Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речи старшего дошкольника на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало особое, ничем не заменимое влияние на человека, преобразуя его внутренний мир. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство - одно их мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе - это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке звуки, в танце - движения. Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях.

Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Для того, чтобы ребенок мог выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи, его нужно учить этому, как и любому другому виду деятельности. Речевое обучение строится на основе методики Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Достоинство методики заключается в комплексном решении разных речевых задач на одном занятии, а также в том, что главной задачей является формирование связной речи.

На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Выбранные репродукции картин соответствуют общепринятым принципам отбора. Дополнительно отбираются произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки, Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.

На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение. Отбираются произведения живописи по жанрам. Детям предлагается выбрать одно из нескольких произведений живописи и аргументировать свой выбор. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам на тему знакомой картины, применяется прием «вхождения в картину», прием «словесного рисования» картины.

Заключением каждого этапа обучения может быть проведение выставки картин: осенний, зимний, весенний вернисаж.

На вернисажах могут быть представлены репродукции картин музеев Санкт-Петербурга

На вернисажах в качестве экскурсоводов по очереди выступают дети. Обязанности экскурсоводов оговариваются: придумать название выбранной картины и последовательно рассказать о ее содержании, колорите, высказать свое суждение о ней. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать, как продукт речевого творчества, полученный в результате непосредственного восприятия картины.

Может быть и другой вариант проведения вернисажа, когда воспитатель берет на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительной речи детей и достижением высокого уровня речевого развития.

Каждый вернисаж воспитатель может открывать чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.

Помимо обучения в детском саду необходимо организовать работу с родителями, о том, что детям желательно посещение музеев, где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства.

Именно в таком комплексе решаются задачи: научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения, сформировать умение высказываться на тему произведения живописи, развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

А это значит, что в будущем у ребенка будет связная образная речь, что очень важно для его дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.; 16 с. Илл. ISBN 5-89144-180-2.
  2. Оксана Ушакова: Развитие детей 5-6 лет. Старшая группа. ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2020. –ISBN 9785994923238.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного....

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства...

Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

        Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и лю...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА

Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер д...

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художестве...