Методическая разработка: дидактическая игра "Фантазёрики" для детей 6 - 7 лет
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Исадская Анна Ивановна

В статье предсталена авторская методическая разработка полифункциональной дидактической игры "Фантазёрики", которая развивает творческое мышление, речь и мелкую моторику рук детей 6 - 7 лет. В статье подробно раскрыты цель, задачи и правила игры, даны рекомендации по ее проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_publikatsiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: дидактическая игра «Фантазёрики» для детей 6 – 7 лет

Исадская Анна Ивановна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №22 Колпинского района Санкт-Петербурга

В настоящее время приоритетным направлением в дошкольном образовании становится выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей, разработка и применение игр, дидактических пособий для дошкольников с высокой степенью творческой активности, а также создание условий для развития детского творчества.

Дидактическая игра «Фантазёрики» является полифункциональной, направлена на развитие креативного (творческого) мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук, а также коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Игра помогает активизировать и развивать творческий потенциал детей: учит нестандартно мыслить, выдвигать интересные идеи, находить оригинальные решения проблемных ситуаций, взаимодействовать в коллективе сверстников.

Игру можно проводить в коллективной или индивидуальной форме.

Дидактическая игра «Фантазёрики» предназначена для использования в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в совместной игровой деятельности с детьми.

Цель дидактической игры: Развитие креативного мышления и творческого потенциала у детей 6 – 7 лет.

Задачи дидактической игры:

  1. Развивать креативное мышление, воображение, речь и мелкую моторику рук дошкольников.
  2. Учить детей решать проблемные ситуации нестандартными способами, находить несколько вариантов решений, выдвигать идеи.
  3. Развивать навыки сотрудничества в коллективной творческой деятельности.
  4. Развивать индивидуальные творческие способности дошкольников.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Содержание игры

Методический комплект дидактической игры «Фантазёрики» включает в себя следующие компоненты:

  • Аннотация игры.
  • Методические рекомендации по использованию дидактической игры.
  • В папке 7 рисунков размером 55 см х 40 см: «Новая жизнь сказочных героев», «Весёлая история», «Придумай рассказ», «Помогите принцу спасти принцессу», «Как Дюймовочке добраться до берега?», «Фантастические предметы», «Незаконченный сюжет».
  • Инструкции к 7 игровым заданиям, которые располагаются на обратной стороне каждого рисунка.
  • Раздаточный материал для детей – карточки с изображением предметов (игровое задание №6 «Фантастические предметы»), альбомные листы со схематическим изображением (игровое задание №7 «Незаконченный сюжет»).
  • Цветные карандаши.
  • Бланки фиксации ответов детей.
  • Диктофон.
  • Подставка для демонстрации рисунков.

Правила игры 

Игра состоит из 7 игровых заданий.

Педагог показывает детям рисунки и объясняет игровые задания, которые необходимо выполнить нестандартным, оригинальным способом. Педагог мотивирует детей на творческое, вариативное решение игровых ситуаций, поощряя разные варианты решений. Все идеи детей в целом положительно оцениваются взрослым, но выделяются оригинальные и непохожие на других ответы.

Детские рассказы, интересные идеи записываются на диктофон, после игры фиксируются в специальных бланках. Рисунки подписываются именем ребенка и названием творческой работы, которое дает автор.

Формы организации игры: возможно использование групповой и индивидуальной формы проведения.

Индивидуальная форма рекомендуется для углубленной работы с одаренными детьми.

Групповая – для творческого развития всех желающих детей группы и развития коммуникативных способностей в коллективной игре.

Варианты организации игры:

  • Проведение игры в форме игрового досуга с использованием нескольких игровых заданий, последовательно выполняющихся детьми.
  • Использование командной формы работы, с применением метода «мозгового штурма» и выдачей призов участникам игры.
  • Использование одного игрового задания (на выбор педагога), например, в НОД по развитию речи (обучение составлению рассказов по картинке) или художественно-эстетической деятельности (рисование).

Инструкции

Игровое задание №1 «Новая жизнь сказочных героев»

Цель: развитие воображения, вариативности высказываний.

Материал: Рис. 1.

Бланки фиксации рассказов детей.

Инструкция. Детям задаётся вопрос: «Как вы думаете, какую профессию выбрали, кем бы работали сказочные герои, если бы жили в наши дни? Почему?»

Игровое задание №2 «Весёлая история»

Цель: учить составлять истории на заданную тему, развивать речь.

Материал: Рис. 2.

Бланки фиксации рассказов детей.

Инструкция: «Сочините историю про: а) собаку, которая жила в холодильнике; б) ворону, которая любила кататься на велосипеде; в) щуку, которая играла на гитаре.

Игровое задание №3 «Придумай рассказ»

Цель: развитие вариативности мышления при составлении рассказов по картинкам.

Материал: Рис. 3.

Бланки фиксации рассказов детей.

Инструкция. Детям предлагается придумать предложение или составить небольшой рассказ, используя следующие изображения: «город», «автобус», «море», «дельфин», «песок». Поощряются предложения, имеющие необычное, нестандартное содержание.

Игровое задание №4 «Помогите принцу спасти принцессу»

Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций, развивать речь.

Материал: Рис. 4.

Бланки фиксации высказываний, идей детей.

Инструкция. Взрослый говорит детям, что они могут помочь принцу спасти принцессу из плена злого дракона, используя предметы, изображенные внизу рисунка (голубь, зонт, торт, лестница, спички). Необходимо придумать как можно больше вариантов спасения принцессы.

Игровое задание №5 «Как Дюймовочке добраться до берега?»

Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций, развивать речь.

Материал: Рис. 5.

Бланки фиксации высказываний, идей детей.

Инструкция. Дюймовочка оказалась на гигантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно ей помочь спуститься с цветка, используя предметы, нарисованные в левой части рисунка (гусеница, батон, бабочка, ласточка).

Игровое задание №6 «Фантастические предметы»

Цель: развитие фантазии и навыков комбинаторики.

Материал: Рис. 6.

Карточки с изображением предметов (по количеству детей), цветные карандаши.

Инструкция. Детям даны карточки с изображением предметов. Слева нарисован один предмет, а справа – три. В центре ребенок должен нарисовать три фантастических предмета, в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины и придумать, как их можно использовать.

Игровое задание №7 «Незаконченный сюжет»

Цель: научить детей конкретизировать (оживлять) схематические изображения, находя нестандартные варианты.

Материал: Рис. 7.

Листы бумаги с нанесенными на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей (по количеству детей), цветные карандаши.

Инструкция. Взрослый дает каждому ребенку игровой лист с карандашами и просит дорисовать изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета и сюжета.

Методические рекомендации

1. При проведении дидактической игры «Фантазёрики» рекомендуется использовать принципы работы, способствующие развитию креативного мышления детей (Торренс Е.П.):

  • Ориентация ребенка на творческие решения.
  • Снятие преград в отношении инициативы ребенка.
  • Поощрение к выполнению различных творческих продуктов.
  • Создание возможностей для детей манипуляций с мыслями и предметами.
  • Воспитание у дошкольников признания ценности творческих черт своей личности.
  • Воспитание у детей внимания ко всем свойствам окружающей среды.

2. В ходе проведении дидактической игры рекомендуется применять методические приемы, стимулирующие развитие креативных способностей дошкольников:

  • прием  сочинения рассказов;
  • прием самостоятельного выдвижения новых идей, сюжетов и т. п.;
  • прием вариативности высказываний;
  • прием решения проблемных ситуаций;
  • прием альтернативного использования предметов (замещение на основе изменения функции, назначения, способа применения и т. п.);
  • прием преобразования и усовершенствования предметов;
  • прием дополнения изображения;
  • прием составления образа из заданных элементов;
  • прием конкретизации («оживления») изображений.  

3. Формы и варианты организации игры: возможно использование групповой и индивидуальной формы проведения.

Индивидуальная форма рекомендуется для углубленной работы с одаренными детьми.

Групповая – для творческого развития всех желающих детей группы и развития коммуникативных способностей в коллективной игре.

Варианты:

  • Проведение игры в форме игрового досуга с использованием нескольких игровых заданий, последовательно выполняющихся детьми.
  • Использование командной формы работы, с применением метода «мозгового штурма» и выдачей призов участникам игры.
  • Использование одного игрового задания (на выбор педагога), например, в НОД по развитию речи (обучение составлению рассказов по картинке) или художественно-эстетической деятельности (рисование).

4. Дидактическая игра «Фантазёрики» предназначена для использования в работе педагогами дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в совместной игровой деятельности с детьми.

Список литературы

1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебное пособие / М.В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. – М: Изд-во Московского психолого-соц. института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

2. Котова Е.В. 224 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника / Е.В, Котова, С.В, Кузнецова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 24)

3. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб., Речь, 2006.

4. Николаенко Н.Н. Психология творчества. – СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001.

5. Симановский А Э. Развитие творческого мышления детей. – Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Академия развития, 1996.

6. Система работы с одаренными детьми в образовательной организации: метод. рекомендации / сост. Л.Г. Русинова. – Архангельск: АО ИОО, 2014.

                                                                                                                         

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Методическая разработка. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Дни недели».

Методическая разработка.Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Дни недели».Цель: Сформировать знание дней недели. Развивать такие качества, как организованность, точность, ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка "Дидактические игры, как метод ознакомления детей с родным городом"

Для изучения достопримечательностей Санкт- Петербурга разработано множество дидактических игр. Все они имеют несколько направлений1 "Я люблю свой город"2 " Я умею вести себя в городе&qu...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...