Проект МАДОУ д/с № 373 "Театр для всех"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вязникова Наталья Александровна

Проект раскрывает опыт педагогов МАДОУ д/с № 373 г.Новосибирска в реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие". (театрализованная деятельность детей дошкольного возраста). Проект реализовывался в течение 2018-2019 учебного года.

Показаны формы методической работы, а также образовательная деятельность педагогов по данному направлению. Проект был представлен на городской методической неделе в нояьре 2019г. Буду рада, если проект будет полезен коллегам других ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

   В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.            

Театрализованная игра относится к творческому виду игр.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

     В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

 Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой игры.

Прежде чем начать разговор об  организации методической работы, следует определить само понятие «театрализованная игра». В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни учёные отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.

Все театрализованные игры можно поделить на две основные группы: режиссёрские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) и  игры – драматизации.

В режиссёрских играх ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребёнок действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

  1. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами

Задачи методической работы:

  • Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
  • Повышение качества и эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Система методической работы (мотивы, цели, задачи, содержание, методы и формы работы, результаты) строится на основе анализа: 

  • достигнутых дошкольным учреждением результатов;
  • результатов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и имеющихся условий;
  • интересов, потребностей и запросов коллектива;
  • уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов;
  • зрелости и сплочённости педагогического коллектива.

Важным становится вопрос оценки эффективности системы методической работы.

Можно использовать следующие критерии:

  • Критерий результативности системы методической работы: результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка за отведённое время без перегрузки детей, т.е. выполняются  или превышают федеральные государственные стандарты в обучении и воспитании детей.
  • Критерий эргономичности затрат времени, сил педагогов на осуществление методической работы: заметный рост мастерства педагогов, который происходит при разумных затратах времени, усилий на эту деятельность и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
  • Критерий улучшения психологического микроклимата, роста творческой активности педагогов. Их удовлетворённости результатами своего труда, развитие педагогического опыта.

Планируя методическую работу с педагогами ДОУ по данному вопросу использую известные, широко вошедшие в практику формы: групповые ( педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, взаимопосещение занятий, работа по единым методическим темам, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

В нашем МАДОУ д/с № 373 проводятся следующие формы методической работы:

  • Открытый показ (с последующим обсуждением);
  • Семинар-практикум (проводится для более глубокого изучения проблемы); Подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов  и способов работы);
  • Дискуссия (рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса);
  • Творческие микрогруппы (создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею);
  • Работа над единой методической темой (единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей);
  • «Круглый стол» (круговое размещение участников ставит всех в равное положение, обеспечивает взаимодействие);
  • Брифинг (встреча, на которой излагается позиция по проблемному вопросу, создаются 2 команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает);
  • Эстафета педагогического мастерства (соревнование между несколькими педагогами, где один начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги);
  • Творческая гостиная (взаимодействие педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями в обстановке свободного, непринуждённого общения);
  • КВН (стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков);
  • Смотр-конкурс (проверка профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, оценка творческих достижений педагога путём сравнения его способностей с другими);
  • Литературная гостиная  (одна их форм эстетического развития, духовного обогащения педагогов, детей, родителей. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе);
  • Тематические выставки (представление наглядных материалов, изделий, литературы, являются содержательной формой обмена опытом педагогов);
  • Литературная газета (все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки).

Методическая работа с кадрами по проблеме

«Развитие творческой личности дошкольника в театральной деятельности в условиях ДОУ».

Формы работы

Тема

Участники

Сроки проведения

Ответственный

1.Оказание помощи: анкетирование

«Организация театрализованной деятельности с детьми  дошкольного возраста»

Цель: выявления затруднений педагогов по данному вопросу.

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Консультации

- «Театрализованные игры – средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития дошкольников»;

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Лекция – беседа

- «Теоретические основы развития театрализованной деятельности».

- «Знакомство с вариативными программами и технологиями».

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Дискуссия

«Содержание театрализованной деятельности детей по программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»,

практическое задание – в виде схемы представить структурные компоненты театрализованной игры как процесса.

Воспитатели, специалисты

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Консультация

«Театрализованная игра и игра-драматизация. Это тождество?»

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Семинар – практикум

«Этапы и методы  театрализованной деятельности».

1. Этапы подготовки  и проведения театрализованной деятельности.

2. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Практикум. Обучить воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания выразительных образов героев детьми.

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Семинар

«Метод проектов в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатели, специалисты

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Открытые просмотры

«Игры-драматизации во второй половине дня в разных возрастных группах».

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Самообразова

ние

Тема-Театрализованные игры (разновариатные формулировки)

Цель: расширить знания по данному вопросу.

По выбору педагогов

В течение года

Старший воспитатель

2.Тематический контроль

«Организация театрализованной деятельности с детьми  дошкольного возраста».

Воспитатели

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

3. Педсовет

«Симбиоз музыки и театра в условиях ДОУ».

Все педагоги

В соответствии с годовым планом

Заведующий, старший воспитатель

4. Изучение, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта.

Изучить опыт работы педагогов группы № 10 Панковой О.А. и Морковиной Е.И.

Начать создание опыта работы воспитателя группы № 6 Безрядиной Е.А.

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель, воспитатели.

В течение года

Старший воспитатель

5. Создание условий

Разработать рекомендации по организация театрализованной деятельности с дошкольниками;

разработать перспективное планирование по играм- драматизации;

подобрать методическую литературу по данной проблеме;

пополнить театральные уголки.

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Воспитатели

В течение года

Старший воспитатель

6.Формы работы с семьёй

Анкетирование;

Оформление наглядной агитации «Театрализованные игры - средство речевого развития ребёнка – дошкольника».

Открытый показ театрализованных игр.

Родители,

воспитатели

В течение года

Заведующий, старший воспитатель

7.Формы работы со школой и др. организациями

Круглый стол «Театрализованные игры в ДОУ и в школе, преемственность»

Воспитатели, учителя начальных классов.

В соответствии с годовым планом ДОУ № 373 и МБОУ СОШ № 177

Старший воспитатель, завуч начальных классов

8.Другие формы работы

- Смотр- конкурс «Необычный театр своими руками»

Воспитатели

Воспитатели, родители, дети.

В соответствии с годовым планом

Старший воспитатель

Методическая работа в нашем детском саду определяется не количеством мероприятий, а оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.

План методической работы предусматривает возможность оперативной корректировки и включения внеплановых мероприятий.

Для правильной организации театральных

занятий с дошкольниками  рекомендуется

учитывать следующие принципы

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и 

методов работы.

2.  Ежедневное включение театрализованных игр во все 

формы организации

 педагогического процесса, что сделает их такими же 

необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3.  Максимальная активность детей на всех этапах подготовки 

и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5.  Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все 

игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что 

удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в 

различных вариациях.

Обоснование проекта

Постановка проблемы

Цель проекта

Актуальность темы

задачи проекта

Характеристика учреждения:

Сроки проведения

Ответственные

Изучение состояния современного дошкольного образования:

- инновационные технологии;

- передовой опыт;

- нормативно-правовые документы по оптимизации воспитательно-образовательного процесса

Сентябрь

Заведующая ДОУ Воспитатели

Приобретение методической литературы и пособий, необходимых для работы по проекту.

Октябрь - Ноябрь

На педагогическом совете утвердить педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по проекту.

в течение года

методическая работа

3.

Заведующая ДОУ

Воспитатели

Основной этап

1.

Оборудовать помещение для повседневной театрализованной и художественной деятельности

Ноябрь

Заведующая ДОУ воспитатели

3.

Углублённое изучение теоретических основ организации театрализованной деятельности через планы по самообразованию

Ноябрь - Февраль

Специалист по дошкольному воспитанию Управления Образования

Заведующая ДОУ

4.

Посещение воспитанниками библиотеки, музыкальной школы, дома культуры.

Ноябрь - Февраль

Заведующая  ДОУ Воспитатели

5.

Посещение воспитателями детских садов Белгородской области, работающих по художественно-эстетическому направлению

Декабрь

Специалист по дошкольному воспитанию Управления Образования

Заведующая ДОУ

6.

Взаимопосещение занятий, режимных моментов педагогами ДОУ

Ноябрь - Январь

Воспитатели

7.

Отражение в перспективном и календарном планировании социо-игровых и театрализованных приёмов

Октябрь

Воспитатели

Заключительный этап

1.

Оформление фото визитного материала, методических разработок, конспектов, по созданию среды в ДОУ

Январь - Февраль

Заведующая ДОУ

Воспитатели

2.

Проведение дней открытых дверей для родителей

Январь - Февраль

Заведующая ДОУ

Председатель род. комитета

3.

Проведение дней открытых дверей для воспитателей ДОУ района

Февраль

Заведующая ДОУ

4.

Проведение общего родительского собрания на тему «Первые результаты по театрализованным играм»

Февраль

Заведующая ДОУ

Воспитатели

5.

Подготовка отчётной документации

Февраль

Заведующая ДОУ

Воспитатели

Обоснования для спонсора.

Размещение благодарственной статьи в районной газете «Красный октябрь».

Отражение информации о спонсоре в памятках, буклетах, пригласительных билетах.

Организация утренника, концерта для работников спонсорской организации.

Приглашение на все театрализованные представления, предоставление возможности для творческой самореализации, участия в театрализованной деятельности ДОУ.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).

Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители.

Оценка качества деятельности педагогов будет оцениваться руководителем проекта при непосредственном посещении группы, изучении и анализе проводимых мероприятий.

Оценка развития и творческой активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения за ними во время творческой деятельности и проведения занятий, через беседы с воспитателями и родителями.

По окончании проекта будет проведено родительское собрание, анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта, проанализирована отчётная документация.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

- Оформить уголок театрализованной деятельности.

- Изготовить маски и атрибуты.

- Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.

- Сделать подборку театрализованных игр.

Методическая копилка:

- Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.

- Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками.

- Сценарии развлечений и досугов.

- Подобрать и оформить методический материал по театру.

Работа с родителями:

Консультации:

- «Театр в жизни ребёнка »

- «Как устроить домашний театр для детей »

- «Сказочные герои, глазами детей »

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей »

- «Играйте вместе с детьми »

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

СЕНТЯБРЬ

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Изготовление карточек с изображением пиктограмм.

Основной этап

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка »

Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

Подборка речевых упражнений.

Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.

-6-

Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей»

Творческая – игра «Что это за сказка»

Изготовление карточек с изображением «Мимики»

НОЯБРЬ

Артикуляционная гимнастика:

Зарядка для губ «Весёлый пятачок»

Драматизация сказки В. Бианки «Теремок»

Игра на развитие двигательных способностей.

Игры на выражение эмоциональных состояний.

Консультация для родителей на тему:«Сказочные герои глазами детей».

Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о театре. Прослушивание и разучивание песенок.

ДЕКАБРЬ

Инсценировка мини-сказки

Экскурсия в библиотеку

Развлечение «В гости к сказкам К. И. Чуковского»

Пальчиковый театр «Теремок»

Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»

Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки»

Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз»

ЯНВАРЬ

Ритмопластика: «Поймай хлопок» Воспитатель, дети

Сценка сказки: «Заюшкина избушка»

Пальчиковая гимнастика:«Мизинчик»

Консультация для родителей «Сказочные герои, глазами детей »

Чтение сказки «Айболит »К. И. Чуковского.

-7-

ФЕВРАЛЬ

Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)

Показ настольного театра по сказке «Три медведя»

Экскурсия в библиотеку.

Игровая ситуация с жестами «Считалочка »

Папка раскладушка «Домашний театр»

Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки»

МАРТ

Игра на развитие эмоций

Консультация для родителей:«Играйте вместе с детьми»

Артикуляционная гимнастика

Чтение стихотворений, сказок

АПРЕЛЬ

Зарядка для языка «Самый длинный язычок»

Театральные игры

Сюжетно ролевая игра «Театр»

МАЙ

Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З»

Чтение русской народной сказки «Лисица и журавль» в стихах по ролям (ст. гр.)

Творческая игра со словом: «В лесу» «В зоопарке» «Летний день»

Развлечение: «1, 2, 3, 4, 5- в сказку мы пришли опять »

Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Заключительный этап

Итоговый показ

«Путешествие в театр»

Диагностика детей по данной теме.

Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

-8-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Научно-педагогические аспекты билингвального образования в Республике Татарстан. Хайдарова Р.З.
  2. Программа «Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү». Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С.и др., Казан,2013.
  3. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду. Зарипова З.М., Габдрахимова А.Х., Миникаева А.Т.-
  4. Региональная программа дошкольного образования. Шаехова Р.К., Казань, 2012.
  5. Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Салават күпере», «Тылсымлы куллар», «Мәгариф».
  6. Театрализованная деятельность в детском саду. Антипина А.Е. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Мир детских эмоций. Кряжева Н.Л. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  8. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Лебедев Ю.А. и др. /. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  9. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания.Калинина Г. – М.: Лепта-Книга, 2007.

10. Театрализованные игры дошкольников. Артемова Л. В. — М., 1990.

11. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Доронова Т.Н. -Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.

12. Театр и театрализованные игры в детском саду. Зимина И. -Дошк.восп., 2005.-№4.

13. Театрализованные занятия в детском саду. Маханева М.Д. - М.: Сфера, 2001.

14. Театрализованные игры в детском саду. Петрова Т.И. – М., 2000.


-9-


15. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. Фурмина Л.С. – М., 1972.

16 Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Чурилова Э.Г. - М.: Владос, 2001.

Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- экспериментирование;
- сочинения сказок
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.

Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение театра;
- выставки;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа с воспитателями.
Ведущая идея – активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театральной деятельности в детском саду.
Задача – привлекать к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- консультации;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность;
- выставки;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения.

Ребенок.
1.В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театральной деятельностью не только с педагогом, но и самостоятельно в свободное время.
2.Идея – не навреди.

ПРОЕКТ «ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №170 им. А.П.Чехова» СП-9, 2015-2016 учебный год Авторы проекта: воспитатели группы №6 Бочарникова Я.В., Камалова С.Г. Актуальность проекта: Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с: - художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием памяти, воображения, инициативности, речи; - развитием коммуникативных качеств; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру. Поэтому, реализация проекта позволит сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Проблема: Поверхностные знания и недостаточное внимание детей и родителей к театру и театральной деятельности Срок реализации: сентябрь – май 2015-2016 учебного года. Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, родители Тип проекта: По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги) По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фотоотчета, спектакля) Объект изучения: формирование представлений детей о театре и театральных профессиях Предмет исследования: театральная деятельность Гипотеза: если привлечь родителей к посещению театров Москвы и создать условия для подготовки спектакля в ДОУ, то у детей появится интерес к театральной деятельности, сформируются знания о театрах и театральных профессиях Цель проекта: Способствовать приобщению детей и родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей и родителей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Задачи проекта: 1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. Побудить интерес детей и родителей к театру. 2.Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ. 3. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду. 4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности. 5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников. 6. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса). 7. Способствовать формированию эстетического вкуса. 8. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием. 9. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности. 10. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ. 11. Способствовать привлечению детей и родителей к посещению театров Москвы Содержание воспитательно-образовательного процесса. Формы работы с детьми: - образовательная деятельность; - показ спектаклей, драматизация сказок; - презентации разных видов театра; - выставки. Методы и приемы: - творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах); - игры-драматизации; - беседы после просмотра спектаклей; - упражнения по дикции; - игры-превращения; - упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы; - театральные этюды; - репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок. Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок. Работа с родителями: Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Формы взаимодействия работы с родителями: - устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта) см. Приложение 1; - индивидуальные беседы; - наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Первый раз в театр», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности». - посещение театра всей семьей; - фотовыставки «Всей семьей в театр»; - совместная деятельность; - день открытых дверей, дружеские встречи «В гостях у сказки»; - помощь в изготовлении костюмов и декораций. Работа воспитателей. Формы работы: - педсоветы, консультации; - создание картотеки театрализованных игр; - организация предметно-развивающей среды; - работа с учебными наглядными пособиями; - праздники и развлечения; - выставки, фотоальбомы. Ребенок 1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью, не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время, посещать разные виды театра 2. Идея – не навреди Ожидаемые результаты: Для детей: 1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала черезприобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 2. Развитие речи, мимики, жестов. 3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности. Для воспитателей: 1. Повышение профессионализма. 2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями. 3. Личностный профессиональный рост. 4. Самореализация.

 Для родителей: 1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

3. Самореализация

Для родителей: 1. Повышение уровня личностного сознания. 2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями. 3. Самореализация. Для группы: 1. Создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. 2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности. 3. Создание картотеки театрализованных игр. Примерный перспективный план работы с родителями в проекте сентябрь № п/п содержание 1 Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» 2 Наглядная информация. Папка-передвижка «Первый раз в театр» 3 Совместная деятельность. Аншлаг спектаклей для детей в городе с приглашением посетить и сделать фотографии запоминающихся встреч с театром октябрь № п/п содержание 1 Наглядная информация «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».Консультация « Мир детских игрушек» 2 Индивидуальные беседы «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» 3 Мастер – класс «Домашний театр. Создаем театр своими руками» ноябрь № п/п содержание 1 Наглядная информация.Папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов. 2 Индивидуальные беседы «Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста». 3 Посещение театров Москвы всей семьейдекабрь № п/п содержание 1 Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами» 2 Консультация «Домашний кукольный театр, как средство научить ребёнка общению». 3 Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций. январь № п/п содержание 1 Фотовыставка «Новогодние встречи» 2 Консультация «Учим детей через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение». февраль № п/п содержание 1 Консультация «Создание семейного театра». 2 Совместная деятельность март № п/п содержание 1 Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций к неделе театра. 2 Фотовыставка «Театральные новости » 3 Дружеская встреча, посвященная Всемирному дню театра «В гостях у сказки» апрель № п/п содержание 1 Посещение театров Москвы всей семьей 2 Выставка рисунков «Путешествие в театр». май № п/п содержание 1 Провести устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» 2 Фотовыставка «Театральная мозаика» Примерный перспективный план работы с детьми в проекте

сейчас в своей работе активно реализуем Федеральный государственный образовательный стандарт и вся наша деятельность строится в соответствии с этим документом. Так вот один из основных принципов дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС ДО звучит так: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

В соответствии с Уставом и ООП наш детский сад реализует приоритетное художественно-эстетическое направление. Поставив перед собой такую задачу – воспитывать в наших детях чувство прекрасного развивать их творческие способности мы обратились …к театру. Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Вы знаете, что их пять. Я затрону каждую из них.

Социально-коммуникативное развитие

В данной образовательной области через театрализованную деятельность предполагается решение следующих задач:

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

В этом направлении в нашем детском саду работает кружок по дополнительному образованию на бюджетной основе «Фантазеры». Разработана авторская программа кружка для детей 4-7 лет, которая направлена именно на развитие социально-коммуникативных способностей детей. Руководитель кружка сегодня в ходе работы семинара подробнее познакомит вас с работой, которую она проводит с детьми в рамках реализации авторской программы и работы кружка. Хочу только сказать, что результат работы кружка вы наблюдали в начале семинара. Свои сценические и актерские навыки, полученные на занятиях кружка дети продемонстрировали в театральной постановке сказки «Карамельный домик», которая была поставлена музыкальным руководителем и стала победителем конкурса «Театральная жемчужина».

В образовательной области «Познавательное развитие» решаются следующие образовательные задачи :

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль, костюмы.) ;

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Эти задачи в нашем ДОУ мы решаем с помощью организации мини-музея. На данный момент наш мини-музей посвящен костюму. В нем имеется материал по истории национальных костюмов русского и татарского, история костюмов разных эпох и народов которая представлена коллекцией кукол и картинами. Посещая мини-музей, наши воспитанники получают разностороннее представление о театре, костюмах. В ходе семинара у вас тоже будет возможность посетить наш мини-музей костюма.

Речевое развитие – одна из важных образовательных задач, которая в ФГОС выделена в отдельную образовательную область. Через театральную деятельность решаются такие задачи:

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) .

В нашем детском саду реализуется проект по развитию речи детей через театральную деятельность - «Театральный калейдоскоп». Я не буду сейчас на нем подробно останавливаться. В ходе семинара у вас будет возможность с ним познакомиться.

Все мы живем в Татарстане и в Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

В ООП ДОУ отражено содержание образования детей дошкольного возраста, формируемое участниками образовательного процесса с учётом климатических, национально – культурных, демографических, социально – экономических и социокультурных условий Республики Татарстан. Кроме реализации УМК «Говорим по -татарски» З.М.Заиповой и Региональной программы дошкольного образования Р.К.Шаеховой для детей татарской национальности в нашем детском саду работает театральный кружок на бюджетной основе «Алтын чеч» с целью развития творческих способностей детей , совершенствования речевой активности на татарском языке средствами театрального искусства. Руководителем кружка Миннекиевой Г.Р. разработана авторская программа кружка для детей татарской национальности 6-7 лет. Результатом работы кружка стало призовое 3 место в муниципальном фестивале театрализованных представлений на татарском языке «Әкиятләр илендә» с театральной постановкой татарской сказки «Две дочери».

Художественно-эстетическое развитие

Эта образовательная область наиболее близка нам, т.к. я уже сказала, что детский сад имеет приоритетное художественно-эстетическое направление и в ней решаются такие задачи как:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей проявляется в регулярных выставках «Детский вернисаж». Педагогами оформляются выставки детских работ на различные тематики: по детским сказкам, элементы национального костюма, герои мультфильмов, и т.д. Сейчас наши дети фантазировали и творили на тему «В мире театральных костюмов». Наши дети принимают активное участие совместно с родителями в изготовлении театральных атрибутов и костюмов.

Через театральную деятельность решаются задачи образовательной области «Физическое развитие»

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Театрализованная деятельность в детском саду включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.) ; совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей. Для этого необходима специально организованная предметно-пространственная развивающая среда которая является основой самостоятельного творчества каждого ребенка. В нашем детском саду в результате организации конкурсного движения в каждой группе была пополнена предметно –пространственная развивающая среда центров театрализованной деятельности. Это различные виды театров, ширмы, куклы, маски, костюмы, картотеки творческих игр.

При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитывали:

• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды

• соответствие возрастным особенностям детей

• выполнение правил техники безопасности

• эстетическое оформление игрового оборудования

Одним из критериев конкурса было наличие материала по реализации НРК и умение представить свой центр театрализованной деятельности.

Эффективной работе учреждения по театрализованной деятельности детей способствует профессиональный педагогический коллектив.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

  • Повышение квалификации педагогов по театрализованной деятельности в рамках дошкольного учреждения через методические мероприятия и педагогические советы
  • Повышение квалификации в рамках курсовой подготовки. 5 педагогов прошли обучение на семинаре-тренинге Артема Забалуева «Театрализованная деятельность в детском саду».

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей которые ставит перед нами ФГОС ДО.

что нет возрастных ограничений для фестивальных мероприятий в детском саду. Каждая возрастная группа способна показать спектакль. Главное, это соответствие выбранного произведения возрасту исполнителей. Воспитатели групп на время проведения фестиваля становятся режиссерами и сценаристами, костюмерами и декораторами. Музыкальные руководители помогают группам в музыкальном оформлении спектаклей. Для показа могут быть представлены любые жанры: музыкальные сказки, драматизация сказки детьми, спектакль кукольного театра, театр пантомимы, настольный театр и др., поставленные силами детей и взрослых. Педагоги стараются охватить вниманием всех ребят, у нас нет второстепенных ролей, каждый ребенок чувствует себя настоящим артистом. Роли достаются каждому, например, «живые» декорации — это находка для детского спектакля: деревья, грибы, цветы, звёзды, явления природы — дети с удовольствием играю молчаливые, но значимые и яркие роли.

Интерактивная театрализованная деятельность отличается от традиционной тем, что границы между артистами и зрителями исчезают; происходит непосредственное общение, схожее с детской игрой, где каждый становится ее полноправным участником. Дети не только следят за актерами, в данном случае, родителя, наблюдая за их речью и поведением, но и активно общаются с ними. Они сами превращаются в героев сюжета и проживают их историю. Взрослые получают возможность правильно подать детям сюжет, грамотно вложить морально-нравственные ценности, и надежно закрепить полученные ранее детьми знания.

В процессе интерактивной театрализованной деятельности каждый ребенок может избавиться от скованности и давления внешних установок, раскрыть свои способности и таланты, творческое воображение, побыть самим собой. Чтобы его приняли таким, какой он есть, а он, в свою очередь, смог бы посмотреть на себя со стороны и оценить результаты своих действий. Вполне вероятно, что после такого тренинга он поведет себя более конструктивно в реальной жизненной ситуации.

Театрализованная деятельность вызвала у детей много эмоций, обострила чувства гордости за родителей, которые участвовали в театре.

Сценарии подготовлены воспитателями, все роли в спектаклях исполнены родителями, ими же подготовлены костюмы; декорации выполнены с участием ПДО по изодеятельности Ключниковой Т.А., музыкальное оформление – музыкальные руководители Озерова В.В., Райда Н.Н.

Группа № 1- русская народная сказка «Курочка Ряба»;

Группа № 4 – русская народная сказка «Пых»;

Группа № 5 – «Встреча лесных друзей»;

Группа № 6 - В.Сутеев «Мешок яблок»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса ДОУ.

В статье раскрывается сущность проектной деятельности, основные этапы работы над проектом, влияние проектов на творческую активность всех участников образовательного процесса ДОУ....

проект "Улыбка и смех - полезны для всех!"

МБДОУ ВМР «Сосновский детский сад»    Проект   «Улыбка и смех  - полезны для всех!»     Воспитатель: Ярусова Т.Н....

Методическая разработка серии конспектов и картотека к ним по теме «В мире электричества», часть инновационного проекта МАДОУ ЦРР №8 «Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности детей»

Методическая разработка по экспериментированию. Может быть полезна для проведения опытов. как отдельная деятельность в группе, и как часть занятия по социальному или природному миру....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НОВАЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в условиях ФГОС ДО

Основной тезис современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Я люблю животных всех, а черепашку больше всех» для младшей группы детского сада

В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представление у детей о "домашнем животном" - черепахе и п...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (Экологический проект), МАДОУ д/с №115.

расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах, воспитание бережного отношения, заботы и любви к пернатым друзьям....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №12г.Шебекино» «Полезное питание – здоровые дети»

Проблема проекта: недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни, отказ от полезных продуктов питания в детском саду.Цель проекта: Воспитывать осознанное отношение к здоровому п...