Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Станилеско Ирина Васильевна

В статье рассмотрено психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Станилеско, И.В. Психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста [Текст] / И.В. Станилеско // сборник научных работ Всероссийской научно-практической конференции «Современные условия организации дефектологической помощи: междисциплинарный подход»

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Станилеско Ирина Васильевна, магистрант

Научный руководитель: к. пед. н, заведующий кафедры логопедии и коммуникативных технологий Тверская О. Н.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье рассмотрено психомоторное развитие недоношенных детей раннего возраста.

Ключевые слова: психомоторное развитие, недоношенный ребенок, ранний возраст.

На фоне резкого падения рождаемости увеличивается частота патологии беременности и родов, невынашивания. Увеличение числа недоношенных детей, а также относительно неблагоприятный прогноз их развития в дальнейшем побудили нас обратить внимание на эту категорию детей. Рождение недоношенного ребенка, процесс его раннего выхаживания и оздоровления – серьезная проблема, интенсивно изучаемая в медицинской практике. Вместе с тем, преждевременное, досрочное рождение ребенка и его раннее развитие – исключительно важная проблема с психологической точки зрения.

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и в законодательно оформленном приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 1687н недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 37 недель и менее с массой тела 2500г и менее и длинной тела 45 см и менее [1].

Выделяют ряд причин невынашивания беременности. К социально-экономическим факторам относят профессиональные вредности; уровень образования родителей (чем ниже уровень образования, как матери, так и отца, тем выше вероятность рождения недоношенного ребенка); отношение женщины к беременности; вредные привычки родителей. Социально-биологические факторы: возраст матери (первородящие моложе 17 лет и старше 30 лет) и отца (моложе 17 лет); субклиническая инфекция и бактериальное носительство; предшествующие аборты; неполноценное питание во время беременности. К клиническим факторам относят экстрагенитальные заболевания; антифосфолипидный синдром; хронические заболевания мочеполовой системы; оперативные вмешательства во время беременности; психологические и физические травмы и другие патологические состояния и гестоз продолжительностью более 4 недель. Также экстракорпоральное оплодотворение или многоплодная беременность может привести к рождению недоношенных детей [10].

Недоношенные дети представляют собой гетерогенную группу. По данным Г.Л.Чухутовой 12-27% детей, родившихся с массой тела менее килограмма, имеют тяжелые неврологические нарушения, при этом оставшиеся 70% детей могут благополучно развиваться [9].

В исследовании Дж.Унгере и М.Сигман недоношенные дети по шкалам Гезелла и Касати-Лезин проявили отставание в показателях сенсомоторного и личностно-социального развития в возрасте 13,5 мес., а в 22 мес. – задержку речевого развития. Но к трем годам часть этих отставаний была преодолена [12].

В исследовании Н.Р.Ботерашвили частота поражений ЦНС изменяется от 3,8% до 8,5% в зависимости от степени недоношенности. Исследование 112 недоношенных детей раннего возраста Л.З.Кунькиной показало, что у 3,6% детей была выявлена задержка нервно-психического развития, у 6,2% детей обнаружена нервная реакция, проявляющаяся в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза, и у 2,1% детей – эпилептические припадки [2].

В работе Л.И.Мазур, М.В.Дмитриевой, В.А.Жирнова говорится о том, что недоношенные дети имеют двигательные нарушения, которые проявляются в виде изменений мышечного тонуса. В проведенном исследовании ими было выявлено, что для 11,76% детей характерен гипертонус мышц, а для остальных 88,24% – гипотонус [6].

Анализ исследования закономерностей развития моторной функции у недоношенных детей И.А.Деева, К.В.Куликовой, О.С.Кобяковой и др., со ссылкой на зарубежных авторов, показал, что детский церебральный паралич наблюдался у 14,6% детей, рожденных на сроке гестации менее 28 недель 6,2% – на сроке гестации 28-31недель 0,7% – на сроке гестации 32-36 недель [3].

Исследования, проведенные М.Ю.Васильевой, показали, что у недоношенных детей позднее осуществляется формирование мышечного контроля позы: в 4,5 месяца они способны устойчиво удерживать голову лежа на животе, к 8 месяцам могут сидеть, к 12 месяцам – самостоятельно вставать, в 14,5 месяцев начинают ходить. На втором году жизни у недоношенных детей отмечается задержка развития моторных навыков: бег, прыжки, поднимание по лестнице [7].

Также у недоношенных детей могут наблюдаться дефекты развития функций органов чувств, которые преимущественно представлены зрительными и слуховыми нарушениями.

При обследовании детей, рожденных с массой тела до 1250г, А.Янус-Кукульской и С.Лис было выявлено, что у 39% недоношенных наблюдаются следующие нарушения зрения: отслоение сетчатки, косоглазие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, ретинопатия [2]. Самым распространенным офтальмологическим заболеванием является ретинопатия. Популярность этого отклонения у недоношенных детей со сроком гестации менее 32 недель составляет 20-40%, со сроком гестации 32-36 недель – 8% [3].

Д.Е.Жайсакова, М.Б.Калтаева, опираясь на данные исследований зарубежных ученых, отмечают, что частота развития серьезных нарушений слуха в группе новорожденных, родившихся массой тела менее 2000г, составляет 15,5% на 1000, а в группе глубоконедоношенных младенцев составляет 4-5% [4].

Вопросами исследования психического развития недоношенных детей занимались М.Ю.Васильева, А.С.Батуев, М.Э.Бернадская, С.Я.Волгина, Л.В.Грачева, А.С.Емельянова и др. Авторы отмечают, что у детей, родившихся с низкой массой тела и без наличия грубых сенсорных нарушений, в возрасте 1 года наблюдалось отставание развития экспрессивной речи в 8,3% случаев, в 2 года – в 28% случаев и в 3 года – в 21% случаев. А нарушения развития импрессивной речи отмечалось только у двухлетних детей в 5,7% случаев [5].

В своей работе Д.И.Чернего, исследуя особенности психического развития недоношенных детей, указывает на то, что в возрасте 8 месяцев при исследовании нового предмета младенцы дольше удерживают его в руках, осуществляя ладонное захватывание предмета, и не могут переложить его из одной руки в другую. Это свидетельствует о том, что низкий уровень манипуляций с предметами снижает их исследовательскую активность, что может стать причиной задержки когнитивного развития.

В течение второго и третьего года жизни дети, рожденные с низкой массой тела, в игровой деятельности чаще совершают простые действия с предметами, не отличающиеся своим разнообразием, их игра в меньшей степени носит символический характер. В ситуации игры у недоношенных детей в 2 года наблюдаются проблемы с саморегуляцией. Также, при обследовании группы недоношенных детей в возрасте 2-х и 4-х лет был обнаружен более низкий уровень исследовательской компетентности, математических навыков и знания цветов в сравнении с доношенными детьми [7].

По мнению Д.Н.Чернова, у недоношенных детей в возрасте 2-3-х лет чаще возникает задержка речевого развития. Дети имеют низкие оценки понимания языка и активной речи: в 1,8 раз уменьшен объем словаря, высказывания содержат короткие и морфосинтаксические незрелые предложения, относящиеся к бытовым ситуациям. В речи преобладают лепетные слова и звукоподражания [8].

Однако Л.Г.Чухутова отмечает, что недоношенному ребенку без органических поражений ЦНС присуща повышенная обучаемость. Она предполагает, что это связано с некоторыми аспектами преждевременного рождения, которое не только нарушает естественное развитие мозга, но и стимулирует его развитие. После рождения ребенок получает раннюю сенсорную стимуляцию, которая ускоряет процессы созревания мозга и предотвращает естественную гибель нейронов, которая происходит в срок с 24 недели внутриутробного развития до 4 месяца после рождения [9].

Е.С.Щербатюк в своей работе со ссылкой на исследование О.В.Лебедевой темпов психомоторного развития глубоконедоношенных детей указывает на медленное нарастание навыков в первые 5–6 месяцев фактического возраста (3–4 месяца скорригированного возраста) и значительном их нарастании в последующие 7–8 месяцев фактического возраста, то есть к 12–14 месяцам скорригированного возраста, когда развитие детей было приближенно к развитию доношенных сверстников [11].

Таким образом, категория детей рождённых раньше срока, по мнению многих исследователей, относится к группе «высокого риска». Дальнейшее психомоторное развитие недоношенных детей зависит от следующих факторов: наличие или отсутствие пренатальных вредностей и от условий внешней среды (рациональная организация среды, правильный уход, воспитание и др.).

Библиографический список

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1687н (ред. от 02.09.2013) О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи  [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-27122011-n-1687n/ (дата обращения: 11.10.2019).

2. Баркун Г. К Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии недоношенных детей // Охрана материнства и детства. – 2012. – №2 (20). – С.76 – 80

3. Деев И. А. Особенности физического и нервно-психического развития детей с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении в различные возрастные периоды жизни // Педиатрическая фармакология. – 2016. –Т.13 № 5. – С.448 – 451

4. Жайсакова Д. Е. Нарушение слуховой функции у недоношенных детей в пренатальном и перинатальном периодах развития с отрицательным дефицитом неврологического статуса // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2016. –№ 4. –     С.116 – 120

5. Иванова Н. Б. Специфика психического развития недоношенных детей, воспитывающихся в семье // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева.– 2009.– С.18 – 20

6. Мазур Л. И. Особенности клинико-неврологического статуса детей, родившихся недоношенными // Современные проблемы науки и образования. – 2015. –№ 6. – С.243

7. Чернего Д. И. Особенности психического развития недоношенных детей в домах ребенка: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / Д.И. Чернего; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2015. – 24 с.

8. Чернов Д. Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть1) // Современная зарубежная психология. – 2014. –Т 3. № 3. – С.65 – 78

9. Чехутова Г. Л. Недоношенность как фактор нарушенного развития ребенка // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т.3 № 1. – С.72 – 86

10. Шабалов Н. П. Неонатология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – Т.1. – 704 с.

11. Щербатюк Е. С. Особенности состояния здоровья и проблемы реабилитации детей раннего возраста, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2017. –Т 13.№ 2. – С. 245 – 251

12. Ungerer J. A. Developmental lags in preterm infants from one to three years of age // Child Development. 1983. V. 54. P. 1217 – 1228.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция психомоторного развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Уважаемая аудитория, коллеги, перед вами представлен фрагмент занятия по психомоторному развитию детей  дошкольного возраста с ОВЗ. Это дети 6 – 7 лет, с «Синдромом Дауна», с заключением комиссии...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты исследования особенностей речи недоношенных детей раннего возраста...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...