Досуг по развитию речи через экологическое воспитание «В гости к насекомым»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Лычагина Валентина Эрбертовна

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и об­разе жизни. (бабочка, муравей,  пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;

 Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
 Закреплять правила поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Лычагина В.Э.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Досуг по развитию речи через экологическое воспитание

«В гости к насекомым»

                                                                                                    Подготовила и провела

                                                                                                    Учитель-логопед Лычагина В.Э.

2016 год

Досуг по развитию речи через экологическое воспитание

«В гости к насекомым»

Задачи:

  1. Коррекциоино-образовательные цели.

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. (бабочка, муравей,  пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения; 

- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
— закреплять правила поведения в природе.

- Коррекционно-развнвающие цели. развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением,

  - развитие внимания, умение слушать вопросы, отвечать на них, отгадывать загадки;
— развивать наблюдательность.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Демонстрационный материал:

- картины с изображениями насекомых;
— цветы, бабочки;
— игрушка Лунтик;
— игрушка божья коровка;
— аудиозапись песни «Добрый жук».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Учитель-логопед  держит в руках игрушку-Лунтика.

Учитель-логопед. Ребята, скажите, кто это? (Лунтик). Сегодня Лунтик приглашает нас познакомиться с его друзьями. А с кем дружит Лунтик? (С насекомыми). На Земле очень много насекомых. Все они маленькие, но если присмотреться, то их можно заметить.

Нас Лунтик приглашает немного прогуляться.

Ну, что ж готовы, дети? Пора нам отправляться.

Идем мы осторожно, за Лунтиком шагаем,

Уж очень интересно, кого ж мы повстречаем?

2. Основная часть.

Дети идут за учителем -логопедом, подходят к игрушке — божьей коровке.

А вот и нас встречает божья коровка -

Красненькая спинка, черная головка.

А на спинке у нее черненькие точки,

Словно кто нарисовал ровные кружочки.

Эта умница природе помогает -

от вредителей растения спасает,

И врагов малышка эта вовсе не боится,

Потому что может защититься.

Учитель-логопед. А как она защищается? Она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов (воспитатель показывает картинку с изображением божьей коровки).

-Хотите подружиться с божьей коровкой? Давайте с ней поиграем.

Игра «Убегаем, догоняй!»

Ход игры.

Дети держатся за божью коровку (надувная игрушка), произносят слова, по окончании слов разбегаются, «божья коровка» (водящий держит в руках игрушку), догоняет детей.

Божья коровка,

Черная головка,

Ты за нами полетай,

Убегаем, догоняй!

Игра повторяется 2-3 раза.

Вот как славно поиграли, может, чуточку устали?

Нужно нам передохнуть, а потом и снова в путь.

-Присядем на скамейку.

Проговаривание стихотворения:

Божья коровка

Мне на пальчик села.

«Божья коровка,

Ты куда летела?

И куда, малютка,

Ты теперь спешишь?

Скоро пальчик кончится,

Ты и улетишь.

Крылышки-скорлупки

Весело расправишь...

Поиграть тебя со мной

Как заставишь?»

Учитель –логопед : показывает настоящую божью коровку, дети рассматривают ее, наблюдают за ее действиями.

Учитель-логопед. А теперь давайте посадим ее на пальчик и скажем:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба.

Там твои детки кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе ни одной.

А теперь пора нам в путь отправляться,

Лунтик снова нас зовет прогуляться.

Идем мы осторожно, за Лунтиком шагаем.

Уж очень интересно, кого ж мы повстречаем?

А вот и бабочка нас мило поджидает,

Сидит тихонечко, с цветка не улетает.

Дети с учителем -логопедом подходят к цветку, на нем бабочка (Цветок живой,  бабочка игрушечная).

Учитель-логопед. А вы знаете, ребята, у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Цветам очень нужны (показывает картинки с изображением перечисляемых насекомых) бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.

Проговаривание стихотворения:

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

А знаете, как бабочки прячутся от птиц? Сейчас мы это узнаем. Лунтик приглашает вас поиграть.

Учитель-логопед: раздает детям бабочек и цветы, вырезанные из картона. Цветов и бабочек равное количество.

Игра «Помоги бабочке спрятаться».

Учитель-логопед. Кому достался цветок, тот будет стоять на месте, а кому бабочка — будет «летать». Когда я скажу: «Птичка летит!», «бабочки» сразу летят на цветок такого же цвета, что и они сами. Если желтая бабочка сядет на желтый цветок, то она станет незаметной для птицы, и птица пролетит мимо. А красная бабочка на какой цветок должна сесть, чтобы стать незаметной? А синяя? А если бабочка ошиблась, то ее поймает птица. Так что постарайтесь не ошибаться. Игра «Бабочки и цветы» повторяется 2-3 раза.

Учитель-логопед. Теперь вы знаете, как бабочки прячутся от птиц.

Игра «Строим забор».

Учитель-логопед. Снова нам пора в дорогу, а где же наш Лунтик? Давайте его поищем.

Дети находят его рядом с местом, где можно увидеть муравьев.

Учитель-логопед. Кого же хотел нам показать Лунтик?

Кто они? Откуда! Чьи?

Это ж, дети, муравьи!

Муравьи всегда трудятся, у них много работы. Они строят себе вот такой дом, а называется он муравейник.

Учитель-логопед:  показывает картинку с изображением муравья и муравейника.

Проговаривание стихотворения:

Муравей.

В муравьином доме крышу

Починить пора.

За соломинкою вышел

Муравей с утра.

К ней через дорогу

Добрался не спеша.

Оглядел,

Потрогал:

Очень хороша!

Ухватился лапками,

Раз- и поволок...

Под лопухами-шапками

Домик-бугорок.

Нелегко,

Но к домику

Тащит всё равно.

Для тебя -

Соломинка,

А для него -

Бревно!

Ух как стало жарко,

Даже лоб намок!

Бросил бы,

Да жалко:

Дом уж недалёк!

Учитель-логопед. Как же сделать, чтобы никто не наступил и не разрушил их дом? Давайте сделаем загородку. Вот Лунтик уже начал без нас ее делать, давайте поможем ему.

Дети из веточек делают загородку ,а логопед скрепляет её — получается загородка.

Физкультминутка.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, 
(Дети расставляют руки в стороны)

Я лечу издалека. 
(Ритмично помахивают руками)

Зу-зу-зу – комар пищит. 
(Указательные пальцы выставляют)

Укусить скорей спешит. 
(Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед)

Уф-уф-уф – как паровоз, 
(Ритмично притоптывают ногами)

Шмель пыхтит, — пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. 
(Делают ритмичные хлопки)

Я любого разбужу.

Учитель-логопед. А сейчас Лунтик приглашает нас спеть и станцевать.

Песенка жука

Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;

Вот как громко я жужжу!

Тут же пчёлка зажужжала,

На жука направив жало:

Ты смотри меня не трожь,

Уколю больней, чем ёж.

Я жужжать умею тоже

На жука чуть-чуть похоже З-З-З

Танец Добрый жук»

Звучит песня «Добрый жук». Дети встают в круг, повторяют за логопедом несложные танцевальные движения.

Учитель-логопед: Как много мы с вами сегодня увидели! О божьей коровке, и пчеле, и бабочке, и муравьях. Как к ним нужно относиться? Они все такие разные!

И все они называются насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Конспект НОД по развитию речи через театрализованную деятельность «В гостях у Маши» во второй младшей группе

Цель:·       формировать умение детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей;·       учить передавать эмоциональные сос...

Сообщение для воспитателей на тему «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».

На протяжении учебного года, дети учатся наблюдать и делать простейшие выводы. Взрослым следует  способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюд...

Развитие речи через экологическое воспитание

Развитие речи через экологическое воспитание...

План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание

План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « В гостях у сказки.» Старшая речевая группа

Цель:Развитие связной  речи, формирование  правильного  произношения.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками.Учить детей отгадывать ...