Из опыта введения ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ.
статья

Максимова Татьяна Александровна

В материалах представлен опыт работы воспитателя по освоению и реализации требований ФГОС ДО в педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий

 для становления познавательно-исследовательского поведения дошкольников как ресурс  формирования предпосылок к учебной деятельности

Максимова Татьяна Александровна,

воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек»

                                                                                                          (Из опыта работы)

Образовательная программа нашего учреждения разработана на основе следующих научных подходов:

  • Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л. С. Выготский).
  • Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л.С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу).
  • Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову)

Анализируя собственную педагогическую практику  с детьми старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС ДО, мы попытались сделать акцент на следующем: 

Сформированность  у детей познавательных интересов – одна из важнейших предпосылок  к  учебной деятельности:

  1. Предпосылки грамотности – один из целевых ориентиров дошкольного образования.
  2. Наличие у детей познавательных интересов – одна из первых предпосылок грамотности.
  3. Познавательное развитие в соответствие с ФГОС ДО  предполагает развитие детских интересов, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий (поведения), становление сознания.

Новизна практики, на наш взгляд,  заключается в том, что в ее основе находится создание предметно-пространственной среды, активизирующей и удовлетворяющей детские познавательные интересы; освоение  социо-культурного пространства города, комплексное использование известных современных методик: метода проектов (Л.Свирская), метода исследовательского обучения дошкольников (А.Савенков), социо-игровых подходов к педагогике (В.Букатов, Е.Шулешко, Е.Ершова).

Обеспечивая достижение целевых ориентиров дошкольного образования, практика позволяет эффективно решать следующие  программные задачи:

  1. в предметно-пространственном окружении создавать условия для полноценного развития детской деятельности и проявления детьми активности, инициативности, самостоятельности в различных ее видах;
  2. организовать освоение детьми пространства города для того, чтобы научиться жить в нем.
  3. формировать у детей предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.

     Для удовлетворения потребностей актуального, ближайшего и перспективного развития, становления творческих способностей детей организуем предметно-пространственную среду в соответствии с направлениями развития. В группе организованы центры сюжетно-ролевой игры, безопасности, уединения, театрализованных игр, центр творчества, центр «Мы – Енисейск», центр познавательного развития. Совместно с родителями изготовлены столы для экспериментирования с песком и водой, стол для рисования песком.

    В пространстве группы задаются разные варианты предъявления детских продуктов (стены – «Доска творчества», полки, ковер, столы, выставки и др.), где дети могут самостоятельно размещать свои рисунки, аппликации, другие творческие работы.  Для эмоционального комфорта задействовано потолочное пространство группы.

В пространстве группы много полифункциональных материалов, позволяющих будить детское воображение, развивать фантазию. Такими материалами являются большие лоскуты ткани, разного цвета и размера, неоформленный и природный материал, который может послужить предметами-заместителями в детской игре, ширмы, прищепки, мягкие модули, листы фанеры разной формы для организации игрового пространства.

Многое в пространстве группы сделано руками детей: сезонное оформление, рисунки, поделки из различного материала, тексты сказок, придуманные детьми, детские коллекции, макеты, тематические альбомы   (н-р: альбом «Приключения моей группы» (на основе идеи Л.И.Айдаровой «Книга открытий».   В альбоме дети сами, вместе с педагогами и родителями фиксируют в виде творческих работ, фотографий прожитые события, обозначают  новое и интересное, что выяснили и узнали, что научились делать.)  Все это регулярно обновляется и пополняет предметно-пространственную среду группы.  

        В решении задачи освоения городского пространства мы используем  педагогическую модель «Освоение» (Н.Г.Шейко, к.п.н., доцент Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, культурно-образовательная программа  «Город на ладошке»).  Новой формой в этой работе стала образовательная прогулка (не ознакомительная экскурсия), в ходе такой прогулки  дети обращаются к  объектам природного и культурного наследия как к источникам информации  о мире вокруг. В ходе городских путешествий предлагаем воспитанникам  самостоятельно найти  объекты наследия,  рассмотреть их, потрогать, обойти их и сделать свои предположения относительно их назначения и специфики. Можно предложить детям порассуждать о том, какие современные объекты могут стать культурным наследием для потомков. Знакомясь с окружающей графикой: вывесками, надписями на этикетках, названиями книг – дети осваивают печатные буквы. Такие прогулки готовим, заранее продумывая идею (познавательную, воспитательную), придумываем задания и вопросы, которые будут стимулировать исследовательскую, тренировочную и коммуникативную деятельность детей. Н-р: прогулка в аптеку. В старшей группе ходили в «старую аптеку», расположенную в историческом здании. Рассмотрели архитектуру, определяли размеры здания, рассмотрели (некоторые) помещения, выяснили, что они приспособлены для деятельности учреждения здравоохранения (обсудили новое слово, понятие). Во время прогулки в «новую аптеку»  определили, что архитектура нового здания повторяет историческую, но размеры другие, выдвигали гипотезы про то, как там внутри: так же, как в «старой аптеке» или по-другому, почему может быть по-другому, где удобней и людям и работникам (строилось специально для учреждения здравоохранения, аптеки)… Были прогулки  к Успенской церкви   и  к Спасо-Преображенскому монастырю (действующим). Рассматривали,  делали предположения о назначении, обращались к имеющемуся опыту детей, договаривались спросить о службе в церкви и жизни монахов у взрослых дома…  В таких прогулках всегда занимаем позицию  посредника, организатора, создающего ситуации для предположений, исследования, выяснений, обобщения представлений, индивидуализации впечатлений и отношения к объектам и явлениям.

        Создавая условия для стимулирования собственной активности ребенка в различных видах деятельности, и в первую очередь, познавательной, мы отказались от монополии планирования образовательного процесса, ориентируясь на интересы, потребности, состояния и способности детей, используя  внешние стимулы (новизна, необычность объекта, тайну, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так?); создавая ситуации выбора  (групповой сбор, выбор интересного дела в центрах, обозначение проблемного вопроса для самостоятельного или совместного решения). В жизни группы имеют место быть события, основанные на проявленном детском интересе, на его продолжение и развитии («Индейцы», «Бременские музыканты»). Эти события могут не стоять в календарном плане заранее, поскольку возникают здесь и сейчас.

Определяя интересные дела на день,  можем пойти от прочитанной детям дома книги, просмотренного фильма, события, которое было накануне. Так возникла тема Индейцев. ……поговорили о фильме,  посмотренном ребенком, у детей  возникло желание узнать про индейцев больше, развернулась игра в индейцев, в ходе которой дети выбирали себе занятия в разных центрах…

Эффективными для нас являются следующие способы и формы организации детской познавательной и исследовательской деятельности:

  1. Оформление и реализация совместного мини-проекта  (работа в малых группах и между ними, а также фронтально) – проект про Деда Мороза.
  2. Участие в социально-значимых акциях, (оформляли листовки  на основе своих рисунков на тему «Берегите природу», расклеивали их в городе вместе с родителями, готовили поздравительные плакаты на основе своих рисунков в рамках празднования Дня победы в 2014 г.
  3. игры-экспериментирования (с предметами, словами), (Озвучь  картину, слова-перевертыши и др.)
  4. игры-путешествия, (Конспект занятия в материалах)
  5. создание тематических альбомов, газет, листовок, коллекций, выставок. Тематика выставок учебного года: «Осенняя палитра», «Рождественский калейдоскоп», «Разноцветная зима», «Весенняя радуга», «Живая память поколений», «Путешествие в лето», в ходе подготовки к ним позволяет организовать познавательную и исследовательскую деятельность детей. Готовясь к выставке «Живая память поколений» (в рамках Дня Победы) у нас организована познавательная деятельность детей на тему «Как пришла Победа». Сначала мы обратились к опыту детей, выяснили, что знаем о победе народа в ВОВ, потом предложили детям выяснить, какие герои их семьи помогали победить, участвовали в войне. Дети собирали и исследовали предметы войны и победы. Продуктом этой деятельности станет экспозиция о войне и победе и выставка детских творческих работ: рисунков, макетов, рассказов о  героях своей семьи.

про альбом «Приключения нашей группы», коллекции (в слайдах)

  1. моделирование и макетирование, про макеты их жизнь в группе
  2. образовательные прогулки.

Для поддержки и  активизации детской познавательной инициативы и самостоятельности используем следующие приемы: создание проблемных ситуации, введение ограничений, внесение нового оборудования, поисковые задания, эвристические беседы, прием трех вопросов, прием преднамеренных ошибок и неожиданных решений, создание символов, схем, алгоритмов; (карта  индейцев) диалоговое обсуждение, игровые упражнения на выдвижение гипотез и предположений,  постановку проблемных вопросов, упражнения в умении делать выводы. Беседы в логике делового разговора   помогают нам включить  каждого в разговор, чтобы обнаружить разные мнения. В результате бесед приходим к слаженности. Все уточняется о предмете, явлении.  (Например: о лошадке). Выходим на индивидуальное дело – лепим свою . Наша  позиция – всегда позиция выяснения.

ФГОС ДО предполагает развитие детей в различных видах общения и деятельности (в п.2.1.).

Умение детей общаться,  не просто  поболтать, а взаимодействовать  в рамках конкретной деятельности, конкретного интересного дела формирует работа в группах – социо-игровые подходы к педагогике.  Начинаем с работы в парах (4-5 лет),  н-р: договариваемся нарисовать одну пару рукавиц, один  скворечник, вместе найти в группе одинаковые предметы и пр.; в тройках – уже появляются разные роли, договориться уже труднее, в группе необходимо договорится о цели и результате, распределить действия, скоординировать совместные усилия, формируем умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, заслушивать чужую, подчиняться общему решению, организуя взаимодействие между группами  формируем навыки анализа, оценки, самооценки (н-р: заслушав рассказ, составленный другой группой, определить: он у них про весну? У них все про весну? Достаточно они сказали о весне? Красиво они рассказали о весне? и обосновать свою оценку). Выясняем соответствие,  достаточность, эстетичность и др.

 Социо-игровые приемы помогают нам занимать и удерживать с детьми позицию  партнера по совместной деятельности и общению:

  • Если я партнер – то умею  выдумывать интересные дела, поддерживать интересы детей  и интересно играть.
  • Если я не судья – то у детей нет страха ошибки, они свободны в своем выборе: материалов, способов, содержания деятельности.
  • Наши  дети свободны  в выборе содержания своего образования, способах познания, ориентированы на индивидуальные открытия не в рамках вседозволенности, а в ситуациях подчинения своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцен позволяет детям  быть хозяевами своей группы, выбирать место для разворачивания своей деятельности.
  • У детей не вызывает интереса то, что легко и просто, а что – трудно, то интересно (работа в зоне ближайшего развития).
  • Движение под любым предлогом и как можно больше  способствует снятию эмоционального напряжения.
  • Жизнь детей  в малых группах и между ними формирует ровесническую общность, в которой каждый чувствует себя знающим, умелым, способным вместе со всеми справиться с любой задачей, помогает ему познать самого себя среди других, обрести значимость.

Позиции, которые мы занимаем в процессе разных видов совместной деятельности, ведут ребенка, а не подталкивают, предполагают разные способы познания, но не побуждают копировать их, позволяют педагогу быть диагностом  достижений и перспектив  развития ребенка и его проблем.

        Мы считаем, что наша практика позволяет поддерживать детские интересы, а значит мотивацию к деятельности. Позволяет развивать детскую самостоятельность и инициативность. Формирует умение организовать свою деятельность, быть ее субъектами. У ребенка,  умеющего включиться в деятельность, организовать деятельность совместно с другими  и быть ее субъектом сформированы предпосылки грамотности, предпосылки к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В работе представлено описание Программы методического сопровождения и сотрудничества с педагогами при введении ФГТ в образовательный процесс....

Введение ФГТ в образовательный процесс детского сада

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные...

ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...

«Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в образовательную деятельность учреждения»

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого-педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе «Дошкольная педагогика и психология» Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в услов...