Консультация «Опыт организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников».
консультация

Митрофанова Татьяна Владимировна

Материал может быть полезен для воспитателей при организации позновательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Опыт организации познавательно-исследовательской

деятельности старших дошкольников».

     В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, направляя их деятельность в нужное русло, педагоги могут с большим успехом вызывать желание ребёнка активно исследовать и познавать окружающий мир. Ребенку бесполезно просто говорить о пользе познания, исследования, если не существует их реализации в действиях окружающих людей. Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка с взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами. Но ребенку, даже очень развитому, еще не всегда легко реализовывать свои знания и умения в повседневной деятельности, к тому же, его жизненный опыт еще слишком мал, однако основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении у ребёнка стремления быть таким же, как взрослый. Именно в подражании деятельности, поведению взрослых (педагогов и родителей),  кроется основной познавательный потенциал развития ребенка в целом, и исследовательских, экспериментаторских навыков в частности.

Правила организации исследовательской деятельности дошкольников.

      Для полноценного использования познавательного потенциала развития исследовательских умений и навыков у дошкольников педагоги могут использовать следующие правила и принципы организации исследовательской деятельности детей:

     1. Работу следует организовать так, чтобы у ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы он осознавал, что исследование, эксперимент содержит такие задания, которые будут для него интересны.

     2. Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования, и в выдвижении гипотез, и в определении путей решения проблемы. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность.

     3. К любым наблюдениям ребёнка следует относиться серьезно, и при этом хвалить его как можно чаще. Ребёнок должен почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

     4. Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его выводы и действия являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если он допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком, при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.

     5. Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и лозунгов. Вместо этого, взрослому (родителю, педагогу) следует незаметно и доходчиво подвести ребёнка к пониманию наблюдаемых результатов, закономерностей, явлений. Исследовательское поведение должно основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.

     6. Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес ребёнка к окружающему миру, к природе, стимулировать детскую любознательность. Сохранение  и развитие этих качеств является залогом успешного развития исследовательских качеств.

     7. В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.

     8. Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и обыденном, обращать их внимание на всё необычное, красивое, изменяющееся, побуждать их изучать заинтересовавший их вопрос (объект, явление, событие)  более внимательно и с разных сторон.

     9. Исследовательская деятельность должна осуществляться как сотворчество взрослых и детей. Педагог  (Родитель) должен выступать в роли соавтора, а для того, чтобы дети почувствовали это, следует делиться с ними своими чувствами и впечатлениями.

10. Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно, если ребёнок будет дополнять реальные исследования, эксперименты придуманными рассказами.

     Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать исследовательскую деятельность эффективным инструментом развития личности ребёнка, формирования знаний, умений.

Какие трудности могут возникнуть у педагога при организации исследовательской деятельности детей?

- большинство детей в ходе организованной исследовательской или экспериментальной деятельности проявляют интерес на начальных этапах исследования, а затем постепенно теряют заинтересованность и переключаются на другие виды деятельности;

- часто испытывают затруднения в применении практических навыков исследования, в оценке последствий своих действий;

-  часть детей не могут обосновать свои ответы, сформулировать выводы, предположения, возникают проблемы в нахождении причинно-следственных связей;

- многие дети не могут определить цель и проблему того или иного исследования, не вносят предложения по его проведению, не видят решения проблемной ситуации.

     Для того чтобы преодолеть эти трудности, нужно правильно организовывать исследовательскую деятельность и опираться на естественные интересы и потребности детей.

Методические рекомендации, способствующие эффективному развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников:

- тщательный подбор материала для  обучения, для  исследовательской и экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными, психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников;

- создание положительной эмоциональной атмосферы при организации исследовательской деятельности, направленной на перспективу успеха каждого ребёнка, на предотвращение «страха ошибки»;

- интеграция работы по развитию исследовательских умений и навыков с различными образовательными областями (экология, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и логического мышления) и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры, обучение, труд, творчество);

- активное включение детей в реальную практическую исследовательскую, экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных ситуаций;

- регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать выводы и вносить предложения;

- базирование исследовательской деятельности на природоведческом материале, на доступных объектах живой и неживой природы;

- активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не только у детей, но и у родителей;

- полноценное информирование родителей об особенностях исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о важности исследовательской деятельности для развития ребёнка, о правильной организации исследовательской, экспериментальной деятельности, исследовательского поиска решения проблемы;

- обеспечение  развивающей среды для детского экспериментирования и исследовательской деятельности и её постоянное развитие, обновление;

-  использование личного примера;

- регулярная организация совместной деятельности детей и родителей: исследовательские проекты, творческие работы, конкурсы, выставки, праздники, экскурсии и др.;

Одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников – это конкурсы. 

Я  хочу  поделиться опытом организации работы с детьми при подготовке к ним.

Организация работы с детьми при подготовке к исследовательским проектам предполагает следующий алгоритм:

1 Этап. Выбор номинации конкурса. (Положение конкурса)

На этом этапе педагог совместно с ребенком выясняет, какая номинация эмоционально ближе ему и почему. Что по этой теме он знает, как ее видит, какие образы, мысли приходят к нему.

2 Этап. Выбор проблемы зависит от конкурса.

Выбор должен соответствовать следующим требованиям:

- доступен детскому пониманию,

- интересным по содержанию,

- соответствовать возрасту,

- быть научно-обоснованным,

- вызывать эмоциональный отклик.

Выбор может быть в мире природы или социальном мире, вызывающее интерес и позволяющее поставить вопрос для исследования, а также события,  «смоделированные» воспитателем или воображаемые, происходящие в каком-либо художественном   произведении.

С этого шага необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей!

3 Этап.  Анализ проблемы.

Например: начиная вместе с ребенком анализировать проблему, мы углубляем и расширяем его знания о рассказываемом событии. При  помощи просмотра видео, рассказов взрослого, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций и картин, рисования, опытов, экспериментов. Таким образом, ребенок познает его смысловую направленность. Отталкиваясь от события, ребенок (при помощи воспитателя наводящими вопросами) ставит вопросы для исследования. Проблема должна побуждать ребенка сравнивать, различать и соединять факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми должен обсудить высказанные идеи и предложения, возможно  выдвинуть свою версию ответа.

4 Этап.  Исследовательская деятельность. Создания  опытов, экспериментов, то есть посредством воздействия на как можно большее количество анализаторов. Затем анализируются результаты, подводятся итоги

5 Этап. Психологический настрой.  Настройте ребенка психологически. Успехи или неуспех выступления определяется психологическим настроем до и во время конкурса. Постарайтесь настроить ребенка на позитивный результат. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Опыт работы экологического образования старших дошкольников.

Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни,  в условиях сельского детского сада....

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период...

Консультация для родителей "Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период"

Зима – веселое время года: здесь и катание с горок, и коньки-санки-лыжи, и битвы в снежных крепостях. Всем детям по душе зимние забавы, но взрослым необходимо подключить фантазию и воображение, ...