Конспект организованной образовательной деятельности «Мастера сказочной Гжели» в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мерш Елена Владимировна

Конспект

организованной образовательной деятельности

 «Мастера сказочной Гжели»

в группе общеразвивающей направленности

воспитанников седьмого года жизни на конкурс "Воспитатель года 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект

организованной образовательной деятельности

 «Мастера сказочной Гжели»

в группе общеразвивающей направленности

воспитанников седьмого года жизни

Воспитатель:

Мерш Елена Владимировна

первая квалификационная категория

Излучинск, 2019 г.

Цель: Формировать у детей изобразительные умения в декоративно-прикладном рисовании по мотивам народной росписи Гжель.

Задачи:

Образовательные

  1. Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве – росписи Гжель (богатство и разнообразии гжельского промысла, техники росписи Гжель).
  2. Формировать умение ориентироваться в основных этапах гжельской   росписи – роза, лепестки, капельки, волнистые линии.
  3. Совершенствовать технические умения в декоративном рисовании (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
  4. Формировать навык использования в работе нетрадиционных техник рисования: использовать в процессе рисования нетрадиционного оборудования: ватных палочек как средства выразительности передаваемого образа.
  5. Обогащать и активизировать словарь по теме: «Гжельская роспись». Учить правильному употреблению в речи элементов гжельской росписи: роза, лепестки, капельки, волнистые линии, сеточка, кобальт, растительный орнамент, глина, фарфор, керамика.
  6. Учить детей анализировать, оценивать свою работу, высказывать свои суждения и оценки.

Развивающие

  1. Развивать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Развивать творческие способности. 
  3. Развивать изобразительные умения детей: технические умения (владение кистью), чувство композиции при построении узора; чувство цвета (оттенки синего);
  4. Развивать самостоятельность при написании элементов росписи Гжель, творческое воображение, моторику пальцев рук.
  5. Развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей уважение и интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем
  2. Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

3.        Воспитывать умение работать в коллективе, совместно решать поставленную задачу.

Словарная работа: узор, роспись, мазок, линия, оттенок, роза, лепестки, капелька, волнистая линия.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная, продуктивная.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая

Предварительная работа:

  1. Рассказ воспитателя об истории народных промыслов; рассматривание иллюстраций наглядно-дидактического пособия «Народное искусство – детям. Гжель». Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева.
  2. Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»
  3. Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле)
  4. Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель»
  5. Слушание музыки: Русские лирические мелодии: «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица». Песни современных авторов П. Синявский, «Незабудковая гжель», «Гжель» З.Я.Роот, «Лазури хоровод» М.Кузьмичева, «Россия, Россия» М.Кузьмичева, «На Руси умельцев много», муз. Иванова,
  6. Музыкально-игровое творчество «Матушка Гжель», «Найди гжельский узор», «Сложи узор».

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Гжель», таблица поэтапного изображения основных элементов росписи Гжель (слайды презентации); предметы декоративно-прикладного промысла Гжель: котенок, посуда, кит, фигурки людей; сарафан для педагога, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, готовые шаблоны из белой бумаги.

Методы:

  1. Наглядный (показ, образцы гжельской керамики, схемы рисования)
  2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)
  3. Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, продуктивная деятельность)

Используемые педагогические технологии, приемы и методы: ИКТ, личностно-ориентированная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология;

Планируемый результат:

У воспитанников, на основе имеющихся представлений, сформируются изобразительные умения в декоративно-прикладном рисовании по мотивам народной росписи Гжель.

Методическое обеспечение образовательной деятельности

Литература

  1. «Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.
  2. «Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.

Наглядно - дидактический материал

  1. «Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/С.Н.Вохринцева/ Издательство Страна фантазий, 2005 8с.
  2. «Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
  3. «Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/
  4. Т.Н Чижкова, Т.Н.  А.Н.Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.

Интернет ресурсы:

  1. Ода Гжели /www.utube.ru/pages/video/12708
  2. Сказочная гжель: Занятие в средней группе c4 // «maaam.ru»
  3. Этап Гжельской росписи files.school-collection.edu.ru
  4. Народные промыслы: стихи//http:festival.1september.ru

Ход организованной образовательной деятельности

Слайд1 Заставка с мотивами элементов в гжельской росписи

Дети заходят в группу под музыкальное сопровождение располагаются напротив выставки гжельской керамики полукругом.

Психологическая установка деятельность.

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я экскурсовод музея «Сказочная Гжель» Елена Владимировна и сегодня вы мои гости! Давайте улыбнёмся, и поприветствуем друг друга! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! (дети встают в круг, и выполняют движения вместе с воспитателем)

- Здравствуй, правая рука! (дети показывают правую руку),

-Здравствуй, левая рука! (дети показывают левую руку).

-Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом),

-Здравствуй друг (берёмся другой рукой),

-Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

И вот таким дружным коллективом отправляемся с вами в мир сказочной Гжели!

Основная часть НОД

рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)

Слайд 1(вид деревни Гжель)

Воспитатель: - Недалеко от города Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно там жили умелые, веселые мастера.

Слайд 2 Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали! Нашли они глину чудесную, белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Слайд 3

Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4. Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон.

Слайд 5. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.

Слайд 6. Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки. Посмотрите на выставку, какие вы видите игрушки? Посуду?

(Дети называют предметы, находящиеся на выставке)

Воспитатель: - Как вы думаете, какими должны быть мастера, чтобы изготавливать такие прекрасные изделия?

Дети: - Трудолюбивые, талантливые, любящие свою родину.

Воспитатель: - Конечно талантливые, ведь используют они в работе только синий цвет и его оттенки. И называется этот синий цвет – кобальт. Повторите пожалуйста. А какой фон у гжельского фарфора?

Дети: -  У гжельского фарфора белый цвет, потому, что его делают из белой глины.

Воспитатель: - Какие вы видите узоры на изделиях?

Дети: - Это цветы, люди, птицы.

Воспитатель: - Конечно, это растительные и бытовые сюжеты из жизни мастеров. Наш музей не только коллекционирует различные экспонаты декоративно-прикладного искусства, но приобретает новые. Вы хотите, чтобы ваши изделия попали в наш музей?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Я приглашаю Вас в нашу волшебную мастерскую «Сказочная Гжель», закрывайте глаза… и

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем,

Волшебство появиться,

В мастерскую попадём!

(Дети открывают глаза, воспитатель обращает внимание на доску с схемами рисования. Идет показ рисования элементов росписи).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мольберт, на нем расположен лист белого цвета.

Слайд7 (роза, сеточка, бордюр, капельки, появляются по щелчку)

Воспитатель: - Подскажите мне, пожалуйста какой первый элемент растительного узора (ответы детей). Конечно, это роза. Состоит она из лепестков.

Воспитатель рисует на листе элементы росписи и просит детей дополнить ее капельками, линиями.

А теперь посмотрите (внимание на мольберт с заранее нарисованной розой).

 - Чтобы выделить лепестки нужно добавить или более темный синий цвет, или же наоборот голубой, и тогда цветок получится как живой.

Добавим бордюры из волнистых линий или сеточку, и получится красивый декоративный узор, который украсит ваши изделия (просит детей дополнить рисунок элементами росписи)

Воспитатель: - В своей работе мы с вами будем использовать какие краски. Да, синюю, голубую и белую.

-Вы знаете, как мастера получают голубую краску? (смешивают белую и голубую) Поучаствуем в приготовлении голубой краски?  У меня две колбы с краской белой и синей. Как мастера называют ее? Конечно, кобальт. Подойди (просит ребенка), пожалуйста, и налей синюю краску в колбу, а ты налей белую краску (просит другого ребенка). Сейчас мы все это смешаем и получим какой цвет? Правильно, голубой!

Воспитатель: - У нас в мастерской, перед работой мастера обязательно играют в народные игры, чтобы зарядиться энергией и быть творческим человеком. Вставайте в круг!

Игра «Матушка Гжель» (играем 2 раза)

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

(С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.)

Воспитатель: - У каждого мастера свое место в мастерской. Приглашаю вас сесть за столы на свои рабочие места. (дети рассаживаются лицом к интерактивной доске, на которой выведено изображение элементов гжельской росписи).

Воспитатель: - Мастера, перед тем как приступить к работе, подготавливают изобразительные материалы и инструменты. Какие инструменты нам нужны для работы (дети называют кисти, краски, стаканчики с водой салфетки).

Конечно эти инструменты нам нужны, но мы в работе будем использовать и нетрадиционные инструменты: это ватные палочки и специальную краску – гуашь, которая не растекается по листу.

Воспитатель: - Уважаемые мастера, перед вами лежат заготовки чайного сервиза. Назовите какой предмет посуды вам предстоит расписать. (дети называют) Какого цвета краску вы будете использовать в гжельской росписи?

Дети: - Синюю, голубую, темно синюю.

Воспитатель: - Как называют ее настоящие мастера?

Дети: - Кобальт.

Воспитатель: - Прошу вас возьмите волшебные кисти и помогите мне прорисовать в воздухе элементы. (дети вместе с воспитателем прорисовывают в воздухе элементы росписи (отработка приемов рисования росписи)

Воспитатель: 1.  с сверху вниз прорисовываем мазок, 2. прорисовываем вертикальные линии и горизонтальные образуя сеточку, 3. Добавляем бордюр из волнистой линии, 4. Кончиком кисти добавляем завитки, а ватной палочкой точки.

 Воспитатель: - Ваша задача украсить декоративным узором свое изделие.

А наша задача организовать выставку из ваших работ в нашем музее.

Прошу приступать к работе, вы самостоятельно подбираете узор и дополняете его деталями. В палитрах вы можете изготовить голубой цвет, соединив синюю и белую гуашь.

Слайд с элементами росписи Гжель

Дети выполняют работу. В процессе работы педагог индивидуально работает с детьми, подсказывает, направляет, помогает выбрать узор, расположить его на листе. Звучит музыкальное сопровождение во время работы.

Педагог беседует индивидуально с детьми по его работе.

- Что ты нарисовал?

- Какие цвета и оттенки ты использовал?

- Какие элементы росписи у тебя присутствуют на узоре?

 По мере того как дети заканчивают рисовать, работы вывешиваются на мольберт.

Заключительная часть

Рефлексия

1. Ребята, какой красивый у вас получился сервиз!

2. А какие элементы узора вы использовали в своей работе (Ответы детей)

3. Ребята, что вам особенно понравилось в нашей экскурсии? (Ответы детей)

4. Ребята, скажите, что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

5. Какие элементы узора вам было трудно нарисовать, что наоборот оказалось легко? (Ответы детей)

Воспитатель: - Я думаю теперь вас не затруднит отгадать загадку

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивиться

Чудо на фарфоре- синяя купель.

Это называется просто роспись … (гжель)

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня как настоящие гжельские умельцы расписали сервиз, и ваши работы будут выставлены в нашем музее. А вам наш музей дарит игру «Гжель», в которую вы будете играть в группе (воспитатель отдает детям настольную игру). 

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, пора возвращаться в группу.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем, в группу из музея все мы попадем!

Спасибо вам всем большое, до свидания! (под музыкальное сопровождение дети уходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.

В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути  повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН"

Программное содержание: Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения. Способствовать обучению детей создавать...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "МОЙ АВТОМОБИЛЬ"

Программное содержание:Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения.Продолжать способствовать обучению детей сооруж...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Легоконструирование "Избушка Деда Мороза"

Программное содержание:Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Поощрять желание передавать их особенности вконструктивнойдеятельности. Продолжать способствовать обучению детей соору...

Конспект организационной образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни) по теме: «Обувь».

Конспект ООД  для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста  (седьмого года жизни)  по теме: «Обувь» составлен в соответствии с технологией "Ситуация" Л.Г. Пе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспект интегрированного занятия в группе для детей седьмого года жизни «Путешествие в страну Профессий»

Совершенствовать навыки устного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Уметь называть предшествующее и последующее число. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записыва...