Использование этнокультурных традиций в работе музыкального руководителя
статья

Рогова Татьяна Николаевна

для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_etnokulturnyh_traditsiy_v_rabote.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование этнокультурных традиций в работе

музыкального руководителя

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы в их лице безнравственного поколения, не имеющего никаких нравственных ценностей?

Как быть, чтобы этого не произошло?

Я думаю, выход в том, чтобы научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитать в них те нравственные качества, которые отсутствуют сегодня у многих взрослых.

Какими методами воспитывать ребенка как личность?

Используя этнокультурные традиции в своей работе, я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, старалась приобщать ребят к национальным традициям.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно- прикладного искусства.

Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Я повседневно уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

Большинство малышей к моменту прихода в детский сад, уже имеет небольшой багаж впечатлений: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.

Эти первые впечатления и стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам и про кота - воркота, и про гули. Предлагаю слушать детям музыку в исполнении певцов - профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Вот они: "Из-под дуба", "Ах ты, береза", "Ах вы, сени", "Как у наших у ворот", "Пойду ль, выйду ль я", "По улице мостовой".

Я учу маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на ее изменение (например, пляска "Приглашение", русская народная мелодия "Ах ты береза").

Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.

Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания. Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нармальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается.

Ребят старшего возраста знакомила с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словестно - музыкального искусства отразились жизнь человека, его горести и радости.

Восприятие частушки доступно детям средней группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок - это для детей старшего возраста. Изучение этнокультурных традиций осуществлялось через участие ребят в календарных праздниках.

На Святках они ходили со "звездой" - славили Христа, поздравляли, друг друга колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: "Спаси нашу скотинку".

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игра, как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать ее достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки, сделали процесс игры более интересным и содержательным.

Ни один обрядовый праздник не обходился, конечно же, без игры на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с инструментами начинала еще в младшей группе. Показывала барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, дети играли на этих инструментах.

Ребят старшего возраста знакомила с другими народными инструментами, такими, как балалайка, баян, свистульки.

Знакомство с новыми музыкальными инструментами, исполнение под их аккомпанимент песен, плясок способствовало музыкальному развитию детей. Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству.

Очень интересно ребятам было познакомиться с пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает разнообразные стороны действительности.

Накопился опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью.

Большую радость приносили детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызвали яркие матрешки. Детям рассказывала о красоте и особенности этой игрушки. Постепенно ребят подводила к осмыслению понятия "народная игрушка". Старшие дети знакомились с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах, пробовали составлять небольшие рассказы, где действующим лицом была матрешка.

Чудо - ремесло - дымковская глиняная игрушка. У нас таких игрушек собрана целая коллекция.

Стараясь приобщать детей к русскому народному творчеству, я пытаюсь развивать в них чувство любви к родному искусству, воспитываю чувство национальной гордости. И один из путей такого воспитания - приобщение детей к культурному наследию своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Доклад "Технология использования фильмов-презентаций в работе музыкального руководителя" (из опыта работы)

Фильмы-презентации углубляют и расширяют представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений и главное удовлетворяют  потребность детей в зрелищности....

Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...