Главные вкладки

    Статья "Игровая деятельность детей в детском саду"
    статья

    В статье раскрываются особенности развития игровой деятельности детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игровая деятельность детей в детском саду.

    Задачи всестороннего воспитания детей в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связанны существенные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

    Вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, 3.М.Богуславской, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.

    Ранний возраст — это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов. Своевременно и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

    В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

    Воспитатель должен следить за правильным использованием игрушек, предупреждать появление простых действий с ними: постукивания, разбрасывания и т. д. Видя, что ребенок устал заниматься игрушками, педагог может переключить его на другую игрушку и действия с ней. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к важным для их развития игрушкам, необходимо на некоторое время убирать их.

    Для игры детям этого возраста можно давать разнообразные вкладыши: чашечки, формочки, вкладные кубы, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассовые кубики, кирпичики, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертывания их. Пирамидки, кубики и другие игровые пособия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся обращаться с этими предметами в процессе занятий.

    С целью разучивания имен детей, а также и названий игрушек можно провести игру в прятки. Прозрачный платочек набрасывается на голову малыша. «Где Маша?» — спрашивает воспитатель. Дети стягивают платок и радуются появлению ребенка. Таким же образом обыгрываются игрушки («Где машинка?», «Где мячик?») и разучиваются их названия.

    На втором году жизни ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками.

    Необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках (мягкие животные, куклы, мячи, корзинки, мешочки и др.), возить за веревочку (машинки и т. п.) катать (каталки, игрушки на колесах и пр.).

    Воспитатель следит за тем, чтобы дети были активны и деятельны. Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции радости, испытываемые детьми во время игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют разнообразные движения: встают на носочки, нагибаются и смотрят под мебель и т. д.

    Значительную ценность имеют игры с музыкальным сопровождением. Хлопки, притопывания, приседания в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

    В процессе игр происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие. Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш одного года и девяти месяцев по предложению педагога может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

    На протяжении второго года жизни игровые действия детей усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится  переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность. Но сюжетной игры еще может не быть, потому что дети еще не могут выстраивать события в последовательности. Возникновению сюжетной игры помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Воспитатель выступает в роли режиссера и обыгрывает бытовые ситуации с куклами («Кукла Маша идет в детский сад», «Кукла Маша идет в гости к Зайчику», «Мама укладывает дочку спать» и др.). В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Игры инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.

    В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла).

    Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

    Список использованной литературы

    1. Воспитание детей раннего возраста/ Под ред. Г. М. Ляминой. 3-е изд., перераб. и доп.-  М.: Просвещение, 2011.
    2. Психология и педагогика игры дошкольника. Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. - М.  Просвещение, 2008. -220 с.
    3. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
    4. Руководство игр детей в дошкольном учреждении. Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация экологически-ориентированной деятельности детей в детском саду

    В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников большое значение имеет практическая деятельность детей, в процессе которой они приобретают умения и знания о правильных способа...

    Творческие задания в музыкально-художественной деятельности детей в детском саду.

    Творческие задания в совместной музыкально-художественной деятельности музыкального руководителя и детей в детском саду....

    Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

    Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

    Изобразительная деятельность детей в детском саду

    Обучение изобразительной деятельности детей...

    Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

    В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....

    «Конструирование – самостоятельная творческая деятельность детей в детском саду».

       Самостоятельная деятельность  имеет большое значение в развитии творческих способностей ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточитьс...

    Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности детей в детском саду»

    Тема проекта:   «Организация экспериментальной деятельности...