РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА
консультация по развитию речи на тему

Афанасьева Ирина Валерьевна

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_tvorchestva_doshkolnikov.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад №33»

Московская обл., г.о. Балашиха

Афанасьева Ирина Валерьевна

тема по самообразованию

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайную важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, раннее неведомые.

Каждый вид искусства уникален, но главным,- объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер детского мышления делает это период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять».  Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми, с которыми знакомят детей взрослые.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественно выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое – либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые  делают его высказывание образным и выразительным.

Психолого – педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении  детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета и явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и  чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображаемое, излагать свои мысли в логическое последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Тамара Гавриловна Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

Предлагаемая методика развивает восприятие произведений изобразительного искусства, формирует представление о художественном образе произведения. На этой основе развивается умение высказывать связно и образно на тему произведения живописи. Дети могут рассказывать о картине, объяснять выбранный художником колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением. Умение объяснять свое предпочтение жанра в изобразительном искусстве развивается параллельно с пониманием художественного образа,  что способствует сознательному использованию разнообразных выразительных средств в связных высказываниях. Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описания при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждения и контаминированного (смешанного) текста при рассматривании картин всех жанров.

Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.

Речевое обучение можно проводить как фронтально (одно занятие в неделю), так и индивидуально (по мере необходимости по 10 – 15 минут с одним ребенком или с  группой детей).  Комплексное решение разных речевых задач на одном занятии, главная задача формирования связной речи.

На первом этапе (подготовительном) основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Выбранные репродукции картин соответствуют общепринятым принципам отбора. Дополнительно отбираются произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащения речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями),  а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.

На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснения. Отбираются произведения живописи по жанрам. Детям предлагается выбрать одно из нескольких произведений живописи и аргументировать свой выбор. Производится запись детских рассказов и чтение их других детям. Заключением каждого этапа обучения может быть проведение выставки.

На вернисажах могут быть представлены репродукции картин, находящихся в местных художественных или краеведческих музеях, или репродукции картин из собраний столичных музеев: Третьяковской галереи и Русского музея. На вернисажах в качестве экскурсоводов по очереди выступают дети. Обязанности экскурсовода оговариваются: придумать название выбранной картины и последовательно рассказать о ее содержании, колорите, оценить картину и высказать суждение о ней. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества. Роль педагога на таких занятиях должна быть минимальной.

 Может быть, и другой вариант проведения вернисажа, когда педагог берет на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы  всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительной речи детей и достижением высокого уровня речевого развития.

Каждый вернисаж педагог может открывать чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.

Помимо обучения в детском саду необходимо организовывать посещение художественных музеев, вставок, галерей и т.д., где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства. Экскурсии целесообразно проводить на определенные темы и решать следующие задачи: - научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения; - сформировать умение высказываться на тему произведения живописи; - развивать умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

Удачи, дорогие педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

        Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и лю...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА

Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер д...

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художестве...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Развитие речи старшего дошкольника на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства....