Родительское собрание "Развитие речи у детей в условиях семьи и детского сада"
консультация (младшая группа)

Демко Татьяна Владимировна

Родительское собрание "Развитие речи у детей в условиях семьи и детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_ml_gr_demko_oktyabr_2016.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».


 Цель
: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

                                                         Ход мероприятия

 (Родители рассаживаются полукругом) .

 Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

 Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

 Бежит среди камней чиста, нетороплива,

 И ты готов внимать её поток

 И восклицать: - О! Как же ты красива.

         Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

 Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»

 Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

                                            Игра «Вопрос – ответ»

 А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

                ( Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей. )

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

   ( Посмотрите, как  мало рук.  Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

( В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

 В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

 Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

 Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

 Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

 Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

 Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

 Предлагаю  Вам наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

 2. Общение ребёнка с другими детьми.

 3. Речь взрослого – образец для подражания.

 4. Развитие мелкой моторики рук.

 5. Чтение детской художественной литературы.

 6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

 Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

 Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Чем же мы должны заниматься с ребёнком .                                                     •       Воспитанием  звуковой культуры речи.

 • Формированием  грамматического строя речи.

 • Обогащением  словарного запаса.

 • Обучение рассказыванию, связной речи.

 • Развитие выразительности речи.

 Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.

          Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы,  можем:

 - поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

 - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

 - загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

 - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

 - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

 - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

 Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

 Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

 «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

 Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

 Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

 Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

 Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

 Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

 - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

 -Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

 -Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

 - Загадайте загадки по сказкам.

                                                   (Родителям предлагается отгадать загадки)

 Из муки он был печён,

 На окошке был стужён.

 Убежал от бабки с дедом,

 А лисе он стал обедом.         (колобок)

 Нашла однажды мышка

 Совсем пустой домишко

 Стала жить да поживать,

 Да жильцов к себе пускать.    (Теремок)

 Уходя, просила мать

 Никому не открывать,

 Но открыли дети дверь!

 Обманул зубастый зверь —

 Песню мамину пропел.

 Кто потом козляток съел?    («Волк и семеро козлят»)

 Чтобы вырвать этот овощ,

 Не хватило деду сил.

 Но пришли ему на помощь

 Все, кого он попросил.               («Репка»)

 Добрый доктор говорит:

 - Побеждаем мы бронхит,

 Корь, простуду и ангину,

 Дифтерит и скарлатину,

 И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем!                       («Айболит»)

 -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

 Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

 Можно придумать с ребёнком свою сказку.

 0 Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. » (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

                                                         Апельсин.

 Мы делили апельсин.

 Много нас, а он один. ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

 Эта долька - для ежа.

 Эта долька - для стрижа.

 Эта долька - для утят.

 Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

 А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

 Он сердит на нас - беда;

 Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

                                                        Дом и ворота.

 На поляне дом стоит,

 (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

 Ну, а к дому путь закрыт.

 (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

 Мы ворота открываем,

 (Развернуть ладони параллельно друг другу)

 В тот домик приглашаем.

 (Изобразить крышу дома)

 Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

 «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

 «Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

 Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

 • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

 • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

 Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

 Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

 «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

 Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».

 Чистоговорки:

 Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

 "да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

 "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

 • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

 • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

 • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

 • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

 • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

 - Что это? (Кто это)

 -Какого цвета?

 - Что есть у зайки? (Что это у зайки)

 - Как можно назвать зайку?

 - Что можно с ним делать?

 Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

  Подведение итогов собрания

Консультация для родителей (младшая группа)
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном), наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Памятка для родителей по развитию речи детей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – эторазвивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Эторазвивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речево­го развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...

Родительское собрание, «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Знакомство родителей с особенностями регового развития детей младшего дошкольного возвраста....