Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»
проект (младшая группа)

Алисултанова Галина Темирбековна

Тип:   практико – ориентированный, детско – родительский.

Вид:   творческий.

Срок реализации:   сентябрь  – май

 

Цель: Сенсорное развитие детей 2-3 лет средствами нестандартного математического материала.

Задачи с детьми:

  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве).
  • Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук.
  • Формировать умение слушать и понимать то, что говорит педагог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx203.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  “Елочка” города Надыма»

Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»

C:\Users\Zhurava_book_2\Documents\Аттестация\Аттестация 2015-2016\аттестация Панишева Т.А\Портфолио панишевой Т.А\57309362.jpg

Составила:  

воспитатель Алисултанова Галина Темирбековна

Тип: практико – ориентированный, детско – родительский.

Вид: творческий.

Срок реализации: сентябрь  – май

Актуальность

Ранний возраст это совершенно  особый период становления всех органов и систем. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитие сенсорных способностей ребёнка составляет не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического, физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.  Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и кинестетического и других видов ощущений и восприятий. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требует для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребёнка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которой является восприятие.

Проблема

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Наблюдения за детьми и анализ уровня их сенсорного развития показал следующие результаты: низкий уровень – 12 детей (80%), средний уровень – 5 детей (33%), высокий уровень – нет. Поэтому был разработан данный проект.

Гипотеза

Мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды и учебно-воспитательного процесса с активным привлечением родителей поможет значительно содействовать развитию сенсорных способностей детей.

Цель: Сенсорное развитие детей 2-3 лет средствами нестандартного математического материала.

Задачи с детьми:

  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве).
  • Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук.
  • Формировать умение слушать и понимать то, что говорит педагог.

Задачи с родителями:

  • Расширить знания родителей о сенсорном развитии детей.

Ожидаемые результаты:

  • Сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве) у 20% детей.
  • Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук  у детей на 25%.
  • Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог у 15% детей.
  • Расширятся знания у 40% родителей о сенсорном развитии детей.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

1 этап: Организационный (сентябрь– октябрь)

  • Изучение информационных источников по теме проекта.
  • Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
  • Подбор задания и проведение диагностики.
  • По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений.
  • Анкетирование родителей по выявлению знаний в области сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Определение объёма материала, который будет адресован детям.
  • Составление перспективного плана по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).
  • Подготовка игр и пособий на развитие сенсорных навыков, изготовление нестандартного материала для развития сенсорных способностей детей.
  • Оборудование сенсорного стола.

2 этап: основной (ноябрь– апрель)

  • Оформление информационного материала для родителей по теме проекта.
  • Составление тематических занятий с детьми.
  • Совместные мероприятия с детьми и родителями по плану.
  • Публикация материала в средствах массовой информации.

3 этап: заключительный (май)

  • Диагностика уровня усвоения программа в области сенсорного развития.
  • Выявление мнения родителей о реализации проекта.
  • Анализ результатов и презентация проекта.

Перспективное планирование занятий с детьми

Месяц, неделя

Занятие

Задачи

Сентябрь

Диагностика сенсорного развития детей

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Октябрь

1 неделя

«Назови геометрическую фигуру».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

2 неделя

«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

3неделя

«Прыг – скок по дорожке».

Учить детей различать цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

4 неделя

«Ниточки для шариков».

Учить детей различать цвета по принципу «такой  - не такой», знакомить с названием цветов.

Ноябрь

1 неделя

«Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

2 неделя

«Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

3неделя

«Шумящие коробочки».

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

4 неделя

«Цветочные клубочки».

Соотносить предметы по цвету; закреплять свойства предмета: мягкие, пушистые; развивать мелкую моторику рук.

Декабрь

1 неделя

«Бусы для куклы».

Учить детей называть форму предметов, действовать с предметами в определённой последовательности.

2 неделя

«Построим дом для зайчика»

Продолжать учить детей называть геометрические формы, упражнять в строительстве дома.

3неделя

 «Подбери по форме».

Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

4 неделя

«Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)».

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Январь

2 неделя

«Кто скорее соберет игрушки»

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

3 неделя

«Башни из кубиков».

Учить детей находить однородные предметы по величине (3 величины), подбирать их в определённой последовательности.

4 неделя

«Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1 неделя

«Воздушные шары».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

2 неделя

« Найди игрушку»

Развивать у детей мелкую моторику рук.

3неделя

 «Чудесный мешочек».

Учить подбирать форму и величину по принципу «такой – не такой»; находить предметы по образцу.

4 неделя

«Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Март

1 неделя

«Ткани».

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

2 неделя

«Найди окошко для фигурки».

Учить детей соотносить форму детали с формой отверстия.

3неделя

«Что лежит в мешочке? ».

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Апрель

1 неделя

«Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

2 неделя

«Почини одежду зайчатам».

Закрепить умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник), развивать мелкую моторику рук.

3неделя

«Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу».

Развивать у детей мелкую моторику рук.

4 неделя

«Полянка».

Учить детей группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет, такой, не такой, разные».

Май

1 неделя

Диагностика сенсорного развития детей

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

План мероприятий с родителями

Месяц

Мероприятие, тема

Результат

Сентябрь

Анкетирование

Выявили мнение родителей о сенсорном развитии детей

Октябрь

Родительское собрание: «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»

Повысилась педагогическая  компетентность родителей по данному вопросу

Ноябрь

Мастер-класс «Я учусь играть с предметами»

Повысилась педагогическая  компетентность родителей

Декабрь

Консультация в информационный стенд для родителей «Игры, развивающие движение кисти – пальчиковая гимнастика»

Повысилась педагогическая компетенция родителей

Январь

Мастер-класс «Игрушка своими руками»

- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

- Изготовление игрушек родителями по сенсорному развитию детей из различных материалов

Февраль

Выставка игр по сенсорному развитию

Повысился интерес родителей по использованию игр для сенсорного развития ребёнка.

Март

Консультация «Сенсорное развитие детей с нарушением речи»

Повысилась педагогическая компетентность

Апрель

Совместное развлечение с родителями «Разноцветные шары»

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Май

- Анкетирование

- Круглый стол «Анализ результатов проекта»

- Выявили мнение родителей о том, как повысилось сенсорное развитие детей.

- Информирование родителей о результатах реализации проекта.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

        Для отслеживания динамики сенсорного развития детей проводится мониторинг (сентябрь, апрель) по следующим критериям:

  • Умение различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
  • Учить детей различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).
  • Учить детей использовать сенсорные эталоны (цыплёнок жёлтый как солнышко).
  • Учить детей  различать качество предметов на ощупь и их называть.
  • Учить детей слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
  • Умение группировать, сравнивать, и обобщать предметы по этим признакам.

Методы оценки и диагностики

Диагностику сенсорного развития детей 1 младшей группы проводим по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство», В.И. Логиновой.  

По каждому параметру выделяются уровни развития коммуникативных навыков: высокий, средний, низкий.

Компетентность родителей по сенсорному развитию детей отслеживается через анкетирование, совместные мероприятия с родителями, их рефлексию.

Формы диагностического исследования

Наблюдение, игры, игровые и  проблемные ситуации, анкетирование родителей.

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Проведение совместных детско-родительских мероприятий.
  2. Презентация детских работ родителям, сотрудникам, малышам дошкольного образовательного учреждения.
  3. Систематизация методического материала.
  4. Представление результатов проекта на методических мероприятиях различного уровня, профессиональных конкурсах.

Используемая литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).  /  Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е переработанное. – 244 с. –СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  7. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Лямина Г.М., Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  9. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  10. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  11. Методическое пособие: Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хрюша в гостях у детей» (Конспект традиционного занятия по сенсорному развитию детей младшей группы).

Конспект традиционного занятия по сенсорному развитию детей младшей группы....

Проект по сенсорному развитию 1 младшая группа

Проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе....

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Давай, поиграем»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...

Проект по сенсорному развитию в младшей группе

Проект по сенсорному развитию для детей раннего возраста...