Семинар по теме: "Современные педагогические технологии"
презентация

Борисова-Гладкова Вероника Алексеевна

Цель семинара: Закрепление знаний педагогов о современных образовательных технологиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар по теме: "Современные педагогические технологии"

Цель семинара: Закрепление знаний педагогов о современных образовательных технологиях.

(1 слайд)Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы будем обсуждать современные педагогические технологии. Напишите, пожалуйста, на листочках, что хотите узнать или получить от данного семинара. Прикрепите их к доске.

 (2 слайд)Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Уважаемые педагоги изобразите на бумаге, из чего состоит ядро любой технологии?

(3 слайд)Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

 (4 слайд)В определениях педагогической технологии данные структурные элементы прослеживаются:

Б. Т. Лихачев дает такое определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

И.П. Волков предлагает другой вариант определения:

«Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

В чем состоит отличие педагогических технологий от методики?

(5 слайд)Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Методики обучения могут входить в состав технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Назовите современные образовательные технологии…

(6 слайд) 1. здоровьесберегающие технологии;

2. технология развивающего обучения

3. технология исследовательской деятельности («ТРИЗ»)

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. технология портфолио дошкольника и воспитателя

7. игровая технология

8. технологии проблемного обучения

9. технологии проектной деятельности

10. Технология коллективного способа обучения

 (7 слайд)В специальной литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко.

Классификация педагогических технологий (по В.Т.Фоменко).

Технология, предполагающая построение учебного процесса:

- на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на альтернативной основе, на диалоговой основе, на взаимной основе.

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.(раздатка пед. и обр. техн.)

Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам. В целом, наблюдается тенденция развития технологий - от технологий обучения к технологиям развития.

Рассмотрим кратко современные педагогические технологии, используемые в работе с детьми.

1. Здоровьесберегающие технологии

Назовите цель здоровьесберегающих технологий…

(8 слайд)Здоровьесберегающие технологии– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Поэтому целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Назовите, какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

(9 слайд)Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.(раздатка Совр. здоровьесберег. технологии)

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здо-ровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

2. Технология развивающего обучения

(образовательная программа ДОУ).

Что вы понимаете под технологией развивающего обучения?

(10 слайд)Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное  действие, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ. Ориентировано на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития».

3. Личностно - ориентированная технология

Что является центром личностно-ориентированной технологии?

(11 слайд)В центре внимания личностно-ориентированных технологий  – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

(12 слайд)В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2.Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

3.Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

  4.Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании о - Истине и путях, ведущих к ней.  В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

4. Технологии Проблемного обучения.

 Что вы понимаете под проблемным обучением?

(13 слайд)Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

(раздатка методика проблемных ситуаций)

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями,  отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы

5. Технология коллективного способа обучения

Что такое технология коллективного способа обучения?

(14 слайд) Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах.

(15 слайд)При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

•         обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

•         разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;

•         наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и его успешное обучение в школе.

Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса

(16 слайд)Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

        Рефлексия  семинара

Что вам понравилось или не понравилось на данном семинаре?

Была ли данная информация вам полезна?

Обсуждение: оправдались ли ожидания педагогов от семинара по листочкам, прикрепленным в начале мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Семинар по теме: "Современные технологии по ФЭМП"

В своей статье я раскрыла современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, которые применяю как в непосредственно образовательной деятельно...

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»

Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»...