Тьюториал «Восприятие художественной литературы в свете ФГОС ДО»
методическая разработка

Кухальская Ольга Владимировна

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе реализации задач восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorial_hud._liter.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюториал «Восприятие художественной литературы в свете ФГОС ДО»

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе реализации задач восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Оборудование: лист, на котором нарисована кастрюля, липкие листочки двух цветов, маркеры разных цветов, слайды, памятки, раздатки с описанием образовательных областей, раздаточный материал с разными формулировками понятий «восприятие художественной литературы и фольклора», «детская литература», «фольклор».

1. Вступительное слово. Организационные вопросы.

  1. Вхождение в деятельность. Приветствие «Здравствуйте».

Участники становятся в круг. Ведущий предлагает поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.

Варианты приветствий:

в России принято пожимать друг другу руку;

в Италии – горячо обниматься;

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.

  1. Выявление опасений и ожиданий участников. Метод «Компот».

Цель: Выяснить ожидания и опасения группы

Материалы:  лист, на котором нарисована кастрюля, липкие листочки двух цветов, маркеры разных цветов.

Структура работы: Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Участникам предлагается на липких листочках (по два каждого цвета) написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Самостоятельная работа 5 мин., а потом озвучиваем.

В конце тьюториала опасения из кастрюли убираем, если они не оправдались.

  1.  «Метод вопроса».

Вопрос к аудитории: В какие образовательные области согласно ФГОС ДО входит раздел «Художественная литература»? (Раздать аудитории «шпаргалки» с описанием образовательных областей).

Цель: мотивирование педагогов на поиск ответов на поставленный вопрос.

(слайд Задачи образовательной области речевое развитие и ХЭР: Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  1. Работа в группах (работа с понятиями). Деление на 3 группы по цветовой гамме в одежде «белый», «чёрный», «цветной».

Цель: формирование у тьюторантов понятий «восприятие художественной литературы и фольклора», «детская литература», «фольклор».

Каждой группе раздается раздаточный материал с разными формулировками понятий  «восприятие художественной литературы и фольклора», «детская литература», «фольклор».

Задание: подчеркните ключевые слова. Сформулируйте своё определение данного понятия.

*Восприятие художественной литературы и фольклора (ФГОС ДО) – форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. (А. В. Запорожец)

*Восприятие художественной литературы и фольклора – один из видов деятельности, обеспечивающий развитие во всех образовательных областях (часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть – только при определённых условиях). Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных форм и ценностей, принятых в обществе.

* Детская литература - это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.

* Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

* Детская литература — часть общей литературы, наделённая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому выделяющаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.

* Фольклор — народное творчество, чаще всего устное, которое передается из поколения в поколение.

* Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. 

* Фольклором называют коллективное творчество народа, выражающее его мировоззрение и идеалы, а также служащее полным отражением его менталитета. Обычно это именно устное созидание – былины, сказы, пословицы, заговоры, загадки. Рассматривая вопрос о том, фольклор – что это такое, нельзя не упомянуть и о самом значении этого слова. В переводе «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание».

6. Мозговой штурм.

«Какие мероприятия можно организовать с детьми и родителями по направлению «Чтение художественной литературы» (занятие, совместная деятельность, индивидуальная работа, тематическая неделя, творческая мастерская, литературная гостиная, КВН, развлечение, праздник, досуг, утренник, постановка, выставка, соревнование, экскурсия, проектная деятельность, консультация, стенд, родительское собрание).

Каждая форма работы наполняется методами, которые педагог отбирает для организации работы.

Задание: Подобрать формы к методам ознакомления детей с художественной литературой. Педагоги работают в группах:

1 группа – словесные,

2 группа – наглядные,

3 группа – практические.

Результаты проверяются в слайде:

Метод

Формы работы

Словесный

Чтение произведений. Чтение с продолжением.

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки.

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность. Инсценирование.

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Оформление выставки

- Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми (Оформить как памятку для раздачи).

  • Традиция ежедневного чтения.
  • Оформление  книжных уголков в группах детского сада.
  • Оформление  выставок.
  • Творчество  отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.).
  • Выставки книг писателей-художников.
  • Азбуки.
  • Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
  • Тематические  выставки.
  • Народные  детские песенки стран мира.
  • Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
  • Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
  • Выставки книг  и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
  • Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
  • Детские  журналы
  • Выставка – иллюстрация – выставка  с рисунками  читателей. Они могут быть:  по  определенной теме,  к произведениям  одного автора, по конкретной  книге. Ее отличие от выставки  - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к  которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая).
  • Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением,  готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как  ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу.
  • Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в городской детской библиотеке.
  • Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книг и другое).
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Вечера загадок, сказок.
  • Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Конкурсы
  • НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.

7.Работа со слайдами.

Один из основных принципов приобщения детей к художественной литературе - возрастная адекватностьсоответствие тестов, условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Группы определяют, к какой возрастной группе относятся предложенные произведения (слайды). 

Подготовительная группа-

  Сказки: «Кот в сапогах», «Снегурочка»,

 Д. Мамин-Сибиряк. «Про зайца — длинные уши», «Медведко»;

 П.Ершов «Конёк –Горбунок»;

 С.Маршак «Двенадцать месяцев»;

 А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

 К.Ушинский «Слепая лошадь»;

 Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;

 Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок», «Дюймовочка»

Средняя группа

- Сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Как собака друга искала», «Три поросёнка», «Красная Шапочка»;

 С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж»;

 С. Михалков «Дядя Стёпа»;

 М.Пришвин «Журка»;

 Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц?», «Воробей»;

 К.Чуковский «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».

II младшая группа

- К.Чуковский: «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево»;

 Н.Носов «Ступеньки»;  С.Маршак «Детки в клетке»;

 В. Сутеев «Три котёнка»;

  В.Бианки «Купание медвежат»,;

 С.Маршак «Сказка об умном мышонке»

 Сказки: «Волк и козлята», «Колобок», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».

Старшая группа

- Сказки: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна – лягушка, «Сивка-Бурка», «Финист –ясный сокол», «Хаврошечка»;

 Л.Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

 Н.Носов «Живая шляпа»;

 А.Пушкин «Сказка о царе Солтане…»,

 П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик – семицветик».

  1. Рефлексия. Метод «Компот».

Педагоги соотносят прогноз с полученным результатом: извлекают из кастрюли несбывшиеся опасения и сбывшиеся ожидания.

Оценка результата. 

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

Анализ мероприятия с педагогами

«Развивающие функции художественной литературы в подготовительной к школе группе» 

1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?

Да          Нет

2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?

Да          Нет

3. Отметьте Ваше состояние после проведённого мероприятия:

Интерес          Удовлетворение          Равнодушие

4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Ваши предложения и пожелания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка для педагогов.

Чтение художественной литературы должно быть:

• Чтение должно быть ежедневным,

• Время для чтения выбрано всегда одно и тоже,

• Продолжительность чтения примерно 20 минут (ст. гр. - 15-20 мин. ; под. гр.: 20-25 мин. ,

• Чтение должно проходить в непринужденной обстановке,

• Каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим (есть одно лишь правило заниматься своими делами тихо, не мешая остальным,

• Читая книгу воспитатель партнер по ее восприятию, проявляет эмоции, соответствующие тексту (не монотонно).

• Воспитатель сам подбирает литературные тексты. В зависимости от интересов и пожеланий детей возможно возвращаться к ранее изученным, прочитанным текстам., перечитывать их.

• Читать как большие художественные произведения, так и короткие,

• Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения это зависит от цели для чего он читает произведение,

• Следует иметь ввиду, книга несет в себе не только универсальное развивающее содержание, а существует как неотъемлемая часть предметной среды. Поэтому требования к качеству изданий и иллюстраций очень высоки.

• В подборе художественной литературы важно взаимодействие с семьей. Необходимо вывесить на стенд рекомендательный список для чтения в данной возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художе...

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художес...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО

Проект может быть использован при  работе с детьми по программе  «От рождения до школы» под редакцией...

Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...

презентация к семинару практикуму для педагогов ДОУ "Чтение художественной литературы в свете ФГОС"

презентация к семинару практикуму для педагогов ДОУ "Чтение художественной литературы в свете ФГОС"...