюдение которых в процессе построения карты, позволяет наиболее полно и всесторонне

представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием.

   Центральную идею этой технологии лучше всего представить словами ее автора -

Т.Бьюзена: «Каждое ощущение, воспоминание или смысл (включая каждое слово‚ число, вкус, запах, линию,  цвет. ритмический удар. ноту, тактильное ощущение от прикосновения ›‹

объекту) поступающие в мозг, могут быть представлены в виде центрального объекта, от

которою расходятся десятки. сотни. тысячи «крючков». Где каждый «крючок» представляет

собой ассоциацию. и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически

бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. В результате использования этой

системы обработки и хранения информации, мозг содержит «информационные карты» [5].

   Стимулировать познавательную активность детей, участвовать в освоении новых знаний

позволяют информационно — коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в рамках проекта позволяет расширить возможность развития познавательных способностей детей

   3 этап — Итоговый. Главный результат работы ‹ это полноценное всестороннее развитие

личности ребенка. что крайне необходимо каждому из них в современном мире. Предложенная система работы в рамках проекта «Чудеса природы» позволит:

- создать условия для творческой, поисковой. исследовательской деятельное… : целью

открытия. самостоятельного добывания новых знаний в процессе решения новых для ребенка проблем:

- интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и

применять их на практике;

-сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную

заинтересованность в происходящем через игру. близкую и понятную ребёнку; развивают

способность к сочинению сказок. что, в свою очередь‚ содействует осмыслению жизненного

опыта;

- развивать мотивы поведения и формировать нравственные качества самосознания детей;

- развивать все психических функций (память, мышление. воображение. восприятие. речь.

ощущение, внимание);

- воспитывать психологическую готовность к системному обучении в начальной школе.

                                

Критерии

Методика

Оценки

1

-Стремление проникнуть в сущность явления

-Способность выдвигать предложения

Опрос детей

Интерес к окружающим  объектам и явлениям природы

2

Устойчивость взглядов и убеждений, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни

Мониторинг освоения содержания основной общеобразовательной программы ДОУ

Познавательное развитие

3

Проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении

Комплексная методика – ролевая игра – драматизация «Инопланетянин» (В.М.Телегин)

Мировоззренческие представления

Вся деятельность в рамки проекта закладывает эмоциональное отношение детей к

жизни и людям и оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека. Если мы хотим ребенку добра, надо помогать ему идти по дороге успеха, поднимаясь, ступенька за ступенькой к своим достижениям. И это поможет ребенку быть счастливым.

   Система работы в рамки проекта «Чудеса природы» создает условия для творческой,

Поисковой, исследовательской деятельности дошкольников.

Заключение

Основной задачей образования на современном этапе является всестороннее развитие

личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При этом большое

значение имеет познавательная активность детей, реализующая через ряд личностных

свойств, одним из которых является любознательность.

   Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание

окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования.

   Результатом развития любознательности является устойчивый познавательный интерес.

Создание педагогических условий, направленных на развитие любознательности у

дошкольников, их познавательного интереса и вовлеченности в познавательно-

исследовательскую деятельность оказывает благоприятное влияние на общее развитие детей, расширяет их кругозор, повышает интерес к окружающему миру.

Список литературы

1. Артамонова, О.В, Предметно-простравственная среда: ее роль в развитии личности//

Дошкольное воспитание. — 1995. — №4

2. Белоусова Л.Е_ Веселые встречи: Использование элементов мнемотехники.- СПб: Детство-

пресс, 2004

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Академия, 2005

4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники. - СПб, 2005

5. Бьюзен Т. Супермышление/ пер. с англ. ЕА. Самсонов. — Мн‚: Попурри, 2007

б. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: КноРус, 2011

7. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. - М: ИВЦ Минфина, 2008г

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Рипол Классик, 2006

9. Ерошенко ВГ. Первый шаг. — Минск, 2000

10. Киселёва Л.С. Данилина Т.А‹ Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. —М,: АРКТИ, 2006

1 1. Крулехт МВ, Дошкольник и рукотворный мир. — СПб: Детство—пресс, 2002

12. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развито познавательной

активности // Вопросы психологии. — 1982. — №4

13, Музейная педагогика / Под ред А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, — Мс: ТЦ Сфера 2006

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — Мс: Оникс, 2008

15. Петровский ВА, и др, Построение развивающей среды в дошкольном учреждении// Обруч.

— 2003. —№2

16. Погореловв Н.А. Формирование любознательности у учащихся в процессе обучения

природоведению. — Л.: ЛГПИ им. А.И Герцена, 2000

17, Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности./! Педагогический

вестник.- 1997-№1

18, Рахманова НЛ. Занимательные опьпы и эксперименты для дошкольников — М.: Сфера.

2001

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб,: Питер, 2003

20, Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания -

Ярославль: Академия развития, 2002

21.Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старше…

дошкольного возраста, 7 Мб: МГППУ, 2007

22.Телетин МВ. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, — М.: МГППУ, 2006

23.Фсдеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. _ М

Министерство образования и науки РФ` 2013г

24Эльконии Д.Б. Детская психология. _ М.: Академия 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чудеса природы" (Развитие экспериментально-исследовательской деятельности у детей предшкольного возраста, как условие успешной социализации.)

 Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных задач дошкольного  воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и...

Мини-проект "Чудеса осенней природы"

Презентация познакомит вас с работой с природным материалом педагога с детьми....

Экологический проект "Чудеса в природе: насекомые и цветы"

Развивающие — научные1.1. Выявить факторы внешней среды, влияющей на рост и развитие растений1.2. Расширять представления детей о мире растений и насекомых (рассмотреть личинки муравьев)1.3 Подд...

Проект "Чудеса природы" в 3 и 11 группах детского сада N20.

Лето – прекрасная и удивительная пора! Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Поэтому был взят проект "Чудеса природы" в 3 и 11 группах детского...

Проект: «Чудеса в природе». Вторая младшая группа

Экспериментирование в неживой природе....

Экологический проект "Чудеса осенней природы"

Цель проекта:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонныхизменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень.Задачи:- Способствовать формированию у...