«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»
статья

Решедько Татьяна Николаевна

Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художественный образ в произведении, дети начинают соотносить свое восприятие с созданием словесного образа. Но нельзя выражать свои мысли, если ребенок не овладел связной образной речью. Этому дошкольников следует научить через систему фронтальных и индивидуальных занятий, где в комплексе будут решаться различные речевые задачи, но главной останется формирование связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

             

https://s.poembook.ru/theme/26/b6/e7/d98d1d10d157993437311ffed94cd4dce60f4720.jpeg

            Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств. Следовательно, необходимо знакомить детей с произведениями живописи, музыки, литературы, надо научить  любить их и понимать. Каждый вид искусства неповторим, и объединяет все  виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста.

Детский чувственно-образный характер мышления делает этот период развития человека особенно благоприятным для творчества. Склонность к проявлению творчества необходимо поощрять. Источником творчества может быть разные виды искусства, окружающая действительность.

              Воспринимая художественное произведение, понимая его нравственный смысл и содержание, дошкольник способен замечать художественные средства выразительности.

Создавая собственное свое сочинение, ребенок описывает  не только конкретное явление действительности, но и придумывает события и образы. Помогут ему в этом разнообразные языковые средства выразительности, которые он усвоил из литературного произведения.

              Как вид изобразительного искусства живопись доступна восприятию дошкольников. В изобразительной деятельности дети столкнутся с образной эстетической характеристикой явления или образа.

Воспринимая художественный образ произведения живописи, дети начинают соотносить это восприятие с созданием словесного образа, которые потом передают в собственных сочинениях. Но невозможно выразить свои мысли и чувства, полученные при восприятии произведения живописи, если ребенок не овладел связной образной речью. Этому необходимо научить так же, как и другим видам деятельности.

При восприятии картин дети эмоционально откликаются на их содержание, и это дает толчок к обогащению их речи. Они учатся видеть главное в картине, точно описывать изображенное, излагают свои мысли в логической последовательности, могут придумать предыдущие и последующие события.

                    Знакомя детей с разными жанрами изобразительного искусства, педагог подводит их к умению создавать разные типы текста: описание, рассуждение.

Формирование образной речи достигается за счет развития всех сторон речи,  например, через выполнение разного рода специально подобранных упражнений, через литературное произведение, где  возможно заимствование авторских выразительных средств.

                        Лабораторией развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН под руководством А.Ф. Сохина и О.С. Ушаковой разработана методика речевого обучения детей на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Положительная сторона данной методики заключается в комплексном решении разных речевых задач во время проведения одного занятия.

Предусматриваются разные формы обучения, как фронтальные, так и индивидуальные (с одним ребенком или подгруппой детей по 10-15 минут по мере необходимости).

       На подготовительном этапе большое внимание должно быть уделено развитию умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, выделять в нем главное, рассказывать об увиденном. Главная задача, которая стоит перед педагогом на данном этапе – это обогащение речи детей выразительными средствами (эпитетами, метафорами, определениями, сравнениями), а также необходимо научить строить предположения разных типов, способствовать умению работать над структурой высказывания.

          На втором этапе идет обучение дошкольников умению строить связное высказывание на темы произведений живописи разных жанров. В этом помогут разнообразные методические приемы: упражнения на подбор антонимов, синонимов, сравнений, эпитетов, вопросы к детям, придумывание название картины и его пояснение.

Произведения живописи отбираются по жанрам. Предлагается детям из нескольких произведений выбрать одно и рассказать, почему они сделали именно этот выбор. Целесообразно записать детский рассказ и прочитать его другим детям, применить такие приемы, как «словесное рисование» картины, «вхождение в картину»; составление рассказов по самостоятельно выполненным рисункам на тему знакомой картины.

           Заканчивая каждый этап обучения, целесообразно провести выставку картин. Экскурсоводами на вернисаже могут быть сами дошкольники. Предварительно необходимо оговорить  последовательность рассказа выступающего:  о содержании картины, ее колорите,  высказывание своего суждения о ней.

Рассказы детей, в данном случае, можно рассматривать как продукт речевого творчества, поскольку они получены в результате восприятия художественного полотна без предварительных вопросов и длительного рассматривания. Роль педагога должна быть минимальной.

Возможны варианты, когда воспитатель возьмет на себя роль экскурсовода и будет отвечать на вопросы детей, выступающих в роли зрителей. Можно предложить желающим, вместо него, ответить на поставленные вопросы. Одним из показателей развития связной и выразительной речи является умение задавать вопросы.

Открытие вернисажа может сопровождаться чтением стихотворений, прослушиванием музыкальных произведений.

Хорошо, кроме этого, проводить экскурсии в художественные музеи, посещать выставки и галереи, где взору детей предстанут подлинники произведений живописи.

                   Таким образом, будут в комплексе решаться данные задачи:

- формировать умение дошкольников при описании картины видеть художественный образ произведения;

- умение высказываться на тему произведения живописи;

-создавать творческий рассказ на тему произведения, выразительный и структурно оформленный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного....

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

        Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и лю...

Развитие образной речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями художников Крыма

Развитие образной речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями художников Крыма....

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Развитие речи старшего дошкольника на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства....