Чувашская радуга
план-конспект занятия (средняя группа)

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

г. Новочебоксарск  Чувашской Республики

Конспект занятия по приобщению детей к культуре  чувашского народа «Чувашская радуга»

(средняя группа)

 Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Абрукова Е.Н.

Тема:

Цель: Создание условий для формирования представления о чувашском узоре.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с чувашским узором, ее колоритом, основными элементами. Обучать детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу.

Развивающие: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.

Воспитывающие: Вызывать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и уважение к культуре родного края.

Оборудование и материалы:

Аудиозапись чувашской песни  «Илемле»; фотография радуги; белая бумага без узора и с чувашским узором; доска разделочная без узора и с чувашским узором; ковш без узора и с чувашским узором; салфетка без узора и с чувашским узором; фотография чувашского узора; геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб); цветные кружочки (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); карандаши цветные; магнитная доска.

Ход занятия:

На стенде фотография радуги.

В.: Ребята, что это?

Д.: Радуга.

В.: Да, это радуга. Какая она?

Д.: (Ответы детей).

В.: Радуга красивая, волшебная,…, многоцветная. Какие здесь цвета?

Д.: (Ответы детей).

В.: А есть еще что-нибудь такое же красивое, радостное, многоцветное, как радуга?

Д.: (Ответы детей).

В.: Я тоже знаю, что так похоже на радугу. Хотите, расскажу?

Д.: (Ответы детей).

В.: Тогда присаживайтесь удобнее.

Выставляются два листа. Один белый лист без узора и второй лист с чувашским узором.

В.: Ребята. Перед вами два листа. Чем они отличаются друг от друга?

Д.: (Ответы детей).

В.: Первый лист без рисунка, а второй с рисунком. Это не простой рисунок. В рисунке есть свой порядок. Здесь фигуры и цвета повторяются, чередуются между собой. Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?

Д.: (Ответы детей).

В.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Молодцы! (Выставляет их на магнитную доску).

В.: Какие цвета вы видите на рисунке?

Д: (Ответы детей).

В.: Красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый (Выставляет кружочки с соответствующими цветами).

В.: Все это вместе называется «чувашский узор». Посмотрите, какой он красивый, яркий, волшебный, как радуга.

Выставляется доска разделочная  без узора и с чувашским узором.

В.: Чем отличается одна доска от другой?

Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.

В.: Какая доска многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?

Д.: (Ответы детей).

В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?

Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

В.: Молодцы, ребята.

 Выставляется ковш без узора и с чувашским узором.

В.: Это ковш (показывает на первый) и это ковш (показывает на второй). Чем они отличаются?

Д.: Первый - без узора, а второй - с чувашским узором.

В.: Какой ковш многоцветный, красивый, радостный и волшебный, как радуга?

Д.: Ковш с чувашским узором.

В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?

Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

В.: Молодцы!

Выставляются 2 салфетки. Одна салфетка без узора, вторая с чувашским узором.

В.: Чем отличаются эти салфетки?

Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.

В.: Какая салфетка многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?

Д.: Салфетка с чувашским узором.

В.: В чувашском узоре каждый цвет что-то символизировал

Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение.

 Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри!  Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте. Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

 Итак, что символизирует желтый цвет (солнце), красный цвет (кровь и любовь), зеленый цвет (трава), голубой цвет (небо), черный цвет (земля)? Молодцы.

В.:А теперь скажите мне, пожалуйста,  из каких фигур выполнен чувашский узор?

Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

В.: Молодцы, ребята.

А теперь выходим на пальчиковую гимнастику.

Дети встают в круг. Выполняется пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» правой рукой на русском языке, а левой рукой то же самое  на чувашском языке.

В.: Наши пальчики умеют превращаться. Вот они домашние животные. Покажем кошку, собаку, козу, корову, лошадь. (Показывают и называют сначала на русском, затем на чувашском языке). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы). Идем дальше.

В.: Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – папа, этот палец – мама, этот палец - я (Показывают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).

А теперь считаем. Один, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять. (Считают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).

Дети садятся полукругом. Выставляется лист, на котором нарисован чувашский узор.

В.: Что это?

Д.: Чувашский узор.

В.: Какой он?

Д.: Он многоцветный, красивый, яркий, как радуга.

В.: Он такой яркий  потому, что нарисован цветом добра, волшебства, счастья, солнца, природы (Располагает рисунок рядом с радугой).

В.: Ребята, почему чувашские мастера украшают предметы узорами?

Д.: (Ответы детей).

В.: Правильно. А еще в старину говорили, что чувашский узор оберегает дома и хозяев от беды и несчастий, исцеляет от болезней.

Воспитатель предлагает закрыть глаза, тихо посидеть, представить радугу и чувашский узор, сравнить их.

В.: Предлагаю украсить открытку чувашским узором.

Дети рассаживаются за стол. Раскрашивают узор цветными карандашами. В.: Передайте всю вашу любовь и нежность (Во время раскрашивания звучит чувашская песня «Илемле»).

Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskaya_raduga.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

г. Новочебоксарск  Чувашской Республики

Конспект занятия по приобщению детей к культуре  чувашского народа «Чувашская радуга»

(средняя группа)

 Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Абрукова Е.Н.

Тема: 

Цель: Создание условий для формирования представления о чувашском узоре.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с чувашским узором, ее колоритом, основными элементами. Обучать детей раскрашивать чувашский узор по предложенному образцу.

Развивающие: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей.

Воспитывающие: Вызывать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства. Прививать интерес и уважение к культуре родного края.

Оборудование и материалы: 

Аудиозапись чувашской песни  «Илемле»; фотография радуги; белая бумага без узора и с чувашским узором; доска разделочная без узора и с чувашским узором; ковш без узора и с чувашским узором; салфетка без узора и с чувашским узором; фотография чувашского узора; геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб); цветные кружочки (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); карандаши цветные; магнитная доска.

Ход занятия:

На стенде фотография радуги.

В.: Ребята, что это?

Д.: Радуга.

В.: Да, это радуга. Какая она?

Д.: (Ответы детей).

В.: Радуга красивая, волшебная,…, многоцветная. Какие здесь цвета?

Д.: (Ответы детей).

В.: А есть еще что-нибудь такое же красивое, радостное, многоцветное, как радуга?

Д.: (Ответы детей).

В.: Я тоже знаю, что так похоже на радугу. Хотите, расскажу?

Д.: (Ответы детей).

В.: Тогда присаживайтесь удобнее.

Выставляются два листа. Один белый лист без узора и второй лист с чувашским узором.

В.: Ребята. Перед вами два листа. Чем они отличаются друг от друга?

Д.: (Ответы детей).

В.: Первый лист без рисунка, а второй с рисунком. Это не простой рисунок. В рисунке есть свой порядок. Здесь фигуры и цвета повторяются, чередуются между собой. Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке?

Д.: (Ответы детей).

В.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Молодцы! (Выставляет их на магнитную доску).

В.: Какие цвета вы видите на рисунке?

Д: (Ответы детей).

В.: Красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый (Выставляет кружочки с соответствующими цветами).

В.: Все это вместе называется «чувашский узор». Посмотрите, какой он красивый, яркий, волшебный, как радуга.

Выставляется доска разделочная  без узора и с чувашским узором.

В.: Чем отличается одна доска от другой?

Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.

В.: Какая доска многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?

Д.: (Ответы детей).

В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?

Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

В.: Молодцы, ребята.

 Выставляется ковш без узора и с чувашским узором.

В.: Это ковш (показывает на первый) и это ковш (показывает на второй). Чем они отличаются?

Д.: Первый - без узора, а второй - с чувашским узором.

В.: Какой ковш многоцветный, красивый, радостный и волшебный, как радуга?

Д.: Ковш с чувашским узором.

В.: Из каких фигур выполнен чувашский узор?

Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

В.: Молодцы!

Выставляются 2 салфетки. Одна салфетка без узора, вторая с чувашским узором.

В.: Чем отличаются эти салфетки?

Д.: Первая без узора, а вторая с чувашским узором.

В.: Какая салфетка многоцветная, красивая, радостная и волшебная, как радуга?

Д.: Салфетка с чувашским узором.

В.: В чувашском узоре каждый цвет что-то символизировал

Послушайте, пожалуйста, вот такое стихотворение.

 Вышивает белый холст до зари. Словно лучиками звёзд – посмотри!  Красный шёлк – любовь и кровь, и слова. Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте. Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

 Итак, что символизирует желтый цвет (солнце), красный цвет (кровь и любовь), зеленый цвет (трава), голубой цвет (небо), черный цвет (земля)? Молодцы.

В.:А теперь скажите мне, пожалуйста,  из каких фигур выполнен чувашский узор?

Д.: Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

В.: Молодцы, ребята.

А теперь выходим на пальчиковую гимнастику.

Дети встают в круг. Выполняется пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» правой рукой на русском языке, а левой рукой то же самое  на чувашском языке.

В.: Наши пальчики умеют превращаться. Вот они домашние животные. Покажем кошку, собаку, козу, корову, лошадь. (Показывают и называют сначала на русском, затем на чувашском языке). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы). Идем дальше.

В.: Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – папа, этот палец – мама, этот палец - я (Показывают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).

А теперь считаем. Один, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять. (Считают поочередно пальцы). Все они живут дружно. Вот так. (Переплетают пальцы).

Дети садятся полукругом. Выставляется лист, на котором нарисован чувашский узор. 

В.: Что это?

Д.: Чувашский узор.

В.: Какой он?

Д.: Он многоцветный, красивый, яркий, как радуга.

В.: Он такой яркий  потому, что нарисован цветом добра, волшебства, счастья, солнца, природы (Располагает рисунок рядом с радугой).

В.: Ребята, почему чувашские мастера украшают предметы узорами?

Д.: (Ответы детей).

В.: Правильно. А еще в старину говорили, что чувашский узор оберегает дома и хозяев от беды и несчастий, исцеляет от болезней.

Воспитатель предлагает закрыть глаза, тихо посидеть, представить радугу и чувашский узор, сравнить их.

В.: Предлагаю украсить открытку чувашским узором.

Дети рассаживаются за стол. Раскрашивают узор цветными карандашами. В.: Передайте всю вашу любовь и нежность (Во время раскрашивания звучит чувашская песня «Илемле»).

Итог занятия.























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (измененный)

(в ред. Законов ЧР от 27.03.2014 N 18, от 26.06.2014 N 38,от 01.11.2014 N 67, от 08.12.2014 N 77)...

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

о первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу

Дети знакомятся с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым. Даются знания о первом чувашском букваре, сравнивается чувашский букварь с русским. Знакомятся, что И.Я.Яковлев оставил завещание чувашскому на...

Сценарий праздника "Любимая Чувашская земля" на чувашском языке

Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ...

«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...