Развитие речи через экологическое воспитание
статья

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Развитие речи через экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи через экологическое воспитание

Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения, в частности, дошкольников, одними из главных задач, решаемые в дошкольной образовательной организации.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Основным проводником экологического воспитания в дошкольном возрасте является воспитатель. А на воспитателя логопедической группы ложится двойная нагрузка. У детей в такой группе отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Надо отметить, что специфика работы воспитателя в логопедической группе состоит в том, что он должен решать не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Формирование правильной речи

Формировать и совершенствовать лексико-грамматические категории

обогащение словаря новыми лексическими единицами;

усвоение детьми новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;

грамотное употребление предлогов;

составление разных видов предложений.

Развитие связной речи

пересказ рассказа;

составление разных видов рассказов.

Экологическое воспитание

Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях;

Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)

Формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы;

Знакомить с народными приметами.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;

Вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)

Развивать интерес к родному краю, воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, лесничих)

Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру

Следует отметить решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания на логопедических занятиях не обойтись.

А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

Развитие монологической речи – одна из основных задач коррекционно-развивающей работы в логопедической группе. Изучение каждой лексической темы предполагает занятие по развитию связной речи.

Пересказ рассказа является одним из сложных видов рассказа. Ребенок должен передать содержание рассказа, близкое к тексту. Детям проще пересказать тот текст, который оставил отпечаток в душе, после которого возникли эмоции. Ярким примером решения экологических задач считаю рассказ «Стыдно перед соловушкой». Этот текст подкрепляется сюжетными картинками, которые помогают передать прелесть леса, ребята представляют, что они тоже в лесу и слушают песню соловья. Рассуждают, как бы они поступили, находясь на месте девочек, почему надо беречь лес, не засорять его. Работа над пересказом помогает подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умению самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней.

Рассказы о времени года «Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?», о животных, птицах предполагают огромную предварительную работу. Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов и явлений природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. На основе экскурсий, целевых прогулок, чтения художественной литературы дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.

Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с кррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи через музыкальное воспитание детей"

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик арт...

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной. В настоящее время престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается...

Досуг по развитию речи через экологическое воспитание «В гости к насекомым»

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и об­разе жизни. (бабочка, муравей,  пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передв...

Сообщение для воспитателей на тему «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».

На протяжении учебного года, дети учатся наблюдать и делать простейшие выводы. Взрослым следует  способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюд...

План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание

План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание...