Предметно - пространственная среда как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
статья

Оксана Владимировна Тутаринова

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_avtosohranennyy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная  среда,  

 как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель

МКДОУ «Д/С№37»

Тутаринова Оксана Владимировна

                                                    «Дети должны жить в мире красоты,

                  игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Актуальность темы.   (слайд№3)

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.(слайд №4)

Изучив вопрос, я сделала вывод, который заключается в том, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности  ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.  Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Самое время сказать о месте педагога в организации предметно – пространственной среды. Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Так как ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

  • Трансформируемость. Возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность. Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;
  • Вариативность. Предметно-пространственную среду можно дополнять, конкретизировать и разрабатывать, Вариативность среды обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.
  • Доступность. Предметно – пространственная среда доступна для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасность. Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.(слайд№5)

Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.  Предметно-пространственная среда в группе строилась с соблюдением следующих принципов:

В качестве «центров» выступают:(слайд№6)

  • «Я – режиссер» (уголок для ролевых игр). Ведущее место в жизнедеятельности детей, в сюжетно – ролевых играх дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Уголок для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.  Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация), режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями), игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью). В уголок для ролевых игр имеются костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный) для обыгрывания сказок. Дети уже частично сами организуют среду под замысел. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения сюжетно – ролевых игр. Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. (слайд№7)
  • «В гостях у Самоделкина» (центр конструирования) способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. (слайд№8)
  • «Мастер – фломастер» (центр творчества) организован для продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация). Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника и в развитии творческих способностей детей. Этот уголок выполняет разные функции, однако, прежде всего, развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.(слайд№9)
  • «Театральная гостиная» (центр художественно-творческого развития). В театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.(слайд№10)
  • «Песенка – чудесенка» (музыкальный уголок). Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В достаточном количестве имеются музыкальные инструменты, игрушки, картотеки песен, музыкальных игр, танцев, коллекция дисков музыкальных.(слайд№11)
  • «По страницам сказок» (книжный уголок). Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь. Помимо книг, в уголке можно размещать различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.(слайд№12)
  • «Мы познаем мир» (наблюдения за природой) служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. Накапливается каждым ребенком личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы. С помощью уголка природы, дети группы начинают учить различные явления природы, смену времен года, также у них формируется бережное отношение к растениям и животным. Оформление уголка природы в поможет деткам не только познакомиться с природой, но и полюбить ее. Также это поможет развивать в них любознательность и наблюдательность.

Моя задача состоит в умении моделировать предметно - пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Я стремлюсь сделать так, чтобы предметная среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка. Предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас

Таким образом – созданная в группе предметно-пространственная среда, на мой взгляд, является фактором развития творческих способностей детей дошкольного возраста, т.к. она предоставляет возможность проявить индивидуальность и творчество детского коллектива в целом, а также каждого воспитанника.

Р. Кийосаки: «Наше будущее создается тем, что мы делаем сегодня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Из опыта педагогической работы музыкального руководителяМБОУ – Первомайская СОШ (дошкольное отделение)Филимоненко Натальи Евгеньевны«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития тв...

Доклад «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды как основа развития творческих способностей воспитанников».

Доклад  "Моделирование комфортной развивающей предмено-пространственной среды как основа развития творческих способностей воспитанников."...

Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

Предметно-пространственная среда ДОО КАК РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В презентации содержится материал о работе воспитателя с детьми по развитию познавательной активности дошкольников...