Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ
материал (подготовительная группа)

Ситникова Оксана Феликсовна

Организация деятельности педагогов с детьми   РАС в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Доклад на тему:

« Организация деятельности педагогов с детьми   РАС в ДОУ»

Подготовила

Ситникова Оксана Феликсовна,

воспитатель  подготовительной  к школе

группы комбинированной

направленности для детей с РАС

г. Советский,  2020

« Организация деятельности педагогов с детьми   РАС в ДОУ»

         В  настоящее  время  расстройства  аутистического спектра являются одним из самых распространенных нарушений психического  развития  в детской популяции.  Решение  проблемы  заключается  в необходимости  оказания ранней своевременной  и адекватной   коррекционной помощи,   имеющей ведущее  значение  для  дальнейшего  развития ребенка-аутиста.  

Основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС -  формирование базовых навыков общения и социальной адаптации, создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала воспитанника с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы

Приоритетным направлением деятельности тьютора, воспитателя. учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога является создание условий для развития коммуникации и коммуникативной функции речи.

Дети  с  аутистическими расстройствами  посещают   группу нашего ДОУ с раннего возраста,  находясь на кратковременном  пребывании в комбинированной группе для детей с РАС (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

        Чтобы адаптация протекала более успешно,  родители  приходили  с детьми на прогулку по территории  будущего садика, наблюдали  вместе, за играми детей.  В первые недели или даже месяцы  приводили  ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания. Одной из типичных проблем маленьких аутистов  является освоение «режимных» моментов, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и  ходил в туалет  в ДОУ начинает отказываться от еды,  (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая  даже туалет).

     Для решения поставленной цели   развивающая предметно-пространственная среда   для работы с  детьми  РАС  используются следующем образом:   различные помещения для разных типов занятий. Это помогает преодолевать страхи и сложности освоения пространства, а также облегчает переключение, так как в каждом помещении создаётся свой стереотип поведения.

приход в физкультурный зал настраивает детей на занятия физкультурой и игровую деятельность  в изостудию – на творческие занятия, в групповую комнату  – на сюжетно-ролевую игру, музыкальный зал -   на музыкально – ритмические  игры,  сенсорная комната – направленная  на успокоение и релаксацию.

кабинеты для индивидуальных занятий с учителем – дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом  - сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде, преодоление    трудностей   речевого развития.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия организуются с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных и общих особых образовательных потребностей. Все занятия четко структурируются и планируются так, чтобы игры, насыщенные движением, яркими сенсорными и эмоциональными впечатлениями, или требующие волевых усилий, могли чередоваться со спокойными занятиями. Ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют деятельность и поведение ребёнка. С каждым из детей в соответствии с индивидуальной программой развития специалисты проводят индивидуальные  занятия. Причем каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Работа ведется всеми специалистами, придерживаясь определенного плана. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих  группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу.

 Дети находятся  в группе без родителей в сопровождении тьютора. С ними проводятся  индивидуальные формы различной детской деятельности. Для организации деятельности  группы, принимающей ребенка с РАС, создается среда, гибко меняющаяся под нужды конкретного ребенка. Использование стратегий маркировки среды, организации рабочего пространства и учебного материала для детей с РАС также является важным условием организации этой группы. При планировании и организации образовательного процесса в группе социальной адаптации  используются принципы сенсорной интеграции.  

 Одной из задач деятельности группы  является вовлечение в образовательный процесс семьи. Индивидуальная работа с семьей является необходимой составляющей эффективного взаимодействия и социальной адаптации ребенка с РАС.

Разумеется, ребенок испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно в начале посещения детского сада. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не проявляет интереса к занятиям. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя во время музыкального занятия даже не пытался петь.( Колядки)

         Многие родители детей с РАС, замыкаясь на своём ребёнке, часто оказываются в изоляции, испытывают дефицит общения, нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с особыми детьми. Для преодоления этой проблемы в ДОО организован родительский клуб. Родителям  предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы. Организуются мастерские по изготовлению игрушек, поделок, дидактического материала для занятий с детьми и оформления группы. С родителями индивидуально работают специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Работа специалистов с родителями направлена на восполнение пробелов психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Бывает  так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.

Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

  1. Принимаем  ребенка таким, какой он есть.
  2. Строго придерживаемся определенного режима и ритма жизни ребенка.
  3. Соблюдаем ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  4. Учимся улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  5. Как можно чаще разговариваем с ребенком.
  6. Обеспечиваем комфортную обстановку для общения и обучения.
  7. Терпеливо объясняем ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  8. Избегаем переутомления ребенка.

Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.

Литература

  1. «Аутята. Родителям об аутизме». Виктор Коган.
  2. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С. Никольская,
  3. «Аутизм: история, вопросы и современные взгляды». Б.Е. Микиртумов.
  4. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение». Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и другие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Программа) организации деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная к школе группа, общеразвивающей направленности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 ст.  Копанская муниципального образования Ейский район    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа общеразвивающей направленности

Разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа общеразвивающей направленности

Рабочая программа организации деятельности педагога с детьми 3 - 4 лет, младшая группа общеразвивающей направленности...

рабочая программа организации деятельности педагога с детьми 6 - 7 лет

Рабочая программа разработана в соответствии с программой ООП Доу, в соответствии с введением ФГОС ДО...

Рабочая программа организации деятельности педагога с детьми 3-7 лет (группа общеразвивающей направленности) по обучению грамоте, разработанная на основе общеобразовательной программы МАДОУ.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особенно актуальной. Данная программа разработана для того, чтобы способствовать облегчению процесса обучения грамоте детей от...