Психология финансов. Семинар - практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка

Тютикова Жанна Александровна

Семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний педагогов ДОУ в области финансовой грамотности. В рамках  семинарского занятия педагогам предоставляется возможность самопознания отношения к личным финансам, предполагается постоение денежного развития и финансовой культуре в психологическом аспекте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Психология финансов

Семинар - практикум для педагогов ДОУ

Юрга

2020

Составитель: Ж.А.Тютикова, педагог - психолог

 Данный семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний педагогов ДОУ в области финансовой грамотности. В рамках семинарского занятия педагогам предоставляется возможность самопознания отношения к личным финансам, предлагается построение денежного развития и финансовой культуре в психологическом аспекте.

Данный материал может быть полезен педагогами -  психологам образовательных учреждений для работы с педагогическим коллективом по формированию навыков финансовой грамотности, как личностной компетентности в своей сфере жизни.

Цель: способствование самопознанию отношения к личным финансами, построения денежного развитию и финансовой культуре в психологическом контексте. 

Задачи:

1. Пробудить интерес к финансовой грамотности.

2. Способствовать формированию разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

3.Расширить финансовое видение для развития финансового потенциала.

Финансовое воспитание  и обучение детей дошкольного возраста – это новое направление в современном дошкольном образовании. Активно и стремительно в нашу профессиональную терминологию вошло такое понятие, как "финансовая грамотность".

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Безусловно, что финансово грамотного человека может воспитать финансово грамотный педагог. Поэтому, современные педагоги, сегодня не только призваны реализовать программы по финансовой грамотности в рамках своих образовательных учреждений, но сами освоить и повысить собственную компетентность в вопросах психологии финансов.

Писатель, бизнесмен, автор бестселлеров о финансовом успехе Роберт Кийосаки сказал, что "Деньги - это всего лишь идея. Если вы хотите иметь больше денег, просто измените свой образ мышления".

Многие люди говорят и даже думают, о том, что хотят достичь финансового успеха. Но не у всех получается. Одни находят оправдания, другие мечтают и планируют, кто-то думает, что ему мешает лень. Наука же психология раскрывает нам то, что лень — это внутренний конфликт, то есть столкновение и противоречие двух желаний. Голова говорит «надо», а внутренние установки отвечают: «не хочу». 

Установка – это определённая предрасположенность, готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Установка – это механизм, который руководит поведением человека. Установки носят безусловный характер и выступают как предписания, требования, приказы к определённому действию (А. Эллис). Поэтому, действия, выборы, поведение, поступки  человека во многом зависят от сформированных у него установок. Система же сложившихся установок во многом определяет и обуславливает  жизнь человека в целом, а так же качество и состояние всех его сфер.

Одина из важных сфер нашей жизни - это финансы. И именно она содержит  много ярких примеров негативных убеждений, связанных с деньгами. У многих людей в России сложилось негативное убеждение, что деньги — зло, "деньги - это одиночество", "деньги - это страшно", "деньги - это опасно". Когда-то, эти установки, как некая  программа служили на благо рода — они защищали предков от вполне реальной опасности. На сегодняшний день - мы живем в другой реальности, где нет  раскулачивания, никто не отнимает корову, не сжигает хату, не отправляет в Сибирь. А установки, как ограничивающие рамки остались внутри нас и не дают нам выйти в финансовую свободу. И поэтому, именно эти внутренние убеждения отталкивают от человека деньги, не дают повысить уровень дохода, оказаться на том уровне  жизни, когда мы понимаем и умеем  жить по новому, с новым чувством и отношением к деньгам в целом, знаем финансовые закономерности, законы, правила и т.д. Тем самым допускаем и разрешаем себе на уровне клеток (генетическом уровне)  принятие изобилия и радости от возможности иметь большие деньги в своей жизни.  

Итак, первое, что нам необходимо сделать, это "вытащить" для осознания на поверхность свои установки.

Упражнение 1 «Мое отношение к деньгам»

Инструкция: просто запишите на лист всё, что вы думаете о деньгах и богатстве. Любимые цитаты, фразы близких и друзей, образы обеспеченных людей. Тут главное — себя не обманывать, не фильтровать, а писать то, что первым приходит в голову. Для более подробной, осмысленной проработки , например дома, из этого списка найдите те, которые являются вашими семейными сценариями, программами и мешают в настоящем. Замените их на новые, которые позволят вам получить новые ощущения свободы, радости, увидеть перспективу.

Важными примерами и типичными установками могут быть, например:

Ограничивающая установка

Новая программа

Нет денег

Не в приоритете, позже, не время

Хочу избавиться от долгов, кредитов

Хочу увеличивать доход

Денег мало, не хватает

У меня столько денег, сколько мне

нужно!

  • Я открываю новые источники дохода!

Каждый раз, меняя установку, мы меняем фокус:

- с жесткого ограничения и чувства безысходности на уверенность, ожидание постоянного момента, формирования навыка мудро распоряжаться деньгами;

- с тревожного, напряженного состояния «избавится» на активность, внутреннею мотивацию, творческий процесс «обрести»;

- с чувства лишения, нищеты, обделённости на чувство комфорта, свободы, поиск новых возможностей.

Самое первое, что нам необходимо сделать на пути изменения своего мышления в сторону финансовой свободы — это увидеть и осознать наличие имеющейся программы. А уж затем — проработать ее. Проработка - это определенный путь человек из точки А в точку Б. Причем не просто движение, а движение с повышением внутренней мотивации, по шагам, в определенные временные отрезки, и безусловно,  с учетом формирующихся новых знаний, умения и навыков в области финансовой грамотности.

Итак, первое, с чем мы начинаем работать - это наши установки. Каждая, из которых в нашем мозге создала крепкую нейронную связь. А для того чтобы у нас поменялся жизненный маршрут, нам нужно проложить и укрепить новую нейронную связь, а про старую забыть. Напоминаю, что привычка формируется 21, 40, 90 дней. Поэтому именно в эти временные периоды необходимо следить за своим отношением к деньгам, реакциям и особенно осмысленно проговаривать те новые установки в возникающих ситуациях, которые Вы выбрали. Не следует менять установки сразу все. А последовательно по 2-3 из списка - прорабатывая одни за другими, пока не закончится весь список.

Хорошо если, на пути повышения своего финансового благополучия и выхода из ограничений, позитивными утверждающими базовыми убеждениями для нас станут:

1. Мне нравится делать то, что я делаю.

2. В этом мире куча людей, которые готовы платить большие деньги за то, что я делаю.

3. Я люблю получать большие деньги за то, что я делаю.

Далее для осознания и расширения внутренних границ на пути к финансовому благополучию, нам поможет упражнение по исследованию причины своего негативного и позитивного опыта во «взаимоотношениях» с деньгами.

Упражнение 2 «Мои взаимоотношения с деньгами»

Выполняется упражнение  в виде «карусели», в которой  участники образуют два круга:

  • Внутренний круг, где все стоят неподвижно
  • Внешний круг, участники которого перемещаются от одного партнера к другому

Ведущий: представьте себя звонкой золотой монетой или хрустящей купюрой или кредитной карточкой, на которой лежат Ваши деньги. Раз,  два,  три! Представили? А сейчас растождествляемся! Я больше не Наташа, а Наташины деньги!

 Ведущий рассчитает  участников, например: на  «Рубли» и «Доллары».

1.Участник из внешнего круга «Рубли» рассказывают о себе в 3-м лице из роли Денег, а участники  из внутреннего круга, «Доллары».  слушают их.

2. Участники внешнего круга переходят к следующим партнерам из внутреннего круга.

3.Теперь говорят участники внутреннего круга, а участники внешнего слушают

Например: «Мы – Деньги, (имя)  Лены, Пети, Саши и т.д.»

И далее, участники   заканчивают  фразы, где негативная пара вопросов сменяется позитивной:

  • Мы уходим (утекаем, исчезаем...),  если  Лена…..
  • Нам не нравится, если  Лена…
  • Мы приходим к Лене, когда она...
  • Мы счастливы, когда Лена...
  • Мы не будем рекомендовать Лену друзьям-иностранцам (другая валюта) если она…
  • Мы не размножаемся в неволе, если Лена…
  • Мы готовы приводить к Лене  друзей своих (другую валюту), когда она...
  • Мы готовы плодиться и размножаться у нее, когда Лена…
  • Нас мало, если Лена…
  • Мы закроем для Лены все двери, если она будет…
  • Нас много, когда Лена….
  • Мы способны открыть для Лены новые возможности, когда она будет…
  • Мы не в силах сделать Лену счастливой, если она…
  • Мы можем покинуть Лену навсегда, если она….
  • Мы навеки останемся с Леной навеки, когда она…
  • Мы можем сделать Лену счастливой, когда она…

Ведущий:  Раз,  два,  три! Растождествляемся! Я Наташа.

Обсуждение: инсайты участников встречи (что увидели, поняли, почувствовали, др.)

  • Притча про богатство и бедность

Пришли как-то Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:

- Кто из нас красивее?

Испугался человек, думает: «Скажу, что Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдёт, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает».

Поразмыслил немного, а потом говорит:

- Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.

Стали Бедность и Богатство прохаживаться перед ним туда-сюда.

Поглядел на них человек и говорит:

- Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода.

Желая всем участникам нашей встречи созерцать бедность со спины, а богатством любоваться от момента встречи и на протяжении всей жизни, предлагаю выполнить упражнение, которое поможет нам увидеть дополнительные источники финансовых потоков в нашу жизнь.

 Упражнение 2 «Монетизация таланта»

Для того что бы увидеть и открыть, а может быть и найти и поменять финансовые потоки в свою жизнь, необходимо обратиться к своим талантам.

Идеальный вариант для счастливой, эффективной и финансово успешной жизни - это когда мы занимаемся любимым делом, которое востребовано и при этом хорошо оплачивается. Что бы найти и понять что это может быть для нас, предлагаю:

1) Напишите 10 дел, которые Вам нравится делать, от чего Вы получаете удовольствие.

2) Далее Вам необходимо будет обзвонить 10 людей, которые Вас хорошо знают и попросить их написать, сказать, выслать Вам  список 10 дел. которые на их взгляд у Вас хорошо получаются.

3) Затем Вам необходимо будет проанализировать и найти все совпадения между тем, что нравится и получается - это и будет категория востребованности.

Таким образом, определив дела, которые основываются на талантах, а значит они призваны наполнять нашу жизнь положительной, созидающей энергией, помогать другим, и улучшать наше финансовое благосостояние. Причем, это будет происходить естественным путем (без насилия над собой - работаю на нелюбимой работе из-за денег или занимаюсь любимым делом безвозмездно).

Кроме того, чтобы нам начать двигаться от имеющегося ежемесячного заработка в сторону финансовой свободы, нам необходимо увидеть, где и с чем мы находимся. То есть, как считает американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии Джим Рон:  «Если сегодня продолжать делать то, что делал вчера, то завтра будешь там, где был сегодня».

Наглядно движение к увеличению финансового благосостояния можно увидеть в следующей схеме.

Схема «5 ступений к финансовой свободе»

                       1                                                    2        

                                   4                                                  3

1) Первое, что нам необходимо сделать - это расширить или поменять наше окружение. То есть начать общаться с теми людьми, которые мотивированы на успех, финансово грамотны и стремятся к развитию и самореализации. Люди с апатией, сомнениями, страхами, ограничениями во взглядах чаще всего не поймут и не поддержат новых начинаний в принятии решения двигаться вперед.

2) Второе, что будет происходить на пути изменений - это обновление мышления за счет общения с "себе подобными" и теми, кто уже впереди. Так же обновлению мышления будет способствовать чтение книг, новая информация по саморазвитию и самореализации.

3) В третьих, повысится внутренняя мотивация к достижению, желанию меняться и достигать большего.

4) И естественно, что при желании начнут появляться, формироваться и совершенствоваться необходимые новые навыки. И вот они - то и приведут к желаемому результату - повышению финансового благосостояния.

5) Повышение финансового благосотояния на пути к финансовой свободе.

Формирование новых навыков, которые станут началом порядка в любой голове и как следствие в кошельке можно начать со следующих ключевых правил.

Шесть ключевых правил для формирования финансовой грамотности

1. Всегда знайте, сколько и куда вы тратите

Порядок возможен только тогда, когда финансовый поток прозрачен. Чтобы у Вас не возникало курьезных ситуаций, когда Вы не понимаете, куда подевались деньги, начните вести домашнюю бухгалтерию. Фиксируйте в ней все свои доходы, их размер и дату прихода, а также все свои расходы по категориям. В конце месяца сядьте и подведите итоги. Все ли траты действительно необходимы. Все ли ожидаемо и в пределах нормы? Этот анализ позволит Вам понять, на чем можно экономить и начать делать первые сбережения. Возможно, Вы обнаружите, что изо дня в день делаете ритуальные покупки кофе или жевательной резинки, или склонны к импульсивным покупкам, которые потом лежат дома и покрываются пылью. Именно эти статьи расходов можно смело исключить и оптимизировать расходы.

2. Начните делать сбережения

Это правило сложно в выполнении, но быстро приносит результат. После оптимизации бюджета Вы поймете, что какую-то часть дохода можно и не тратить. Возьмите за правило откладывать около 10% своего дохода. Это не слишком ударит по стандартным тратам, но уже вскоре поможет Вам быть готовым к чрезвычайным ситуациям. Помните, резерв не предназначен для незапланированных «крайне важных» покупок, он действительно для чрезвычайных ситуаций, вроде срочного лечения.

3. Всегда планируйте свой бюджет

После того, как Вы начали делать простые сбережения и поняли, на что Вы тратите деньги, начните планировать свои траты. Это по-настоящему дисциплинирует и приучает жить в границах. Планирование происходит на основе статистики расходов за предыдущие месяцы, которую Вы уже получили. Сначала необходимо спланировать все обязательные затраты. Например, оплата коммунальных платежей, сотовой связи, выплаты по кредитам, если они у Вас есть.

Уже затем закладывается типичный бюджет на транспорт, продукты питания, одежду и пр. Также помните о необходимости закладывать бюджет на развлечение и обучение.

4. Ставьте себе финансовые цели

Копить деньги станет легче, когда вы поймете, на что копите. Большая финансовая цель — это самый лучший мотиватор. Хотите пораньше перестать работать? Хотите сделать крупную покупку вроде автомобиля или квартиры? Кругосветное путешествие? Что бы это ни было, помните о цели, держите в голове. Окружите себя напоминаниями о ней. Они помогут принимать правильные решения в многочисленных ситуациях на пути к желаемому.

5. Начните инвестировать в будущее

Неприятно, но факт. Вам придется заранее самостоятельно позаботиться о своей пенсии, поскольку государство давно сняло с себя эту задачу. Поэтому правильно сформированный инвестиционный портфель (то, во что Вы будете вкладывать деньги) позволит Вам скопить на старость. Здесь все работает довольно просто: часть сбережений необходимо инвестировать. Способы сохранения и умножения денег бывают разные, это могут быть банковские вклады — самый надежный, но неприбыльный способ сбережений, ПИФы, облигации и акции. Облигации дают больше уверенности, а акции более доходны. Чем больше риск финансовых потерь, тем больший доход Вы можете получить посредством своей инвестиции. Важно, чтоб портфель был сбалансирован, иначе говоря, не пытайтесь вложить все в одну форму сбережения. Распределите свои сбережения по разным формам. Это называется стратегия диверсификации.

6. Пользуйтесь правилом 10 секунд и 30 дней для импульсивных и дорогих покупок

Если Вам все же хочется что-то купить, а Вы не планировали это, следует воспользоваться несколькими простыми правилами.

Если незапланированная покупка недорогая и составляет меньше 2–3% Вашего бюджета, то сосчитайте до 10 и подумайте еще раз, нужна ли Вам эта вещь прямо сейчас. Если окажется, что не нужна, Вы спасете себя от ненужных затрат.

С дорогими покупками это правило работает плохо, поэтому есть правило 30 дней. Принципы очень похожи. Как только Вы захотите купить что-то дорого, выждите 30 дней и снова трезво оцените, целесообразна ли покупка. За эти дни Вы досконально изучите товар, рынок, цены, сравните аналоги и сможете сделать более правильный выбор. Однако есть большая вероятность, что за это время Ваше острое желание пропадет.

Существует множество различных схем планирования личного бюджета: 4 конверта, 50/30/20 и прочее. Вы всегда можете перейти с одной системы на другую и выбрать самую удобную для себя. Главное здесь держать затраты под контролем и помнить, что порядок определяет все.

Рефлексия семинарского занятия "Незаконченные предложения"

- Я для себя сегодня открыла .....

- Важным для меня стало .......

- Я приняла решение ......

- Я взяла для себя .........

- Обязательно применю в своей жизни .......

- Уже сегодня .........

- Непременно завтра я .........

Список литературы

1. Акентьев, Р. Финансовая грамотность или основы управления личными финансами [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://romanakentev.ru/wpcontent/uploads/2017/11/.

2. Гришакина, О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие

повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию

финансового образования в Российской Федерации» и возможности его

реализации [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116.

3. Сайт «Ваши финансы РФ» https://vashifinancy.ru/

Интернет - ресурс: https://www.b17.ru/article/we_are_your_money/ 

https://finans-bablo.ru/sekrety-finansovogo-blagopoluchiya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ

«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»....

Семинар – практикум для педагогов - психологов

Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ

Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...