статья "Экологическое образование дошкольников"
статья

Статья "Экологическое образование дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое образование38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами игры

Проблема взаимодействия человека с природой в наше время стала особенно острой и приняла огромные масштабы. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой приближает человечество к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приведет к угрозе истребления многих видов растений и животных и в конечном счете самого человека. На протяжении долгих лет человек пользуется природой как источником ресурсов. Но в последнее время деятельность человека пагубно влияет на природу, имеет скорее разрушительный характер. Нашу планету может спасти лишь та деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания и принятия законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это лишь часть природы. Если человечество не научится бережно относиться к природе, разумно        использовать ее богатства, то оно погубит себя.

Поэтому обществу так необходимы экологически образованные люди. Начинать экологическое воспитание следует еще с дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте у детей закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Необходимо уже с раннего возраста сформировать у ребенка щадящее, оберегающее, ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. «У ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» - так писал В.А. Сухомлинский.

 В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учётом специфических природных и социальных условий большой страны.

Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу  таких методов можно отнести игру. Вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, удовлетворить детскую любознательность, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка.  

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учёта специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определённым правилам.

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и включённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определённую дидактическую цель, т. е. игровую обучающую ситуацию (ИОС), характеризует следующее:

Игра должна иметь короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для неё специально организуется предметно пространственная развивающая среда;

в содержание игры должны быть заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и прочие;

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным принципам: следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям; постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко определять правила. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению, материалу и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и другие, мы организуем их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Дидактические игры чаще всего бывают совместные и требуют двух — трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

  Хотелось остановиться на дидактических играх, существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе — в играх типа «Угадай, кто, где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и другие.

А дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей. В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально — психологической готовности принять информацию о природе.

Список литературы

  1. Арнаутова, Е. О воспитании трудолюбия / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. 2008. №7. С. 36-42.
  2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук / Т.В. Башаева. Ярославль, 1997.
  3. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие / В.А. Зебзеева. М.: Сфера, 2009. 288с.
  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)

Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской об...

Конспект НОД по правовому образованию дошкольников (подготовительная группа ) Право на образование

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...