Иры-тренинги
материал

Никишина Екатерина Владимировна

Для детей 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-treningi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Игры и упражнения используемые в тренингах.

1

Клубочек, паутинка, снежинка

(спокойная музыка)

Приветствие, рефлексия

Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как  тебя зовут? С кем ты хочешь дружить? Что ты любишь?» и т.д.), тот берёт клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и отдаёт клубочек следующему игроку. Одновременно дети поднимают руки вверх, опускают вниз, кладут на колени. Затем аккуратно опускают её на пол.

2

Эхо

(приветствие)

Тот, кто сидит справа от ведущего называет своё имя и прохлопывает его в ладоши («Ва-ся, Ва-ся»), и все, как эхо, за ним повторяют. Затем своё имя прохлопывает Васина соседка справа,  и все снова повторяют. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают своё имя.

3

Дракон, Лисий хвост, нитка и иголка

(весёлая музыка)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только голова схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

4

Доброе     животное

(спокойная музыка, шум природы)

Все дети, вместе с психологом, становятся в круг и берутся за руки.

Психолог: «Давайте представим, что мы – одно большое дружное животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьётся его большое сердце. Стук – шаг вперёд, стук шаг назад».

5

Ветер дует    на..

Со словами «Ветер дует на..» ведущий начинает игру. Чтобы участники получше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждого.

6

Поварята

Все встают в круг – это кастрюля. «Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, кем он будет (картошка, морковка, лук…)» Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, впрыгнув, берёт за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжпется.

7

Секрет

Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка(пуговицу, бусинку, брошку и т.д…), кладёт в  ладошку и зажимает  в кулачёк. Участники ходят по помещению и уговаривают каждого показать ему свой секрет. Ведущий помогает установить общий язык между членами группы.

8

Зеркало

(весёлая музыка)

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Один из участников – обезьянка, остальные зеркала. Обезьянка строит рожицы, обезьянка всё повторяет.

9

Тень

(по желанию педагога)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками. Все остальные встают в линию на небольшом расстоянии. Они его тень, и должны быстро и чётко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

10

Сложный танец

(весёлая музыка)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы:  2 головы, 3 ноги, 1 туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать. Чтобы третья нога была дружной её можно скрепить веревочкой.

11

Игра «Светофор»

Пространство игрового поля условно делится на две половины, в центре стоит ведущий. Участники игры стоят на одной половине поля. Ведущий называет цвет, участник у которого есть предмет данного цвета имеет право перейти на другую половину поля. Если названного цвета у ребёнка не оказалось, он должен пробежать мимо ведущего так,  чтобы тот не сумел его поймать (ведущий не имеет права сходить с символичной черты, обозначающей центр), или попросить помощь игрока, у которого данный цвет есть в наличии. (игрок имеет право провести одного участника). Задача ведущего состоит в том, чтобы назвать тот цвет, который присутствует у минимального количества участников, или отсутствует у всех.

12

Игра «На страже»

Группа разбивается на две подгруппы так, чтобы в одной было на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая подгруппа рассаживается в круг, оставив одно место в кругу свободным. Большая подгруппа «стража» располагается за кругом: каждый участник стоит позади  одного из кресел и держит руки на его спине. Участник, стоящий за пустым креслом,  пытается переманить  в него кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он должен выкрикнуть имя выбранного участника. Услышав своё имя,  сидящий в кругу участник должен вскочить со своего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих за кругом «стражников» старается не упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, если «стражник» успел положить ему руки на плечи, прежде чем тот вскочил с кресла.

13

Третий  лишний

(весёлая музыка)

Разложить предметы по кругу меньшего количества, чем число играющих (на один). Педагог ставит запись с весёлой музыкой, а дети бегают вокруг предметов. Когда музыка останавливается, дети должны взять один предмет. Одновременно ведущий убирает один предмет. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

14

Следопыты, ступеньки

(весёлая музыка)

Материалы: вырезанные из картона или кожи «следы», 12 штук.

Ход игры: 2 стула. «Следы» разложить по двум дорожкам до стульев. Играющие выстраиваются в две колоны. По команде «Раз, два, три, беги!» впереди стоящие игроки из каждой команды бегут по следам до стульев, оббегают их и возвращаются к своим командам. Также можно использовать 2 следа на команду. Один участник встаёт на один след, другой след помощник передвигает вперёд. Далее участник встаёт на передвинутый след, а помощник переставляет вперёд свободный. Итак до стульев или до черты.

15

Пожалуйста

Дети стоят врассыпную, лицом к ведущему, который показывает различные движения со словами: «Пожалуйста, поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте и т.д.» Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий говорит слово «пожалуйста». Кто ошибается, тот выходит из игры.

16

Чей портрет?

(весёлая музыка)

Дети делятся на две команды. Ведущий описывает признаки ребёнка. По команде: «Начали!» первые в команда подбегают к мольбертам и рисуют названный элемент/ деталь/ часть: «глаза», «губы», «нос» и т.д. Когда портрет закончен, игроки отгадывают, кого они изобразили. Не чьём портрете Портрет окажется более похожим, та команда и победила.

17

Собери из  частей целое

(весёлая музыка)

Герой, пришедший к детям разбрасывает детали снеговиков, делая вид, что не замечает, как они рассыпаются. Выбирается два игрока. По команде: «Один, Два, Три , Снеговиков собери!»  Игроки собирают снеговиков. Кто соберёт больше, тот и победит.

Можно собирать бабочку из заготовок: 2 нижние части крыльев, туловище, голова, усики.

18

Музыкальный лепесток

(спокойная, шумы природы)

Дети стоят в кругу. У одного из них лепесток, все читают стишок и передают его по кругу: «Лепесток летит по кругу, Улыбаемся друг другу! Эй, дружок, меня держи, Слово нужное скажи!» У кого в руках остается лепесток, тот должен станцевать или ответить на заданный вопрос (что понравилось, что не понравилось, чем занимались на занятии, загадать желание и т.д.). Игра продолжается по кругу.

19

Найди предмет. Громче-тише. Горячо-холодно.

(по желанию педагога)

  1. Вариант. Взрослые заранее прячут предмет. Один ребёнок начинает искать предмет. Чем громче звучит музыка, тем дальше от спрятанного предмета ребёнок, чем тише, - тем он ближе к нему.
  2. Вариант. Все дети прячут предмет, кроме одного. Он выходит из зала. Ведущий начинает искать предмет, а дети подсказывают ему: «горячо» или «холодно». Если дети говорят холодно, значит, водящий  далеко от предмета. Если «теплее» - ближе. «Горячо» – рядом.

20

Человек-паук

(спокойная,  загадочная

Музыка )

Составляется паутина, аналогично как и в игре «Паутина». Дети держат нить в разных положениях ( вверху, внизу, ведущий корректирует положение нити). Человек-паук должен пройти, не задев паутины.

21

Соберись в команду (соберись по цвету)

(весёлая музыка)

Раскидываются различные предметы( цветы 4 цветов, лепестки, снежинки, солнышки и т.д.) Дети должны за определённое время собрать все предметы, а потом объединиться по цветам или одинаковым предметам, в том месте, где сказал ведущий.

22.

Снежки

( весёлая музыка)

Снежки дети могут сделать из бумаги. Также можно сделать их заранее из ваты или синтепона. Пространство делится пополам. Дети кидают снежки друг в друга. Далее идёт подсчёт, у кого на территории больше снежков, то проиграл. Играть можно, бросая снежки не друг в друга, а в корзины.

23.

Скучно так сидеть

Вдоль противоположных стен помещения стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:

« Скучно, скучно, так сидеть

Друг на друга всё глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться»

Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых меньше, чем участников игры. Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Далее, убирают два стула и всё повторяется до тех пор, пока победитель не займёт последний оставшийся стул.

24.

Игры с шарами

(весёлая музыка)

  1. Дети лопают шары ( ногами, садясь на них и т.д.). Кто больше лопнет, тот и выиграл, подсчёт идёт по количеству остатков шаров.
  2. Музыкальная эстафета Дети встают парами и под музыку доносят шарик до определённого места руками, бёдрами, головами и т.д.
  3. Танец с шариком. Дети встают парами, удерживая шар животами или спинами, кто дотанцует до конца – выиграл.

25.

Весёлые букетики (Шарики, платочки и др.)

(весёлая музыка)

Дети собирают разбросанные по залу предметы. Педагог отмечает место сбора по цветам. ( в том углу – красные, в другом -синие и т.д.)

Читаются стихи:

«Расцвели в саду цветочки,

Полюбуйся, посмотри,

И по цвету и в букеты

Быстро – быстро собери»

26

Музыкальные эстафеты

(весёлая музыка)

1.Дети делятся на команды. По очереди бегут до определённого места, где на стульях лежат трещетки. Произносят речитатив, согласно сюжету тренинга и бегут обратно.

2. сначала дети идут поскоками под музыку, обходят стул галопом, 4 раза хлопают в ладоши и бегут обратно. Движения можно варьировать. Также можно танцевать в паре.

27.

Узнай по голосу

Ведущему завязывают глаза. Дети стоящие сзади произносят фразу, согласно сюжету тренинга. Ведущий отгадывает. Тот, кого отгадали, водит.

28.

Да и нет.

Дети становятся в пары друг напротив друга. Решают, кто в паре хочет говорить «да» и «нет». Один начинает игру и произносит «да». Второй сразу отвечает ему «нет» и так далее. Каждый из детей произносит только то слово, которое он выбрал с самого начала. Можно предложить детям по сигналу ведущего произносить эти слова: тихо и громко, нежно и грубо и т.д. Таким образом с помощью этих двух слов получится небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел.

29.

Сложный танец ( Сиамские близнецы)

( по желанию педагога)

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга., одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом, теперь, они сросшиеся близнецы – две головы, три ноги, одно туловище, две руки. Предложите им походить по помещению, присесть, станцевать танец.

30.

Испорченный телефон

Дети сидят на стульях близко друг к другу. Ведущий сообщает «на ушко» сидящему рядом участнику какое-нибудь слово. Говорить следует как можно более неразборчиво и быстро. Ребёнок передает слово по цепочке так, как понял. И так, до конца цепочки. Задача участников: как можно более запутать близ сидящего. Затем, ведущий начинает опрос с конца, кто, что услышал. Тот, кто первым в цепочке допустил ошибку и назвал неправильное слово, становится ведущим.

31.

Море волнуется…

( шум моря, спокойная музыка)

Выбирается один ведущий, который говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри» На эти слова все дети замирают в разных позах. Ведущий просматривает все фигуры, выбирает ту, которая ему больше нравится. Дети меняются ролями. Пока звучит музыка, все дети имитируют движения волн.

32.

Накорми друга

(весёлая музыка)

Ребёнку завязывают глаза, дают в руки ложку. Тот, кого будут кормить садится на противоположном конце помещения. Ребёнка раскручивают и он должен найти направление, а далее попасть в рот. Остальные дети координируют действия словами  - вправо, влево, прямо, подбадривают и т.д. Кормящие меняются.

33

Запомни  имя

Дети встают в круг. Ведущий называет своё имя ( можно называть предметы, действия и т.д.), ребёнок справа от ведущего называет имя ведущего и своё, следующий участник называет все названные имена и своё и так далее. Можно называть имена уменьшительно - ласкательно, так, как хочет ребёнок, чтоб его называли, с определённой интонацией, громкостью.

34

Спасибо ( рефлексия)

(спокойная музыка – фон)

Ведущий спрашивает: «Знаете ли вы такой жест?»( показывает большой палец, поднятый вверх). Дети могут ответить :« Здорово, хорошо и т.д.». Педагог предлагает поднять большой палец, повернуться к соседу справа, чтоб он взялся за этот палец и сказать: « Спасибо тебе (имя) мне было очень хорошо с тобой».

35

Делай, как я

(весёлая музыка – 2/4, лучше аккомпанемент музыкального руководителя)

Под музыкальный аккомпанемент (2/4) ведущий говорит: «Если хочешь делать с нами делай так» и делает простое движение на один такт (хлопки, прыжки, наклоны, ногу на носок, приседание и т.д.). Далее, повторяет фразу ещё раз, добавляя ещё одно движение. Далее фраза повторяется ещё 3 раза и оба движения соединяются. Эта комбинация повторяется 4 раза. В результате получается танцевальная композиция на 4 такта.

36

Птицы в гнездах

(весёлая музыка)

На полу раскладываю обручи ( гнёзда) по количеству на один меньше, чем человек в группе. Птицы летают под музыку, музыка прекращается и они должны занять свои гнёзда. Оставшийся выбывает из игры и забирает одно гнёздо, становится его хранителем.

37

Передай предмет

( по желанию педагога – фон)

( рефлексия, приветствие)

Игру можно проводить с любым предметом. Дети встают в круг, передают предмет, произнося различные фразы, согласно теме тренинга ( благодарности, приветствия, предметы, действия и т.д.)

38

Приглашение или поцелуи

(торжественная, лирическая музыка)

Девочкам раздают предметы (сердечки, цветочки, листочки, губки). Мальчикам должны под музыку собрать как можно больше предметов или пригласить девочку на танец. Девочка может отдать свой предмет или пойти танцевать только тогда, когда ей понравилось приглашение. Можно использовать заранее выученные поклоны, галантные фразы, комплименты и т.д.

39

Паровоз

( детские песенки, весёлая)

1.Дети встают друг за другом, берутся за талию человека, который стоит впереди и едут. Задача – не расцепиться.

2. Дети встают друг за другом, берутся за талию человека, который стоит впереди и едут. На слова: «Раз, два, три, замри!» Замирают.

3. Дети встают друг за другом, берутся за талию человека, который стоит впереди и едут. Когда музыка остановится, надо взять с пола предметы, которые заранее разложены или рассыпаны.

40.

Танец – знакомство

(весёлая)

  1. Желательно песенная куплетная форма. На куплет дети прыгают и бегаю, на припев, собираются парами и играют в «Ладушки». На второй куплет, повторяют, на припев приветствуют друг друга носочками ног и так далее – бёдрами, ушками, щечками.
  2. Всё тоже, что и 1 варианте, но на куплет дети делятся пополам. Образуют 2 круга – внутренний и внешний. Внешний идет по часовой стрелке, внутренний – наоборот. На припев круги останавливаются и все действия производятся с человеком, который оказался напротив.

41

Веселые цифры

(веселая музыка)

Дети делятся на 2 команды (красные и синие цифры). Дети выстраиваются 2 колонны по порядку (от 1 до 10). Звучит музыка все хаотично передвигаются, как только музыка останавливается игроки должны найти свое место в колонне.

42.

Волшебный экран(спокойная музыка)

визуализация

Дети сидят на коленях, одна рука – на лбу, другая – на затылке. « Закройте глаза…Представьте, что возникает цветной экран, как экран телевизора…И вы видите все задания и упражнения, которые выполняли на занятии которые вы запомнили. Вы как будто видите на экране телевизора все занятия от начала и до конца. А теперь закройте глаза. Назовите хотя бы по одному заданию, которое вам удалось увидеть на экране «Внутреннего телевизора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...