Консультация для педагогов "Взаимодействие педагога с семьей с точки зрения профессиональной этики""
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-_vzaimodeystvie_pedagoga_s_semey.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №42

Выступление на педсовете «Совершенствование знаний педагогов о профессиональной этике»

по теме:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ»

Педагог-психолог:

Колмакова А.Ю.

2019

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание в образовательном учреждении атмосферы взаимопомощи и взаимопонимания семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семейного воспитания и искреннее желание помочь.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с семьёй неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к дошкольному учреждению в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с семьёй. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, и других членов семьи. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

Дошкольное учреждение сегодня должно находиться в режиме динамичности, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться не только формы и направления работы дошкольного учреждения с семьей, но и создаваться условия для повышения этических функций педагогов.

Педагогам необходимо:

  • избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей;
  • воздерживаться от навязывания семье своей собственной точки зрения, подсказывать решения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения;
  • помнить о корректности - не ставить «диагноз». Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас;
  • воздерживаться от желания задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом;
  • хранить в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности;
  • избегать, предупреждать, разрешать конфликтные ситуации в общении с родителями, соблюдая вышеперечисленные правила общения с родителями.

Показателем эффективности взаимодействия педагогов дошкольного образования с семьёй является проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДО, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и осознание родителями своей ответственности в воспитании ребёнка, оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей.

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам воспитательно-образовательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга педагога ДО, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение педагога ДО, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении педагога к педагогическому труду, детям и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

Нравственное сознание педагога соответствует времени и формируется стихийно, как и любого другого члена общества. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы  социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ. Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях  и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития профессиональной этики педагога в достаточной мере.

Практическая деятельность педагога не всегда соответствует этическим нормам, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важнейших задач педагогической этики - изучение состояния нравственного сознания педагога.

Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия педагога с воспитанниками и их родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно-психологического климата коллектива образовательного учреждения, усилению положительной роли семьи в воспитании детей.

На сегодняшний день в научных работах существуют разногласия в рассмотрении сущности педагогической этики. Несмотря на разработанность многих аспектов проблемы профессионального совершенствования педагога, вопрос целенаправленного постоянного развития профессиональной этики педагога ДО в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и подрастающим поколением остаётся открытым.

Развитие педагогической этики параллельно с осуществлением педагогом профессиональной деятельности имеет ряд преимуществ перед развитием педагогической этики студентов в педагогическом колледже, ВУЗе или педагогов на курсах повышения квалификации. Работа в образовательном учреждении вызывает у педагога потребность в приобретении знаний, умений, навыков в области педагогической этики, которые позволяют разрешать актуальные для него трудности. Возможность в непосредственной хронологической близости сопоставить приложенные усилия с достигнутыми результатами, реальная востребованность приобретаемых навыков и умений способствуют восприятию педагогической этики как неотъемлемого инструмента решения профессиональных задач. Целенаправленное развитие педагогической этики способствует продуктивному взаимодействию педагога с воспитанниками и их родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса.

Гуманистическая этика рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собойа условие достижения такой цели — быть человеком для себя» (Э. Фромм), что основы «добродетели» заложены в характере зрелой и целостной личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Э. Фромм считает, что «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики».

Гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки. С гуманистической точки зрения нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Но человеческие цели могут быть достигнуты в процессе взаимодействия с окружающим миром. Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми.

Гуманистическая этика считает, что любовь к ближнему — не сверхчеловеческий феномен: это нечто врожденное. «Любовь — не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э. Фромм).

Следует иметь в виду, что авторитарная и гуманистическая — это не две разные этики, а две стороны, две возможности, два «лица» одного феномена: они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регуляторов в одну и ту же эпоху; одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации. В гуманистической этике человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и соблюдает, в авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека, и устанавливает законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют (требования родителей и педагогов по отношению к детям; экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткие авторитарные требования оказываются гуманнее свободного выбора человека).

Таким образом, формируясь в процессе общения людей — от зарождения человеческого общества до наших дней, мораль выступает результатом общения, копилкой и кладовой бесценного опыта человеческого общежития. Рассмотренные функции далеко не исчерпывают роли морали в существовании, самоосуществлении и действиях человека. Этические функции в жизнедеятельности человека могут иметь различные приоритеты и в зависимости от ситуации обладать разной степенью значимости, они проявляются параллельно, переплетаясь в акте реального человеческого поступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный кодекс профессиональной этики педагога

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6361959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]М...

Статья для воспитателей "Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога"

Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не ...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...

Дети с особыми образовательными потребностями. Точка зрения родителей. Точка зрения педагогов.

К сожалению, в последние годы значительно возросло количество детей   с нарушением в развитии. Очень важно заранее подготовить педагогов к работе с ребенком с особыми образовательными потреб...

Консультация для воспитателя "Педагог и семья"

консультация для воспитателя    «педагог и семья»...