Образовательное событие "Вулкан"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цыбикова Ольга Максаровна

 Реализация в образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей  дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Улан-Удэ

«Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

Конспект образовательного события

«Вулкан»

Подготовительная к школе логопедическая группа

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                       Цыбикова О.М.

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

 Обучающие: Углублять представление детей об окружающем мире. Обогащать  словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, умение делать выводы

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Просмотр фильмов. Изготовление макета вулкана.

Материалы:

Макет вулкана, поддон; сода, уксус или лимонная кислота; краска красная гуашь или свекольный сок,  жидкость для мытья посуды; лист бумаги, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка, перчатки резиновые, фартуки,  презентация про вулканы

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуй, Небо

Здравствуй, Солнце

Здравствуй, Земля

Здравствуйте, все мои друзья!

-Ребята, сегодня мы снова в нашей лаборатории. Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнавать что-то новое и интересное).

-Ребята, а вы знаете, кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли). Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли? (Да, хотим!).

-Тогда, отправимся в путешествие. Закрываем  глазки… раз, два, три… в геолога превратись. Вот мы теперь – геологи.

- Прежде чем мы отправимся, надо собрать рюкзак необходимыми предметами

Дидактическая игра  «Собери рюкзак геолога»

На столе лежат разнообразные предметы: ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, 2-3 вида разных игрушек, аптечка, карта местности.

Дети должны выбрать нужные предметы для геолога и объяснить свой выбор.

-Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, в путь! Построились друг за другом и собрались в путь. Путешествие долгое, нам надо подняться высоко-высоко в горы, где будем проводить наши исследования.

Слайд№1

Физкультминутка

Ветер веет над полями, 
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём. (Дети садятся.) 

Слайд №2

- Вот мы и пришли на гору. Давайте все вместе вспомним, что мы уже с вами знаем о богатствах нашей Земли. (дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).

Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли. Сегодня ученые могут судить о строении недр земли по вулканическим выбросам.

Загадка.

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?

Дети: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

-Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Легенда о боге Вулкане


"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами".

Вулкан это большая гора с крутыми склонами.

Слайд №3

-Какой формы вулкан? (конус).

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Слайд № 4

Посмотрите ребята, я приготовила для нас макет вулкана!

(Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана, организуется обсуждение).

Интересно?! Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «интересных открытий». 

В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.

-давайте вспомним Правила безопасности

1. Работа под наблюдением воспитателя.

2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

3. Ничего не брать в рот

4. Осторожно насыпать вещества

5. Осторожно наливать воду

6. Лаву не трогать

7. Использовать салфетку

Объясняю последовательность проведения опыта

Давайте рассмотрим наш макет:
Из чего мы сделали основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)
Из чего сделали жерло вулкана?  Вставили вовнутрь конуса пустую стеклянную баночку. Все это поставили на поднос. Облепили всё это пластилином. Надеваем перчатки.

Насыпаем в макет несколько ложек соды.
Добавляем свекольного сока.
5 капель моющей жидкости (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Самому пользоваться нельзя, это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

Артем нам прочитает  стихотворение  про вулкан.

Вот вулкан — это гора,
А внутри горы — дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.

-Ребята, я рада, что  вы были внимательными, работали  аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

-А сейчас я предлагаю вам зарисовать ваши вулканы на листе бумаги.

Когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

-Что вам понравилось больше всего, что нового вы узнали?

-Рассматривание зарисовок

-Замечательные получились зарисовки

-Благодарю вас  за участие в опытно – экспериментальной деятельности.  Вручение значков «Юный исследователь»

Ребята, перед нашим возвращением, я предлагаю сделать совместное фото с вулканом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...