Развитие речи через экологическое воспитание
статья
Развитие речи через экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи через экологическое воспитание
Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения, в частности, дошкольников, одними из главных задач, решаемые в дошкольной образовательной организации.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Основным проводником экологического воспитания в дошкольном возрасте является воспитатель. А на воспитателя логопедической группы ложится двойная нагрузка. У детей в такой группе отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
Надо отметить, что специфика работы воспитателя в логопедической группе состоит в том, что он должен решать не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Формирование правильной речи
Формировать и совершенствовать лексико-грамматические категории
обогащение словаря новыми лексическими единицами;
усвоение детьми новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;
грамотное употребление предлогов;
составление разных видов предложений.
Развитие связной речи
пересказ рассказа;
составление разных видов рассказов.
Экологическое воспитание
Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях;
Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)
Формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы;
Знакомить с народными приметами.
Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;
Вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)
Развивать интерес к родному краю, воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, лесничих)
Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру
Следует отметить решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания на логопедических занятиях не обойтись.
А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
Развитие монологической речи – одна из основных задач коррекционно-развивающей работы в логопедической группе. Изучение каждой лексической темы предполагает занятие по развитию связной речи.
Пересказ рассказа является одним из сложных видов рассказа. Ребенок должен передать содержание рассказа, близкое к тексту. Детям проще пересказать тот текст, который оставил отпечаток в душе, после которого возникли эмоции. Ярким примером решения экологических задач считаю рассказ «Стыдно перед соловушкой». Этот текст подкрепляется сюжетными картинками, которые помогают передать прелесть леса, ребята представляют, что они тоже в лесу и слушают песню соловья. Рассуждают, как бы они поступили, находясь на месте девочек, почему надо беречь лес, не засорять его. Работа над пересказом помогает подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умению самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней.
Рассказы о времени года «Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?», о животных, птицах предполагают огромную предварительную работу. Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов и явлений природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. На основе экскурсий, целевых прогулок, чтения художественной литературы дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с кррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие речи через музыкальное воспитание детей"
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик арт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-126983-1350568562.jpg)
Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание
В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной. В настоящее время престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-33739-1683755033.jpg)
Досуг по развитию речи через экологическое воспитание «В гости к насекомым»
Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051513-1535317507.jpg)
Консультация для воспитателей на тему "Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание".
Данное сообщение можнет быть полезно воспитателям ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051513-1535317507.jpg)
Сообщение для воспитателей на тему «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».
На протяжении учебного года, дети учатся наблюдать и делать простейшие выводы. Взрослым следует способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюд...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175652-1571142317.jpg)
План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание
План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание...