Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья

Румянцева Елена Николаевна

Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Е. Н. Румянцева

Музыкальный руководитель

МКДОУ «Д/с № 5» Коркинский район, п. Первомайский

Театр — это волшебный край, в котором ребёнок

                            радуется, играя, а в игре он познает мир.
                                                                                                С.И. Мерзлякова

Дошкольный период - это время, когда закладываются основы нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность, что делает его одним из самых ответственных периодов в жизни каждого ребенка. В этот период дети интенсивно растут и развиваются. Поэтому так важно с раннего возраста развивать у ребенка интерес к его культуре, литературе, театру и музыке.  

     Родители играют ключевую роль в театральной деятельности, рассказывая и показывая различные истории и детские рифмы. С 3-4 лет дети подражают взрослым и воссоздают отрывки из литературных произведений в собственном досуге.

В современном мире, в связи с постоянной занятостью, родители больше не уделяют должного внимания своим детям и оставляют их развиваться самостоятельно с помощью всевозможных гаджетов. Дети живут в своем собственном маленьком мире, не развиваясь и не взаимодействуя со сверстниками. Это привело к серьезной проблеме. Дошкольники не умеют общаться друг с другом, ладить, сопереживать друг другу, не умеют выражать себя и не освобождены эмоционально.

     Как преподаватель музыки в дошкольном учреждении я разработала проект "Музыкально-театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста" для решения этой проблемы.

Музыкальные и театральные постановки помогли и продолжают помогать решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольников:

- формирование правильного эстетического вкуса;

- развитие навыков общения;

- развитие речи, памяти, внимания и воображения;

- чтобы собрать детей вместе в игру;

- чтобы создать положительное настроение;

- способствовать нравственному воспитанию.

Театральная игра с детьми сделала их жизнь более интересной и содержательной, наполнила яркими впечатлениями и радостью творчества. И самое главное, навыки, которые дети приобретают во время музыкальных и театральных постановок и спектаклей, могут быть использованы в повседневной жизни.

     Цель моего проекта: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста для их самовыражения и раскрепощения, через музыкально-театрализованную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры;

- Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми;

- Формировать представление о различных видах театра.

Развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

- Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки;

- Снимать зажатость и скованность;

- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к устному народному творчеству через театрализованную деятельность;

- Воспитывать умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру;

- Воспитывать театральную культуру.

     Для выполнения поставленных задач я использую:

- театрализованные игры;

- музыкальные спектакли;

- музыкальные сказки;

- музыкальные сценки;

- постановки кукольного театра.

Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

     Основной целью деятельности музыкального театра является формирование у детей музыкальных навыков, развитие у них чувства ритма, тембра и динамики в доступной форме игры, поощрение самостоятельной деятельности с использованием знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают их инициативу, самостоятельность и способность воспринимать и различать основные характеристики музыкального звучания. Педагогическая ценность музыкальных игр состоит в том, что они дают детям возможность применять полученные знания на практике.

 Драматические игры позволяют решать многие педагогические задачи, связанные с развитием музыкальной выразительности.

     Благодаря музыкальной театральной деятельности дети не только приобретают конкретные музыкальные знания, но и развивают необходимые личностные качества и, что более важно, социальную ответственность и навыки.

Одна из основных задач музыкального образования - научить детей понимать красоту и пробудить интерес к искусству.

     Таким образом, музыкальная и театральная деятельность способствует общему развитию ребенка и становится настоящим праздником. Музыка помогает передать сущность персонажей в движении и создавать образы. Она пробуждает у детей чувство творчества, решительность, эмоциональную реакцию на музыку, чувство гармонии, музыкальное и слуховое восприятие, чувство ритма. Дети с удовольствием играют с песнями и рассказами на знакомые литературные темы. Музыка вызывает счастливые эмоции, развивает память, развивает у детей языковые навыки, эстетический вкус, способствует творческой инициативе, развивает личность ребенка, воспитывает нравственные ценности, снимает барьеры и жесткость, развивает чувство ритма и координации движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать тональность, выражение основных эмоций, воспитывает уважение к другим людям.

     Музыкальный театр требует от детей самостоятельного приобретения и освоения музыкальных знаний и творческих процессов, творчества для выражения воображения, интуиции, фантазии, личного умения слушать и уверенности в собственной интерпретации музыки. Когда возникают трудности в игре, я призываю детей активизировать творческое мышление, задавая вопросы и создавая проблемные ситуации, чтобы помочь детям развить сюжет и логику музыкальных образов и развить игру. Я поддерживаю творческую инициативу ребенка, создавая "картинные ситуации из жизни ребенка" и позволяя ему сравнивать, соотносить и выбирать из изображений, чтобы найти ту идею, которая, по его мнению, лучше всего выражает его мысли о том или ином явлении.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность создает необходимые условия для развития нравственных качеств личности ребенка и закладывает исходные основы общей культуры человека.

Список литературы:

  1. Кошманская И.П. Театр в детском саду. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону, Феликс, 2004.
  2. Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., Сфера, 2001.
  3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Из опыта педагогической работы музыкального руководителяМБОУ – Первомайская СОШ (дошкольное отделение)Филимоненко Натальи Евгеньевны«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития тв...

МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)

в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Обучение музыкальных руководителей использованию педагогической технологии по развитию музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"

Презентация сопровождает проведение   мастер класса по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"...