Семинар-практикум для педагогов. Из опыта работы педагога-психолога.
методическая разработка по психологии

Целевая направленность мероприятия: 

Стимулировать педагогов к повышению уровня профессиональной компетенции в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.   

Задачи:

  • предоставить педагогам теоретическую информацию о причинах, клинической картине, признаках и особенностях поведения гиперактивного ребенка 
  • рассмотреть способы взаимодействия педагога с гиперактивным ребенком
  • развитие способности к самоанализу и пониманию других, развитие рефлексии
  • способствовать обозначению чувств и эмоций участниками группы при подаче и получении информации негативного и позитивного характера
  • развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Гиперактивный ребенок.

Понять, принять, помочь».

Разработано

педагогом-психологом

Макаровой И.Н.

Цель:

Стимулировать педагогов к повышению уровня профессиональной компетенции в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.

Задачи:

  • предоставить педагогам теоретическую информацию о причинах, клинической картине, признаках и особенностях поведения гиперактивного ребенка
  • рассмотреть способы взаимодействия педагога с гиперактивным ребенком
  • развитие способности к самоанализу и пониманию других, развитие рефлексии
  • способствовать обозначению чувств и эмоций участниками группы при подаче и получении информации негативного и позитивного характера
  • развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях

План:

#1055;риветствие

#1055;резентация. Теоретическое освещение проблемы – «Об особенностях психического и физического развития гиперактивных детей»

3. Ролевая игра: «Как узнать гиперактивного ребенка среди других?»

4. Обсуждение и демонстрация способов и приемов взаимодействия педагога с гиперактивными детьми

5. Проигрывание ситуации: «Сообщение информации о ребенке»

6. Синквейн на тему: «Гиперактивный ребенок»

7. Притча: «Мудрец и бабочка»

8. Подведение итогов. Обратная связь.

9. Процедура завершения: «Аплодисменты».

  • «Гиперактивный ребенок»

/информационное сообщение, сопровождающееся презентацией/

Признаки СДВГ:

1. Невнимательность

Поддерживаемое (непрерывное) внимание – способность поддерживать сосредоточенность в течение длительного времени. Избирательное внимание проявляется в способности сосредотачиваться на необходимых стимулах и не отвлекаться на помехи (посторонние стимулы).

У детей с СДВГ наблюдается недостаток непрерывного внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. Кроме того, дефицит избирательного внимания проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы.

2. Гиперактивность

Повышенная двигательная активность. В отличии от энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. Часто встречается диспраксия – так называемая «неуклюжесть», дети, как бы, не вписываются в пространство.

3. Импульсивность

Невозможность контроля над своими импульсами: выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление) и поведенческую (трудности при подавлении реакций).

Не могут дождаться своей очереди в игре; на занятии демонстрируют «импульсивный стиль работы»: выкрикивают ответы, перебивают других. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, так как не задумываются о последствиях. Склонность к риску становиться причиной травм и несчастных случаев. Часто импульсивность сочетается с агрессивным поведением.

Причины возникновения гиперактивности:

  • генетические факторы (ген рецептора дофамина и «ген переносчика дофамина; снижение проведения нервных импульсов)
  • неблагоприятные факторы в течение беременности и родов: хроническая внутриутробная гипоксия плода и гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных; токсикозы; угрозы прерывания беременности; инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т.д.
  • функциональная незрелость головного мозга, проявляющаяся в недостаточной активности тормозящих структур
  • неблагоприятные психологические и социальные факторы – не прямая причина СДВГ, но они могут закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей.

Среди таких факторов выделяют:

  • неподготовленность родителей к семейной жизни
  • несдержанность, нарушения взаимоотношений с ребенком
  • напряженность и частые конфликты в семье
  • низкий материальный уровень, стесненные условия проживания
  • алкоголизм, наркомания
  • использование физических методов наказания

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики.

Компьютерная томография подтверждает нарушение лобно-подкорковых путей. Эти пути богаты катехоламинами (дофамин, адреналин, норадреналин).

Наличие дисфункции лобной коры головного мозга объясняет слабое произвольное внимание и недостаточный самоконтроль. Лобная кора отвечает за постановку целей и задач, планирование и выполнение деятельности, а также за мотивационную сторону поведения – формирование намерений, побуждений, мотивации и, контроль за побуждениями.

Мозг ребенка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребенок как бы выключается, ему не хватает энергии на продолжение работы и требуется эту энергию набрать. В эти 5-7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем.

Гиперактивные дети любопытны, но не любознательны. Они все смотрят, слушают, трогают, но это беспорядочные сенсорные и моторные акты, которые не складываются в необходимые действия. Их знания, представления и умозаключения поверхностны. Ребенок с СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета и явления. Отсюда и невнимательность. Ведь внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт.

СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью, так может проявляться и доминирующий холерический темперамент. Иногда нарушение внимания и гиперактивность могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребенку, конфликт с педагогом или родителями.

Диагностические критерии СДВГ

Особенности поведения:

  • появляются до 7 лет
  • обнаруживаются, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (в детском саду, дома, в труде, в играх). В тех ситуациях, когда ребенок «плохо» ведет себя только дома, чаще всего являются последствиями неправильного воспитания.
  • не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными расстройствами или психопатиями.
  • вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию
  • Невнимательность (из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев)
  • неспособность выполнять задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • неспособность вслушиваться в обращенную к ним речь;
  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • потеря предметов, необходимых для выполнения заданий;
  • забывчивость в повседневной деятельности;
  • отвлекаемость на посторонние стимулы.
  • Гиперактивность (из перечисленных ниже признаков 4 должны сохраняться не менее 6 месяцев)

Ребенок:

  • суетлив, не может сидеть спокойно;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать.
  • Импульсивность

Ребенок:

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • не может дождаться своей очереди.

СДВГ – медицинский диагноз, ни педагог, ни психолог не вправе делать заключение о его наличии или отсутствии. Но психологи могут провести предварительную диагностику, которая дает право предположить, что ребенок принадлежит к данной категории.

  • Ролевая игра « Как узнать гиперактивного ребенка среди других?»

Ведущий раздает письменные инструкции участникам игры. Роли распределяются следующим образом: педагоги-знатоки, воспитатель, дети. Задача педагогов-знатоков – наблюдая и анализируя особенности поведения детей суметь распознать гиперактивного ребенка и обосновать свой ответ. Возможны уточняющие вопросы, адресованные как детям, так и воспитателю. Задача воспитателя: погрузиться в игровую ситуацию и провести часть занятия из области познания /инструкция в приложении/. Задача детей – действовать в соответствии с ролевой позицией: /в инструкции даны характеристики, например: вы спокойный ребенок, четко соблюдающий правила поведения, или: вы застенчивый ребенок, стесняетесь отвечать на вопросы воспитателя и т. д./

После проведения игры все участники делятся своими впечатлениями. Ведущий демонстрирует приемы и упражнения по взаимодействию с гиперактивными детьми.

  • Упражнение для развития мелкой моторики рук «Колечко»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

-Ребята, чтобы хорошо лепить снежный комочек, что нам необходимо?

Ответы детей: руки, снег, выйти на улицу…

- Давайте, проверим наши пальчики, готовы ли они лепить снежные комочки?

Поочередно и как можно быстрее ребенок при показе ведущего перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале, методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  • Упражнение с правилами «Костер»

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности

- Ребята пока мы лепили наши снежные комочки, стало совсем холодно. Представьте, что это костер. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего.

По команде «руки замерзли» - протянули руки к костру

По команде «ой, какой большой костер» - машем руками

По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши

По команде «жарко» - отодвиньтесь от костра

По команде «костер принес нам дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра. Затем это игровое действо может выполняться с ведущим ребенком.

  • Функциональное упражнение по типу «Колпак мой треугольный»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

Дети садятся по кругу или стоят по кругу.

Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы:

«Варежка моя, согревает меня,

Если не она, замерзну я».

Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово варежка, заменяют его жестом. Затем фраза повторяется еще раз, и уже жестом заменяются два слова варежка и замерз. Далее при повторении фразы, заменяются на жесты три слова и т.д…

  • Упражнение на развитие мелкой моторики «Ухо-нос»

- Ребята, проверим уши и носик у нас не холодные? А проверим мы это вот так!

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладошки, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  • Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»

Цель: развитие взаимоотношения со сверстниками.

Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде ведущего педагоги, играющие роль детей начинают рисовать какую-нибудь картинку /тема: «Наша прогулка сегодня»/, затем по следующей команде передают ее соседу. Сосед, получив картинку, продолжает рисовать, по сигналу, снова передает рисунок другому. Рисуем до тех пор, пока картинка не пройдет полный круг. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в общий продукт деятельности. Упражнение проводиться под музыкальное сопровождение.

Рекомендации для воспитателей:

1. Обращаясь к гиперактивному ребенку, смотрите на него, положение глаза в глаза.

2. Совместно с воспитанниками сформулируйте правила, используйте пиктограммы, схемы, обозначения, картинки. Их должно быть не много, они должны быть краткими и четкими!

Например, для развития наблюдательности, умения действовать по правилам и повышения уровня волевой регуляции детей с СДВГ можно использовать игру «кричалки-шепталки-молчалки». Используются три силуэта детской ладошки, красная ладошка – молчалка /тишина/, желтая – шепталка /говорим шепотом/, зеленая – кричалка /делаем все, что не запрещено групповыми правилами. Ведите честную игру, не злоупотребляйте красной ладошкой!!!

Можно делегировать свои полномочия предъявлять детям ладошку, кому? Ребенку гиперактивному. Он сам зачастую является нарушителем, а то, что он помогает педагогу удерживать тишину и порядок в группе поднимет его статус в глазах сверстников и в собственных глазах, приучит его к ответственному выполнению поручения.

3. Предложите ребенку выбор вида деятельности.

- Ты предпочитаешь идти на репетицию, или помочь мне накрыть на столы?

Предоставление выбора не только позволяет избежать излишней нагрузки, но и приучает ребенка к принятию ответственности за то дело, которое он выбрал сам, повышает его интерес и внимание.

4. Ребенок с СДВГ гиперподвижен и неусидчив, нельзя насильно ограничивать его двигательную активность. Не подавляйте двигательную активность, а создавайте условия для удовлетворения этой потребности ребенка.

Кроме того, когда он бегает, двигается, благодаря гипервентиляции восстанавливаются связи между структурами мозга, то есть его движение можно рассматривать в качестве защитного механизма. Например, когда всем детям вы читаете сказку, такому ребенку можно предложить полить цветы в группе, во время этого занятия он также усваивает текст.

5. Дети с СДВГ чувствительны к наказаниям и поощрениям. Педагогическое воздействие на них должно быть последовательным и логически обоснованным. Используйте систему жетонов/жетонный метод/.

6. Инструкции для гиперактивных детей должны быть конкретными и краткими. Например, «возьми картон», «намажь клеем белый лепесток»…

7. Гиперактивные дети получают в течение дня огромное количество замечаний и, безусловно, устают от них и часто проявляют на них агрессию.

Лучше хвалите за спокойное и желательное поведение, чем постоянно ругать за нежелательное! Хвалите предметно, не только – «молодец», но и предоставьте ребенку право выбора места за столом, право первым ответить на вопрос воспитателя.

  • Проигрывание ситуации: «Сообщение информации о ребенке»

Цель: развитие у педагогов способности к самоанализу и пониманию других, развитие рефлексии.

Задачи:

- способствовать вербальному обозначению эмоций и чувств участниками группы при подаче и получении информации о детях позитивного и негативного характера

- развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях.

Ведущий распределяет роли: воспитатели, дети, родители.

Воспитатели получают информацию о ребенке, им необходимо передать ее родителю /содержание информации в приложении/.

Ребенок – наблюдает за реакцией родителя и педагога.

Родитель – отвечает на поданную педагогом информацию, уточняет детали.

После передачи информации происходит обмен мнениями участников группы.

Вопросы участникам: Как воспринималась информация негативного содержания, а как позитивного? Что вы при этом чувствовали? Что было неприятно? Что доставило удовлетворение? Кто вызвал уважение? Почему?

Итак, гиперактивные дети постоянно получают от взрослых замечания, укоры, предупреждения, наказания. Фиксируйте внимание и взрослых детей на сильных сторонах ребенка с СДВГ, это поможет ему избежать чувства отверженности, ненужности!

Рекомендации воспитателям:

В работе с родителями используйте «карточки – переписки». В конце каждой смены педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке, причем информация должна подаваться исключительно в позитивной форме. Например, «сегодня Саша, слушал сказку целых 10 минут!» Вы знаете, что это достижение для такого ребенка!

Дома родители, перечитывая карточку, оценят достижения ребенка, чем повысят его самооценку и уровень мотивации к чтению. А также родители, сделают выводы:

  • ребенка в саду не ругают, а принимают таким, какой он есть;
  • воспитатель констатирует факт;
  • в группе всем детям читали сказку;
  • ребенок не дослушал сказку, стоит прочитать ее дома.

Плюсы в «карточках – переписках» для ребенка таковы:

  • ребенок выслушает позитивное сообщение о себе, его не ругают, следовательно, стоит доверять окружающим!
  • ребенок получит порцию родительского внимания, ведь надо дочитать сказку, а иногда он вынужден добиваться внимания капризами, истериками, вызывающим поведением.
  • Синквейн на существительное – ребенок (подразумеваем гиперактивного ребенка). Педагоги делятся на две подгруппы, и каждая, выполняет творческую работу. После выполнения на доске выписывается два столбика: синквейн первой подгруппы и синквейн второй подгруппы.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна /ребенок – гиперактивный/

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – заключение, ваше эмоциональное отношение (ассоциация с первым словом)

  • Ведущий рассказывает притчу:

Много лет назад в одном городе жил мудрый человек, к нему часто приходили за советом. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слава дошла до человека, который тоже считал себя мудрым. Он стал думать, как доказать другим людям, что именно он самый мудрый. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу: «Скажи, что у меня в руках?». Он, великий мудрец, он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?». И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что оно мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее. И все увидят, что он не прав!

Так и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:

- Скажи, что у меня в руках?

  • У тебя в руках бабочка, сказал мудрец!
  • Скажи, живая она или мертвая?
  • Это в твоих руках человек, подумав, сказал мудрец!

Резюме:

Уважаемые коллеги! Давайте не будем состязаться в педагогическом мастерстве ни с родителями, ни друг с другом. Будьте мудрыми! Ведь и в наших руках хрупкое, нежное и уязвимое создание – ребенок.

  • Подведение итогов. Обратная связь.
  • Процедура завершения: «Аплодисменты»

Участникам предлагается встать в круг, один из желающих выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу и возвращается вкруг. После этого выходит следующий участник.

Приложение 1

Ролевая игра «Как узнать гиперактивного ребенка среди других?»

Инструкция к действию

Педагог: Вы среднестатистический педагог. Не пытайтесь быть хорошей.

Вам необходимо провести часть занятия из области познание / ход занятия прилагается/.

Дети:

Первый ребенок: спокойный ребенок, четко выполняющий инструкцию педагога, хорошо себя ведет.

Второй ребенок: застенчивый ребенок, вам трудно отвечать педагогу при всех, вы стесняетесь, молчите, но вы очень исполнительны.

Третий ребенок: вы очень активны, любите бегать и играть во всякие игры, всегда отвечаете на вопросы воспитателя полно и аргументировано, ваша мимика, жесты, речь очень выразительны. На замечания педагога, если такие бывают, реагируете адекватно и стараетесь слушать старших.

Четвертый ребенок: вы очень внимательны, соблюдаете все правила и инструкции педагога, стараетесь быть хорошей.

Пятый ребенок: вы – гиперактивны, ваша активность бесцельна, вы ерзаете, двигаетесь тогда, когда в этом нет необходимости. Вы неусидчивы. Периодически не вписываетесь в пространство, что-то роняете, спотыкаетесь, вы неуклюжи и неповоротливы. Из групповой совместной деятельности педагога с детьми периодически выпадаете, через некоторое время опять возвращаетесь. Вам очень трудно дождаться своей очереди, вы перебиваете своих сверстников при ответах. Часто отвлекаетесь на посторонние стимулы.

Шестой ребенок: вы очень внимательны, соблюдаете все правила и инструкции педагога, стараетесь быть хорошей.

Седьмой ребенок: спокойный ребенок, четко выполняющий инструкцию педагога, хорошо себя ведет.

Восьмой ребенок: вы ярко выражаете свои эмоции, экспрессивны. Послушны, внимательны и активны при любых видах деятельности.

Девятый ребенок: вы молчаливы и медлительны, но делает все правильно.

Если педагогов претендующих на роль детей больше можно продублировать некоторые инструкции, кроме 5 и 3, т.к. активный ребенок и агрессивный в одиночном варианте.

Задача педагогов – знатоков:

Наблюдать и анализировать особенности поведения детей, найти гиперактивного ребенка, и обосновать свое предположение. Можно задавать уточняющие вопросы и педагогу и детям.

Приложение 2

Проигрывание ситуации: «Сообщение информации о ребенке»

Роли: педагоги, родители и дети.

Дети в роли наблюдателей.

Педагогам необходимо передать информацию родителям.

Инструкция для педагогов: времени у вас мало, это происходит в рабочий момент, когда родители забирают ребенка домой, вы не одни, при разговоре присутствуют родители других детей. Старайтесь передать информацию по факту.

Информация выдается педагогам для ознакомления на 1мин., затем ведущий забирает информативные листы.

Информация негативного характера:

  1. Вы взволнованы и возмущены, таким невоспитанным ребенком, внутри все кипит… Вам нужно сообщить следующую информацию о Саше, его маме.
  • Сегодня Саша ударил игрушкой Машу, бросил стул во время проведения занятий, и толкнул педагога по физическому воспитанию Элеонору Дмитриевну.
  1. Сегодня Анна не спала и мешала всем детям спать, кидала одеяло и подушку на пол, накричавшись вдоволь, заснула без сил – время было 14:30. Как вы думаете, она дала возможность детям заснуть?
  • Информацию преподнесите корректно, сухо и по факту, без эмоций.
  1. Во время подготовки к прогулке Наталья отказалась одеваться, любые уговоры воспитателя терпели крах. Девочка разбросала одежду, заняла демонстративную позу «Не буду»! Узнайте, что случилось с ребенком?!

Задача родителей: поддержать разговор, узнать подробности, быть естественными, представьте, что речь идет о вашем ребенке. После того, как все педагоги передадут информацию, поделитесь своими эмоциями, с каким настроем вы придете домой, после такого разговора?

Информация позитивного характера:

  1. Саша был очень активен на занятии, смело отвечал на вопросы, помог девочке на прогулке, когда та упала! Поднял ее, отряхнул одежду, а вечером поинтересовался, как она себя чувствует.
  2. Анна сегодня слушала сказку «Айболит» целых 10 минут. А вечером она играла в доктора с Натальей, они подружились.
  3. Наталья во время организации режимного момента «подготовка ко сну» помогла создать тишину, вела себя очень спокойно, быстро заснула.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....

Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе  детского сада встречается хотя бы ...

Семинар-практикум для педагогов. Из опыта работы педагога-психолога.

Целевая направленность: знакомство педагогов со способами и приемами выхода из стрессовых ситуаций в профессиональной сфере, повышение эмоциональной устойчивости педагогов.Задачи:Снятие мышечного и эм...