Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»
материал (старшая группа)

Воробьева Светлана Анатольевна

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx246.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева  Светлана Анатольевна.

Мастер класс.

 В наше время очень актуальна проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. Современные педагогические исследования свидетельствуют о ее значительном снижении. У современных детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающего мира. Для достижения ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности, необходимо делать  упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя его на достижение определенных познавательных задач.

Запрос общества ставит перед нами  задачу поиска новых нестандартных форм работы с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Работая с дошкольниками, я столкнулась с тем, что в силу своего возраста, темы недели детского сада не всегда понятны детям. Так как  ведущей деятельностью детей является игра, и большую часть информации  они запоминают через игру, нужно было найти такую форму работы, которая была бы интересна и познавательна. Изучая данный вопрос, я узнала о такой форме, как Лэпбук. Мне стало интересно, и я решила узнать больше.  Изучив пришла к выводу, Лэпбук– именно та форма работы, которая позволяет привлечь внимание к совместному сотрудничеству детей и включению их в образовательный процесс.  

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал).
  2.  Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3.  Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать такую коллективную книжку.
  5. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка сего уровнем знаний. Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Первый свойлэпбук создала по теме «Дом, в котором я живу». В него вошли:

  • Загадки  о доме;
  • Стихи о доме;
  • Картинки;
  • Раскраски;
  • Пальчиковые игры;
  • Дидактическая игра пазлы «Собери дом».

Он был опубликован на международном образовательном портале Маам. За него я получила Диплом участника ежемесячного международного конкурса «Лучшая авторская дидактическая игра» и Свидетельство о публикации Мастер – класс по изготовлению лэпбука.

Следующий мой лэпбук был создан по теме: Безопасность. Он активно используется детьми для игры и повторения пройденного материала, помимо этого являясь отличным оформлением предметно развивающей среды. Информация пополняется и обновляется уже на протяжении года. Данная книга содержит:

  • Загадки  о дорожных знаках;
  • Стихи о безопасности на дороге;
  • Картинки;
  • Раскраски;
  • Пальчиковые игры;
  • Дидактическая игра пазлы «Знаки»;
  •  Макет дороги с человечками, машинками и светофорами для проигрывания дорожных ситуаций.

В непосредственной образовательной деятельности лепбук я использую для формирования позитивной мотивации и обучения, так как интерес к героям, письмам, сообщениям ит.п. стал снижаться. Представляю его как необыкновенную книгу с различными играми и заданиями для детей. Им хочется посмотреть и поиграть с ней. Поэтому лэпбук считаю, находкой для педагога ведь наполняемость и оформление заинтересовывает детей. Он может быть не только мотивацией  к работе и дополнением предметно- развивающей среды, но и, как оказалось, проектом совместной деятельности воспитателя, детей и родителей .

Именно таким продуктом стал «Исилькуль мой любимый город», который был изготовлен совместными усилиями  родителей и детей в него вошли:

  • Стихи о родном городе;
  • Достопримечательности родного города C:\Users\Настя\Desktop\20191114_165238.jpg
  • Совместные рисунки детей и родителей;
  • Детские фотографии летнего отдыха;

Данная форма работы ещё привлекательна тем, что не требует много времени для его изготовления. Лэпбукможет быть изготовлен на любую выбранную вами тему, при этом могут использоваться различные игровые формы и материал.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Внутри лэпбука могут располагаться: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, стрелки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д. Кармашки можно приготовить самостоятельно, скачать с интернет ресурса разной формы и величины,  или купить готовые. В них будут размещаться игры, стихи и многое другое, что подберете по выбранной вами  теме, согласно  возрасту ребенка.

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.

Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

Алгоритм составления лэпбука:

  1. Определиться с темой.

Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общийлэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными.

  1. Составить план, того, что будет входить в книгу.
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
  1. Создать макет будущего лэпбука.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе, выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

  1. Непосредственное изготовление лэпбука.

Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание.

Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

C:\Users\Настя\Desktop\img10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы на конкурсе "Воспитатель года"

Я представляла опыт работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста на конкурсе "Воспитатель года"...

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...

Презентация опыта работы к конкурсу "Воспитатель года 2014"

Презентация опыта работы к конкурсу "Воспитатель года 2014"...

Презентация опыта работы для конкурса " Воспитатель года - 2016"

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»...

Описание опыта работы для конкурса "Воспитатель года"

Описание опыта работы на тему: «Ниткография как средство развития в детях качеств творческой личности»...