Отчёт по самообразованию "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста" 2018г.
материал (младшая группа)

Отчёт по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_s-ob.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение « детский сад «Островок»

пгт. Смирных

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области

Отчет по самообразованию

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

                                 

                                                    Подготовила: воспитатель:  Широбокова  Н. А.

пгт. Смирных

2018 г.

Математический проект «П

Отчёт по самообразованию

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное воспитание является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
— Изучить литературу по данной теме;
— развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
— развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
— повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста  являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.

Для того чтобы дидактические игры, НОД  дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

-принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;

-принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

-принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил  – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

 В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

 

План по самообразованию на 2017-2018 учебный год по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» с родителями и педагогами

Сентябрь

Создать учебную программу, изучения литературы

Диагностика

Работа в кружке по плану

Консультация для родителей на тему «С чего начинать обучения цветам ребенка»

Октябрь

Оформить в группе уголок «Сенсорики»

Работа в кружке по плану

Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»

Ноябрь

Работа в кружке по плану

                              Показ НОД по теме «В гости к нам пришла кукла                                                                   Маша»

Декабрь

Изучение периодической печати по данной теме

Работа в кружке по плану

Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика»

Январь

Работа в кружке по плану

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

Февраль

Работа в кружке по плану

Март

Работа в кружке по плану

Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?»

Апрель

Работа в кружке по плану

Май

Самоанализ деятельности

Работа в кружке по плану

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они л...

Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они л...

Отчёт по самообразованию на тему: «Сказка, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой закладывается позитивное, бережное отношение к природе.Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и пони...

Отчёт по самообразованию воспитателей группы №8: Мулик Тамара Васильевна и Плетнёва Анастасия Владимировна. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию воспитателей группы №8: Мулик Тамара Васильевна и Плетнёва Анастасия Владимировна. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного в...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....