Интеллектуальная викторина "Умники и умницы-2018г." (среди старших дошкольников)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Казакова Анна Юрьевна

Цель: повышение психологической готовности детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_intellektualnoy_viktoriny_umniki_i_umnitsy.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи

Конспект  

интеллектуальной викторины

среди старших дошкольников

 «Умники и умницы»

                                                          Подготовила: педагог-психолог

                                                                 I квалификационно категории

                                                         Казакова Анна Юрьевна

2018 год

Конспект  интеллектуальной викторины среди старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель: повышение психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

- выявить познавательную готовность детей к школьному обучению;

- способствовать развитию и формированию интеллектуальной готовности к регулярному обучению в школе;

- продолжать формировать социально-личностную компетентность детей старшего  дошкольного возраста;

- содействовать развитию эмоционально-волевой компетентности детей старшего  дошкольного возраста.

Материал: музыкальное сопровождение, 3 пирамидки, 3 конверта с вопросами для разминки, веера цифр (3шт.), листы бумаги, простые карандаши ( по 3 шт.),  геометрические фигуры ( треугольник, квадрат, круг), презентация игры «4 лишний», медали на каждого участника, грамоты.

Ход викторины:

Звучат фанфары к игре «Умники и умницы»

Психолог: Рано-рано солнце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас, дети,  поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Психолог: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной викторине  «Умники и умницы». Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Вопросы будут не сложные, но потребуют от вас внимания и правильных ответов. Ваши знания будет оценивать компетентное жюри и по итогам игры, победителям будут вручены награды. Итак, наша игра начинается! Все готовы?

Психолог:  В игре примут участие команды  "Знайки ", «Почемучки»  и  « Умейки» . Я знаю, что «Умники и умницы» приготовили приветствие, давайте послушаем. (Представление команд)

Психолог: Весело и с пользой игру нам провести.

                    И в этом нам поможет прекрасное жюри.

Представление жюри……

  1. Заляева Людмила Александровна, заместитель по ВМР ДОУ
  2. Бурынова Валентина Владимировна, старший воспитатель ДОУ
  3. Мельникова Ольга Александровна, старший воспитатель ДОУ
  4. Смолина Юлия Геннадьевна, старший воспитатель ДОУ

Психолог: Наша викторина состоит из    конкурсов. За каждый выигрыш в конкурсе команда получает «кольцо удачи» от «пирамидки достижений». Чья пирамидка будет выше, та команда и выиграла.

1. Разминка «Кто это? Что это?» Разминка состоит из 10 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды.

 Отвечать на вопрос можно хором. Итак, начнем: быстро сообразите КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?...

Вопросы для 1-й команды:

  1. Последний месяц  в году? (декабрь)
  2. Корова в детстве? (теленок)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Прибор для измерения времени? (часы)
  5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  6. Перечисли 7 дней недели?
  7. Какой день недели был вчера?
  8. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора?
  9. Что значит «прикусить язык»? (замолчать)
  10. Как называется наш посёлок? (п. Магдагачи)

Вопросы для 2 команды:

  1. Последний день недели? (воскресенье)
  2. Сколько месяцев в году? (12) Перечисли.
  3. Курица в детстве? (цыпленок)
  4. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  6. Из каких 7 цветов состоит радуга?
  7. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)
  8. Что нужно делать, если случился пожар?
  9. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  10. Название страны, где мы живем? (Россия)

Вопросы для 3 команды.

  1. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  2. Как называется черно-белая лошадка? (зебра)
  3. Сколько месяцев в каждом времени года? (3)
  4. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  5. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  6. Чей номер телефона «01»? ( пожарная)
  7. После какого времени года наступает осень? (Лето)
  8. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  9. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
  10. Линейка, тетрадь, учебник, пенал это … (школьные принадлежности).

- Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать.

2. Следующий конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Ребята в детском саду с воспитателями вы играете  в математические игры, и сейчас мы проверим ваши знания. На столах у вас лежат наборы цифр. Я буду задавать вопросы, а вы должны выбрать цифру соответствующую правильному ответу и поднять ее. За каждый правильный ответ команда получает «+». Та команда, у которой будет больше правильных ответов – выигрывает  и получает «кольцо удачи».

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца? (5)

  • Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей? (6)

  • Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?(7)

  • Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

  • Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук? (6)

  • Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек? (3)

      -   Сестры-белочки сидели

 В шестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась-

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле? (7)

     - В кружку сорвала Марина

10 ягодок малины,

6 дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке?  (4)

      -Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске? (2)

3. Давайте узнаем, как наши игроки ориентируются на листе бумаги. Выберите одного человека, который будет рисовать, а остальные ему помогать. Нарисуйте, пожалуйста:

  • в правом верхнем углу — солнце;
  • в нижнем левом — дерево;
  • внизу посередине — дом;
  • в верхнем левом — тучку;
  • справа от дерева — цветочек;
  • в нижнем правом — грибок.

4.Конкурс  «Обгонялки».

Кто быстрее отгадает загадку:

  1. Она весну встречает – сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Узнаешь ты (березку)

  1. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый (дятел)

  1. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель (ежик)

  1. Наш огород в образцовом порядке.

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг

Пики зеленые выставил (лук)

5.Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней (помидора) .

6.На спине свой носит дом. Не нуждается не в ком.

При себе всегда пожитки у медлительной (улитки) .

7.Есть в тайге сибирской кедры, на орехи они щедры.

Знают белки, знают мышки, что искать их надо в (шишке) .

8.Солнце греет и печёт

Ручеёк с горы течёт.

Тает снег, кругом вода,

Значит, к нам пришла (весна)

      9.Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? (олень)

10.Лейся дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по (лужам)

11.Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

     12.Злая как волчица.

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же (крапива)

13.Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (зарядку) .

14.В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс (звонок) .

15.Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый (гусь) .

      16.Каждая девчонка знает,

Что прическу украшает.

Вещь мала, но не без толка,

Держит волосы... (заколка)

     17.Хлюпает ли мокрый нос,

Иль из глаз потоки слез, —

Выручит нас лоскуток —

Это носовой... (платок)

     18.Вот подушка, одеяло,

Простыня и покрывало.

Ляжем мы сюда поспать.

Что это, ответь? (Кровать)

      19.Сахар ловко зачерпнула,

В чашку с головой нырнула,

Помешала чай немножко.

Кто она, ответь-ка? (Ложка)

      20.На стене они висят,

Гулко каждый час звонят.

Стрелки, будто бы усы.

Что это? Ответь... (Часы)

Физкультминутка:

Треугольник увидали – на месте быстро побежали!

Увидев квадрат, – присядь-ка, мой брат!

А, заметив круг, – прыгаем вокруг!

Текст сопровождается показом геометрических фигур, 3 раза повторяющихся в разных комбинациях, а последний раз – без слов.

Во время выполнения заданий звучит спокойная музыка

5.Конкурс «Перевертыш».

Команды, вам предстоит назвать слова наоборот.

Слова для команды «Знайки»:

  • Мокрый-(сухой)
  • Потолок-(пол)
  • Высокий-(низкий)
  • Длинный-(короткий)
  • Старый-(молодой)
  • Черный-(белый)
  • Тихо-(громко)
  • Больной- (здоровый)

Слова для команды «Почемучки»:

  • Широкий-(узкий)
  • Толстый-(тонкий)
  • Злой-(добрый)
  • Хороший-(плохой)
  • День-(ночь)
  • Горячий-(холодный)
  • Мальчик-(девочка)
  • Умный- (глупый)

Слова для команды «Умейки»:

      -Зима- (лето)

      -Чистый- (грязный)

     -Большой-(маленький)

     - Быстро- (медленно)

     -Слабый- (сильный)

     -Весёлый- (грустный)

     -Левый- (правый)

     - Много- (мало)

     

6. Следующее задание  «Внимание».

Команды, посмотрите на экран. Найдите один лишний предмет и объясните почему? «4-й лишний» (слайды).

7.Путешествие по сказкам

  • Назовите летательный аппарат Бабы Яги
  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.
  • Что принадлежит фее?
  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.
  • Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?
  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.
  • Дереза
  • Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?
  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.
  • Кого поймал Емеля?
  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.
  • Что хранилось в сундуке Кощея?
  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

       8.А сейчас «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Вот проверим мы сейчас

У кого острее глаз.

Повнимательней смотрите,

Ничего не пропустите.

Как скажу я слово «три»

Повернуться  вы должны.

Раз. Два. Три.

(На экране  задание: найти отличия (10)).

Капитан, какой команды нашел больше отличий та команда, и выиграла конкурс.

Психолог: Молодцы, ребята! Вы сегодня дружно и активно играли, научились действовать в команде, поддерживать своих друзей и помогать им. А наши задания закончились. Пока члены жюри подводят результаты выполненных заданий, я предлагаю вам немного поиграть и расслабиться.

 

Подвижная игра «У кого мяч»

      Материал: мяч

    Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной под музыку. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим.  

Психолог: Жюри готово вынести своё решение. Награждение ребят.

Психолог: Я желаю вам учиться

                    на четыре и на пять,

                    и конечно, детский сад наш

                    никогда не забывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...

Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»

Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.

Рекомендации родителям по проведению игр на развитие логического мышления....

интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

развитие мышления, установление связей между предметами, находить общее в разрозненном материале....