Семинар-практикум для педагогов. Из опыта работы педагога-психолога.
методическая разработка по психологии
Целевая направленность: знакомство педагогов со способами и приемами выхода из стрессовых ситуаций в профессиональной сфере, повышение эмоциональной устойчивости педагогов.
Задачи:
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;
- Способствовать раскрытию творческого потенциала личности педагога;
- Создание условий для благоприятной, позитивной и эмоционально стабильной обстановки в коллективе;
- Знакомство педагогов с понятиями: воспитательская позиция, стресс и дистресс, творческий потенциал и поисковая активность;
- Развитие эмпатии и рефлексии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Творческий потенциал и эмоциональное состояние педагогов. Стрессовые факторы профессиональной деятельности и эмоциональная устойчивость педагогов.
Разработано и проведено
педагогом-психологом
Макаровой И.Н.
Цель: знакомство педагогов со способами и приемами выхода из стрессовых ситуаций в профессиональной сфере, повышение эмоциональной устойчивости педагогов.
Задачи:
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;
- Способствовать раскрытию творческого потенциала личности педагога;
- Создание условий для благоприятной, позитивной и эмоционально стабильной обстановки в коллективе;
- Знакомство педагогов с понятиями: воспитательская позиция, стресс и дистресс, творческий потенциал и поисковая активность;
- Развитие эмпатии и рефлексии.
План:
-Приветствие. Что такое эмоциональное равновесие для вас?
-Стрессовые факторы в профессиональной среде. Фазы и симптомы стресса.
-Упражнение «Стакан с водой».
-Индивидуальные болевые точки, провоцирующие стрессовые реакции. Разбор педагогической ситуации.
-Поисковое поведение и творческая активность педагога.
-Тренинговое упражнение «Рекламный ролик».
-Творческое задание для педагогов «Воспитательские позиции».
-Притча «Морская звезда».
-Релаксационное упражнение «Дивный сад».
-Подведение итогов. Как победить стресс?
-Завершение семинара-практикума. Прощание.
Ход проведения:
- Педагоги располагаются по кругу на стульях, так, чтобы всем хорошо было друг друга видно.
Ведущий приветствует воспитателей и специалистов учреждения, обозначает тематику семинара-практикума и задает вопрос – Что такое эмоциональное равновесие для вас? Воспитатели на листах пишут одним словом или простым предложением, что для них эмоциональное равновесие. Ведущий на доске прописывает высказывания педагогов, можно это представить в виде дерева. Получится дерево «Эмоционального равновесия педагогов».
Следующий вопрос, который встает перед нами: А что же может вывести педагога из эмоционального равновесия?
- интенсивное общение / педагог общается в векторе взаимодействия педагог-коллега, педагог-родитель, педагог-ребенок; везде интенсивное общение, требующее высокой эмоциональной отдачи;
- психологически трудный контингент детей, родителей / замкнутые и агрессивные дети, дети с особенностями в развитии, недостаток внимания со стороны родителей к ребенку и т.п.
- нечеткая организация и планирование труда / умение планировать и корректировать свой день
- повышенная ответственность со стороны общества и руководства, родителей, педагог несет ответственность за жизнь и здоровье детей
/внутренний и внешний контроль/
- неблагополучная психологическая атмосфера в профессиональной деятельности / конфликты, отсутствие налаженной сети социальной поддержки, завышенные требования со стороны руководства, плохие каналы обмена информацией в организации/
- сильные и длительные переживания / интенсивность стрессовых воздействий
Все эти факторы, так или иначе, приводят педагога к стрессу.
- Фазы и симптомы развития стресса:
- Фаза нервного напряжения, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности и трудный контингент детей и родителей.
- Фаза сопротивления, когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций, выборочное выполнение профессиональных функций.
- Истощение: психические ресурсы на исходе, снижается эмоциональный тонус. Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.
- Упражнение «Стакан с водой»
Ведущий держит стакан с водой и задает вопрос педагогам: Как вы думаете, сколько весит этот стакан с водой?
Педагоги начнут предлагать варианты от 150 грамм до 600 грамм. Ведущий: «Вес стакана не имеет значения, но важно то, как долго я держу этот стакан в руке. Если я держу его в течении минуты — это не проблема. Если я буду держать его в течении часа, то моя рука может начать болеть. Если я буду держать стакан в течении всего дня, то рука начнет неметь и может нарушиться ее нормальная работа. Во всех перечисленных случаях масса стакана не меняется, но чем дольше я его держу, тем тяжелее он становится!»
Резюме: Если задуматься, стрессы и переживания в нашей жизни очень похожи на этот стакан с водой. Если мы думаем о них минуту, то ничего не случится. Если дольше, и они начинают доставлять неудобства. Если мы будем думать о них весь день, то они нас просто парализуют, и мы не сможем ничего сделать! Только от вас, коллеги, зависит, сколько вы будете держать свой стакан с водой!
- Ведущий: Есть общие для разных людей причины, вызывающие стресс, но есть и у каждого человека свои индивидуальные «болевые точки», воздействие на которые провоцирует особо сильные стрессовые реакции.
Разберем следующую педагогическую ситуацию.
Руководство порекомендовало вам, провести окружное открытое мероприятие из раздела познание/ФЭМП. Вы прекрасно понимаете, что это вам необходимо для получения более высокой квалификационной категории. Но, вы не уверены в своих силах, именно формирование элементарных математических представлений у детей вам удается не очень хорошо, да и перед людьми вы стесняетесь выступать – это огромная ответственность! И к тому же дети не готовы. Конечно, вы испытываете стресс. И только от вас зависит, будет этот стресс – прогрессом в вашем профессиональном росте или негативным опытом в решении сложных профессиональных задач, и в данном случае не вы победите стресс, а стресс победит вас!
Если стресс начинает съедать вас, то пред нами предстает такая картина: педагог начинает паниковать, мечется из одного угла в другой, его действия хаотичны, не целенаправленны, профессионал дезорганизован и не может спланировать свою деятельность. Возникают мысли: «опозорюсь, так опозорюсь», «будь что будет», бывают вспышки агрессии и злобы, человек ищет виновного в создавшейся ситуации, и в целом, педагог настроен крайне негативно. Если не удается справиться с ситуацией, то это приведет к истощению и психосоматическим нарушениям. Следовательно, стресс победит вас!
Есть и другой вариант: человек собирается и начинает искать выход из создавшейся ситуации. Например, идет к более опытному коллеге, чтобы поделится проблемой и найти возможные выходы из создавшегося положения /налаживание сети социальной поддержки и обмен опытом – конструктивный способ выхода из стресса/. Изучается материал по данной тематике, а это когнитивные и поведенческие усилия, направленные на оптимизацию стрессовой ситуации. Педагог также может продемонстрировать открытое занятие, где в качестве детей, выступают взрослые – это борьба со страхом перед публичным выступлением и тоже конструктивный способ выхода из стрессовых ситуаций. И наконец, человек позитивно настроен и верит в свои силы, а, как известно: «Оптимист в любой трудности видит возможности, пессимист в любой возможности видит трудности». В данном случае выигрывают оптимисты и побеждают стресс!
А побеждая стресс, они на практике обучаются методам, способам и приемам выхода из сложных стрессовых ситуаций. Повышается сопротивляемость человека к стрессам.
- Теперь вопрос в следующем: как же творчество может быть связано с выходом из стрессовых ситуаций?
Творческий продукт – это нечто новое, уникальное, того чего ранее не было. Творческий человек всегда стремиться к интеллектуальной новизне, он способен видеть объект под новым углом зрения, расширяя его функциональное применение на практике. Творческий человек способен продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. Проявление творческих способностей есть способ выхода из стрессовых ситуаций, это можно охарактеризовать и как поисковое поведение. Чтобы было понятно, что такое поисковое поведение, достаточно вспомнить так хорошо знакомую дошкольникам сказку про двух лягушек попавших в молоко.
«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила из молока масло и выпрыгнула из кувшина».
Итак, поисковая активность, определяет устойчивость организма к стрессам и является активно-оборонительной реакцией на стресс.
Мы говорим о поиске в ситуации неопределенности, и здесь прослеживается связь с творческой активностью.
Поисковое поведение – активное поведение в условиях неопределенности. Творческая задача «объективно» выглядит не решаемой, это нечто новое, она также неопределенна! Поисковое поведение отличается от панического тем, что человек способен адекватно оценивать промежуточные результаты своей деятельности. В панике человек не извлекает урок из своих ошибок. Это к вопросу конструктивного и не конструктивного решения стрессовых ситуаций. Следовательно, творчество – это поиск себя и поиск новых идей.
Педагогам предоставляется возможность проявить свои творческие способности здесь и сейчас.
- Тренинговое упражнение «Рекламный ролик»
Задача для педагогов – представить кого-то публике так, чтобы подчеркнуть самые лучшие стороны и заинтересовать. Объект рекламы – конкретный педагог, наш с вами коллега. Участники делятся на подгруппы, и каждой подгруппе выдается карточка с именем того, кого надо прорекламировать.
НЕЛЬЗЯ – называть имя того, о ком идет речь в рекламе. В рекламе должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого.
Длительность рекламного ролика – не более одной минуты. Пока одна подгруппа педагогов представляет рекламу, другие угадывают о ком идет речь. Время на подготовку 5-7 минут.
* В качестве антуража можно использовать любые предметы.
Упражнение заканчивается передачей обратной связи.
- Творческое задание для педагогов «Воспитательские позиции».
Педагогам предлагается обыграть воспитательские позиции, предварительно дается описание и характеристика этих позиций /на листочках/.
«Воспитательские позиции»
Цель: выяснить, какая же из позиций приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка? Как влияют воспитательские позиции на развитие личности ребенка.
Все позиции представлены через образы, что позволит легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляется воздействия на ребенка.
Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Также возникает двойственность морали: скажу одно, сделаю другое, а подумаю третье.
Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает, истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Позиция такого воспитателя приводит детей к воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Мальвина – единственный образец для подражания. Интерес к познавательным задачам отсутствует, любознательность на нуле.
Красная Шапочка ведет себя так: она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных, предлагаются чудесные решения. А для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.
Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Спящая красавица. Окружающая действительность для нее не существует, либо она к ней безразлична. Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе дети «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности.
Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, окликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».
Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».
Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления, сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает покорных исполнителей.
Мери Поппинс весьма образованна и хорошо воспитана и точно представляет, как следует себя вести в разных ситуациях, как в сказочных, так и в реальных. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят. Она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
- Упражнение с элементами психодраммы
Задание для педагогов: необходимо проиграть ситуации воспитательно-образовательного процесса, искусственно усиливая и утрируя перечисленные воспитательские позиции.
Резюме: та или иная воспитательская позиция доминирует, а в чистом виде они очень редко встречаются. Важно понимать какое значение на развитие ребенка оказывает та или иная позиция.
Нам педагогам, безусловно, есть над, чем работать, совершенствуя свое педагогическое мастерство, но не стоит забывать про себя. Если вы не можете изменить ситуацию, которая приводит вас к стрессу и дисгармонии с собой, возможно, стоит задуматься и поменять свое отношение к создавшейся ситуации.
- Притча «Морская звезда»
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но это, же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: – Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.
Резюме: Меняйте свое отношение к ситуации, если не можете изменить саму ситуацию, и мир вокруг вас начнет меняться.
Есть один замечательный способ обрести гармонию с собой – релаксация.
- Релаксационное упражнение «ДИВНЫЙ САД»
Сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие необыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь внутри вас этот дивный нежный запах. Двигайтесь дальше по тропинке. К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлычет. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше. Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, сладкие и спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево.
Вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. Перед вами водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость. Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас. Недалеко вы заметили беседку. Вот вы подошли к беседке, она вся увита растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг вас летают бабочки, порхают своими нежными крылышками, поют птицы, их голоса убаюкивают вас. Насладитесь этой красотой и спокойствием.
Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза.
Вопрос педагогам: Как вы себя чувствуете сейчас?
Выводы:
Как победить стресс?
- Проявляйте творчество и поисковую активность;
- Соблюдайте баланс между работой и отдыхом;
- Спорт и двигательная активность – хороший способ переработки негативной энергии в позитивную;
- Прогулка на свежем воздухе воодушевит вас и придаст силы!
- Умение «держать удар» вам пригодится.
- Будьте мудрее и сдержаннее.
Что это значит быть мудрее? Расскажу притчу.
Греческая притча «Сократ и наглец»
Когда какой-то наглец ударил Сократа ногой, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:
— Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?
Обратная связь
Желаю вам, чтобы ВЫ ПОБЕДИЛИ СТРЕСС, А НЕ СТРЕСС ВАС!
Педагог-психолог Макарова И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....

Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения
Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы ...
Семинар-практикум для педагогов. Из опыта работы педагога-психолога.
Целевая направленность мероприятия: Стимулировать педагогов к повышению уровня профессиональной компетенции в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми. Задачи: предоставить пед...