Календарно - тематическое планирование "Зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Гудым Ирина Александровна

Сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_nedelya_fevralya_2_ml._gr.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной  группе.

 Тема: Зимующие птицы.

 С 10 февраля по 14 февраля.                                                    

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация

развивающей

среды для

самостоятельной

деятельности

детей

Работа с

родителями

Групповая

подгрупповая

Индивидуальная

работа

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Понедельник  10 февраля

Утро

Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Утренняя гимнастика. 

Рассматривание иллюстраций зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, где они живут, чем питаются).

Д/и «Назови ласково»

Цель: учить образованию слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Вероника, Варя М.

Беседа: «Послушная  вилка»

Цель: учить пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение руки), учить брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта.

Уход за комнатными растениями. Цель: совершенствовать умение детей обтирать листья растений, помочь вспомнить правильные приемы работы, активизировать в словаре названия комнатных растений.

Консультация для родителей «Как из чего можно  сделать кормушку для птиц»

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

Нод

Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Ознакомление с окружающим миром (ФЦКМ)

Тема: «Приключение в комнате»

Цель: продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.

(Ознакомление с предметным и социальным окружением, О.В. Дыбина, стр. 34)

Физическое развитие

Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением заданий;  в прыжках с высоты и мягком приземлении на полусогнутые ноги.

(Физическая культура в детском саду, Л.И. Пензулаева, стр. 51)

Конструктивно – модельная деятельность

Тема: Паровоз

Цель: Умение работать в команде, распределять работу между всеми  участниками процесса, умение сравнивать фигуры по размеру.

Прогулка

Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Наблюдение за птицами.

Цель: вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о зимующих птицах, расширять словарь по теме «зимующие птицы».

Развитие физических качеств: развивать умения метать снежки точно в цель.

Матвей Л., Дима Г.

Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Каких зимующих птиц вы знаете? Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Как мы можем им помочь зимой?

Труд: сгребание снега вокруг деревьев – воспитывать желание трудиться.

Д/и «Как называется это дерево» - учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево. П/и «Воробушки и автомобиль».

Вечер

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Д/и «Расскажи о своей любимой зимующей птице».

Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, развитие связной речи.

Игра «Кто спрятался?»

Д/и «Чудесный мешочек» - учить узнавать предмет по характерным признакам, развитие тактильных ощущений. Данила, Давид.

Ситуативная беседа «Для чего нужен порядок в группе»

Разговор о бережном отношении к игрушкам – напомнить, что у каждой игрушке в группе свое место.

С/р игра «Магазин. Посуда»

Цель: учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; осуществлять игровые действия на речевой инструкции.

Чтение

худ. лит.

Познавательное, социально – коммуникативное речевое развитие

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Цель: познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; воспитывать интерес к художественной литературе.

Прогулка

Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие

Наблюдение за деревьями. Цель: учить уточнять понятия «дерево», «куст», формировать знания об основных частях дерева. Художественное слово: «Спасибо мороз, что снегу нанес»; Нужно беречь деревья от мороза, утеплять их снегом. П/и «Птицы и кошка» - учить двигаться по сигналу, развивать скорость. Д/и «Летает – не летает» - побуждать детей определять действия словами. Труд: «Подкормка птиц» - подвести детей к тому, что подкормка птиц зимой необходима так как птицы умирают от голода.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация

развивающей

среды для

самостоятельной

деятельности

детей

Работа с

родителями

Групповая

подгрупповая

Индивидуальная

работа

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Вторник 11 февраля

Утро

Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Утренняя гимнастика. 

Беседа «Какой корм любят зимующие птицы».

Цель: учить устанавливать связь между перелетом птиц и наличием корма, подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать.

Д/и «Назови зимующих птиц» - учить называть 2-3 вида птиц.

Данила, Матвей Л.

Беседа «Труд младшего воспитателя» - формировать элементарные знания детей о конкретном трудовом процессе от постановки цели до получения результата. Воспитывать уважение к труду помощника, воспитателя.

Рассматривание альбома «Птицы», иллюстраций в книгах – формировать у детей умение узнавать знакомых им птиц, по внешнему виду и называть их, развивать познавательный интерес.: роль отца»

Беседа: «Воспитание ребенка

Нод

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Музыка

По плану музыкального руководителя.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

 (И.А. Помораева, В.А. Позина, Формирование элементарных математических представлений, стр. 26)

Прогулка

Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Наблюдение за небом.

Цель: продолжать знакомство с различными природными явлениями, учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Развитие физических качеств: прыжки с места в длину.

Матвей В., Степа.

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое). Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно – хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (пасмурная) А если подует ветер, что случится с тучами? (ветер их разгонит)

Труд: очищаем тропинки, которые ведут к кормушкам. Д/и «Кто больше назовет действий». П/и «Великаны – карлики» - учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.

Вечер

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…»

Цель: учить детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Математические представления: Д/и «Назови фигуры, из которых построена птичка» - закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.

Вероника, Виолетта.

Д/и «Полезно – вредно»

Цель: побуждать детей на основе полученных ранее знаний называть вредные и полезные для здоровья человека продукты, расширять представления об их пользе или вреде.

С/р игра «Парикмахерская» - учить подбирать атрибуты, распределять роль, развивать интерес к игре. Игра – ситуация «Красивая стрижка»

Чтение

худ. лит.

Познавательное, социально – коммуникативное речевое развитие

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской. Цель: познакомить детей с русскими и зарубежными сказками, где в одной из главных ролей выступает лиса. Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках, на отличительные черты характера лисы, ее поступки и поведение.

Прогулка

Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность «Где, чей след?». Цель: развивать внимание, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы: детские, взрослые, следы животных и птиц. П/и «Перелет птиц» - развивать реакцию на словесные сигналы. Д/и «Когда это бывает?» - закрепить предметы времен года, определить приметы начала зимы. Труд: подкормка птиц на участке.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация

развивающей

среды для

самостоятельной

деятельности

детей

Работа с

родителями

Групповая

подгрупповая

Индивидуальная

работа

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Среда  12 февраля

Утро

Физическое развитие,

социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Утренняя гимнастика. 

 Беседа «Как живут наши пернатые друзья»

Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Д/и «Где находится птичка?» (употребление предлогов около, над, под, в, к).

Варя М, Аня.

Ситуативный разговор «Свежий воздух нужен и полезен»

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Объяснить понятие «воздух», свойства воздуха и роль в жизни человека.

Труд в уголке природы – уход за комнатными  растениями. Цель: упражнять в умении рыхлить землю в горшках. Игра – «Назови комнатное растение» - активизировать в речи детей их названия.

Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания»

Нод

Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Развитие речи

Тема: Звуковая культура речи: звуки (б, бь)

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах)

(Развитие речи в детском саду, В.В. Гербова, стр.60)

Физическая культура

Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением заданий; в прыжках с высоты и мягком приземлении на полусогнутые ноги.

(Физическая культура в детском саду, Л.И. Пензулаева, стр. 51)        

Прогулка

Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

«Знакомство с пешеходной дорожкой в зимнее время»

Цель: формировать представление о правилах поведения на улице; воспитывать навыки ориентировки на местности.

Развитие физических качеств: ходьба приставным шагом, боком по нарисованной на снегу линии.

Ваня К., Степа.

Рассказать детям о правилах дорожного движения, обратить внимание на дорожку, предназначенную для пешеходов – это тротуар. Провести с детьми беседу о правилах поведения и передвижения по тротуару.

Д/и «Назови одним словом» - развивать речь, внимание. П/и «Найди свой цвет» - развивать умение различать цвета, действовать по сигналу.

Труд: уборка снега с дорожек.

Вечер

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Природоведческая игра «Птицы, рыбы, звери»

Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.

Математические представления «Составь узор» - составление узора из счетных палочек. Данила, Дима.

Представление о здоровом образе жизни. Ситуативный разговор «Одевайся по погоде, а не по моде»

C/р игра «У врача» - ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла.

Чтение

худ. лит.

Познавательное, социально – коммуникативное речевое развитие

Чтение народной латышской сказки «Лиса, петух и тетерев». Цель: познакомить детей с русскими и зарубежными сказками, где в одной из главных ролей выступает лиса. Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках, на отличительные черты характера лисы, ее поступки и поведение.

Прогулка

Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие

Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно. П/ и «Летает, плавает, бегает» - учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения. Д/и «Чьи следы?». Труд: сгребание снега вокруг деревьев. Цель: развивать умения точно и правильно выполнять трудовые действия, воспитывать желание трудиться.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация

развивающей

среды для

самостоятельной

деятельности

детей

Работа с

родителями

Групповая

подгрупповая

Индивидуальная

работа

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Четверг  13 февраля

Утро

Физическое развитие,

социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Утренняя гимнастика. 

Беседа с детьми «Кто заботиться о птицах»

Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. Д/и «Кто как кричит» - закрепить знания детей о том, как птицы подают голос.

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов – антонимов.

Дима, Виолетта.

Обращение к игровому персонажу (Петушку): проконтролировать правила пользования столовыми приборами, салфеткой; поощрение от имени персонажа.

Рассматривание альбома «Птицы».

Предложить детям раскраски по теме «Зимующие птицы» - совершенствовать навыки работы с карандашами, фломастерами.

Папка – передвижка «23 февраля»

Нод

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Рисование

Тема: Деревья в снегу»

Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы; упражнять в рисовании деревьев; учить располагать на листе несколько деревьев, закреплять умение промывать кисть; развивать эстетическое восприятие.

(Т.С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду, стр. 83)

Физическое развитие

Игра «Найди свой цвет». Игровое упражнение «Пройди – не сбей» - ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики. Игровое упражнение «Силачи» - ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь энергичными движениями рук.

Прогулка

Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Наблюдение за синицей. Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Развитие физических качеств: «Кто сделает меньше прыжков?» - учить прыгать гигантскими шагами, начинать игру по сигналу воспитателя. Варя Г., Вероника.

Провести беседу по вопросам: «Что это за птица? Как выглядит и какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? ? Чем питается синица? Как люди заботятся о них?

Труд: почистить лопатками от снега скамеечки. Чистить кормушки, насыпать корм.

П/и «Устроим снегопад» - развивать двигательную активность. Д/и «Чьи следы?» - образование прилагательных.

Вечер

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Рассматривание картины «Птицы на кормушке»

Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.

Чистоговорка «Дятел лечит старый дуб, добрый дятел дубу люб»

Матвей В., Варя М.

Беседа «Правила дорожного движения» - продолжать учить детей правилам поведения пассажиров на остановке в транспорте, при выходе из транспорта.

Центр «Творчества» - лепка «Птички: снегири, синички». «Ягодки, зернышки для птичек».

Чтение

худ. лит.

Познавательное, социально – коммуникативное речевое развитие

Чтение болгарской сказки «Храбрец – молодец». Цель: познакомить детей с русскими и зарубежными сказками, где в одной из главных ролей выступает лиса. Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках, на отличительные черты характера лисы, ее поступки и поведение.

Прогулка

Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие

Наблюдение за птицами. Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить различать птиц по двум – трем характерным признакам: воробьи маленькие, а ворона крупная. П/и «Ловлю птиц на лету» (русская народная) – учить быстро действовать по сигналу. Д/и «Громко – тихо» - развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Труд: пополнить кормушки – привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация

развивающей

среды для

самостоятельной

деятельности

детей

Работа с

родителями

Групповая

подгрупповая

Индивидуальная

работа

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Пятница 14 февраля

Утро

Физическое развитие,

социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Утренняя гимнастика. 

Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад.

Цель: продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.

Д/и «Что напутал буратино?» (какой маме чей ребенок – птенец принадлежит). Развивать внимание, мышление. Вероника, Виолетта.

Беседа «Как надо переходить через дорогу».

Моделирование ситуаций. Через игровые ситуации продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

Самостоятельная изобразительная деятельность. Цель: предложить детям раскраски, трафареты птиц. Создание условий для развития умения детей правильно держать карандаш, развивать интерес к рисованию, мелкую моторику.

Беседа с родителями о самочувствии детей.

Нод

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Музыка

По плану музыкального руководителя.

Апликация

Тема: Домик для зайчика петуха.

Цель: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.

 (Д.Н. Колдина, Апликация с детьми 3 – 4, стр. 44)

Прогулка

Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Наблюдение за березой.

Цель: расширять представления о дереве; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Развитие физических качеств: прыжки на двух ногах с продвижением.

Цель: учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Степа, Давид.

Полюбоваться березкой. Рассказать, что в зимнее время  она находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – снег. В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать.

Труд: укрывание снегом корни деревьев.

Д/и «Времена года» - Что бывает зимой? (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

П/и «Вороны и собачка» - бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Вечер

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки.

Цель: учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.

«Чей домик?» - уточнить представления детей о месте обитания диких животных и птиц.

Варя М, Варя Г.

Познавательно – исследовательская деятельность: «Как согреть руки?»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться        (трение, движение; сохранение тепла).

Хозяйственно – бытовой труд в группе: привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья.

Цель: воспитывать трудовые навыки.

Чтение

худ. лит.

Познавательное, социально – коммуникативное речевое развитие

Чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе». Развивать интерес к художественной литературе, умение высказывать свое мнение. Закрепить понятие «посуда».

Прогулка

Физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие

Наблюдение за погодой. Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами). Вспомнить какое оно было вчера. П/и «С кочки на кочку» - развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Д/и «Найди и принеси» - учить ориентироваться в пространстве. Труд: расчистка дорожек, скамеек – воспитывать желание помочь взрослым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Зимующие птицы"

Календарно-тематическое планирование по теме "Зимующие птицы"...

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема Птицы

Календарно-тематическое планирование на неделю в средней группе по теме Птицы...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Календарно-тематическое планирование "Птицы нашего края" подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование "Птицы нашего края" подготовительная группа...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

Календарно-тематическое планирование "Птицы".

Календарно-тематическое планирование в 1 младшей группе "Птицы"....