Презентация на тему ""Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
презентация к уроку (младшая, средняя группа)
Материал для педагогов, которые работают в разновозрастных группах, сельских ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Копанищенская ООШ
Расходова Елена Александровна
2019
(слайд 1)Тема нашей презентации:
"Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
(слайд 2)Знакомьтесь -наш сельский малокомплектный детский сад. С 2017 года это структурное подразделение Копанищенской обше образовательной школы..
Организация образовательного процесса в малокомплектных детских садах отличается от организации в обычных многогрупповых детских садах. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и видах деятельности. Создание благоприятной среды для каждого ребенка требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных моментов и образовательной деятельности.
(слайд) В нашем детском саду функционируют две группы, которые укомплектованы детьми разных возрастов. Это младшая (1.5-4л, наполняемость группы 14 чел) и старшая (4-7л списочный состав 27 человек) группы.От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, повышенного внимания, глубокого знания всех этапов развития ребенка, быстрой реакции, а значит крайне серьезной подготовки.
(слайд )В соответствии же с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени пребывания ребенка в образовательной организации. ФГОС ДО предусматривает отказ от предметного обучения в детском саду. Образовательный процесс теперь организуется не по учебным предметам, а по крупным интегрированным образовательным областям. Что требует более тщательной подгатовки воспитателя.
(слайд) Мы должны уметь соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, обеспечивая разные условия для детей разного возраста в одно и то же время в одном и том же месте.
Что мы и пытаемся реализовывать в своем детском саду.
(слайд 3)Правильная организация образовательного процесса в разновозрастной группе открывает перед детьми широкие возможности для общения детей разного возраста, для их более быстрой и эффективной социализации.
(слайд 4) Развивающая среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:
- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
- детская мебель, соответственно должна быть двух -трех размеров.
(слайд5 )Мы создаем развивающую среду не только в здании, но и за его пределами.В нашем ДОУ имеется два участка для прогулок :
для младшей группы,
(слайд 6) и старшей группы ,
(слайд 7) креативный уголок тишины, своеобразная зона уединения "Под грибом" (все объекты построены родителями, а точнее дедушкой одной из воспитанниц, Василием Васильевичем, наш сторож)
(слайд8)Как говорится "театр начинается с вешалки", так и наш детский сад начинается с раздевалки, которая находится при входе в ДОУ(раположены шкафчики для малышей украшены маленькими солнышками с фотографией детей, что упрощает запоминание, радует ребенка и родителя) а также вся полезная информация для родителей:
(слайд 9) уголок" Для вас родители", выставки детских работ,
(слайд10) уголки безопасности
(слайд )и здоровья.
(слайд 11.1) шкафы для детей старшей группы расположены в холле,
(слайд 11.2)а еще здесь мы решили расположить небольшую фотозону: арт-объект дерево жизни (своеобразный символ единения, долгой жизни), где каждый ребенок может увидеть себя, что вызывает у него улыбку, а под деревом фото ребят предыдущих выпусков (как опавшие листья, улетели из сада в школу).
(слайд 11.4 ) В наших групповых отсутствуют умывальная и туалетная комнаты , что не совсем удобно, но в этом есть и свои плюсы:
(слайд 11.5)каждый раз организовывая коллективный выход в коридор дети приучаются к порядку, соблюдая определенные правила поведения и развивая коммуникативные качества.
(слайд 12.0)Образовательная работа в осуществляется педагогом в процессе всех режимных моментов. Мы стараемся организовать познавательную деятельность всех детей одновременно, создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания.
В нашем детском саду большие помещения, но жаль что они не разделены на спальную и групповую, т.к. кровати занимают много места, которое можно было бы использовать в организации ПРС.
(слайд 12.1 )В развивающей пп среде младшей группы отражены основные направления пяти образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде зон или центров. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Представляем вашему вниманию
1.Зона сюжетно ролевых игр.
В уголке имеются игрушки для детей от 1,5 до 3 лет довольно крупные и готовые к использованию.
Атрибуты для игры «Семья» легко доступны, мобильны: холодильник с набором "скоропортящихся товаров", комод с одеждой для кукол, кухонная плита, стиральная машина, кукольная кроватка с "постельными принадлежностями", телевизор (изготовлены из обычных коробок).
На нижних полках в легкой доступности расположены игрушки (пирамидки, куклы. набор столовой и чайной кукольной посуды, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)) для малышей
(слайд 12.2)На верхних полках расположены атрибуты для игр, в которые чаще играют дети 3 лет: "Почта"(сумка почтальонна , письма, журналы, газеты, детские раскраски).
(слайд12)Материал для игры "Супермаркет": весы ,касса, набор предметов продажи, униформа для продавца, изготовлена своими руками из обычного полиэтиленового пакета.
(слайд 13) Рядом в отдельном уголке распологается "Парикмахерская": зеркало, набор ножниц, расчески, набор "красок и шампуней", накидка для стрижки изготовлена из пакетов.
(слайд 14)Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница»: медицинские предметы (шприц, термометр, пузырьки, вата, и др.).
(слайд15) 2.Зона конструктивной деятельности.
Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкие конструкторы размещены в открытых коробках или небольших корзинках разных цветов. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, на паласе. Здесь же имеется наборы конструктора "Полидром", мозаики разных форм и размеров, природный материал.
(слайд 15.1)Мягкие модули (находятся в свободных зонах)
(слайд 15.2) 3.У окна расположена зона уединения. Наши малыши придумали показывать оттуда сказки самым маленьким.
(слайд 15.3) 4. Рядом с зоной сюжетно ролевых игр -ранее уголок природы, а теперь (центр экспериментирования с материалами и веществами):
В группе находится:
-Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года, времена суток, дни недели);
- Иллюстрации животных, правила природы, мнемотаблицы ;
-Наборы овощей и фруктов;.
(слайд 15.4)- 2 -3 вида комнатных растений,
(слайд 15.5)- Огород на окне(лук,)
(слайд 15.6, 15.7) - выращиваем рассаду семян овощей.
(слайд 15.8.1)-Кольца Луллия с набором карточек.
- Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки, опрыскиватель) убирается в стол;
(слайд 15.8, 15.9, 15.10)При необходимоси проводить опыты, мы располагаем мини лаболаторию на полках сюжетных игр.
(слайд 15.11(2) 5.Рядом с уголком природы находится фланелеграф , стена тематически оформляется в соответствии с темой недели. Здесь дети могут работать с клеящими картинками самостоятельно, а также я могу разместить материал для образовательной деятельности.
(слайд 15.11) 6.Зона театрализованных игр:
(разделена на две зоны: в музыкальном зале и в групповой)
- Кукольный театр («Теремок», "Семеро козлят"),(в группе)
- Настольный театр («Репка», «Лисичка со скалочкой»)(в группе)
(слайд 15.12)
-Театр – фланелеграф (сказка"Колобок" «Заюшкина избушка»)(в группе)
- Театр с игрушками Бибабо(в групповой и в муззале)
- Маски персонажей(в групповой и в муззале)
-Уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, штаны полицейские фуражки, и др.)(в муззале)
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок
- Ширма находится( в муз зале).
(слайд 15.13)6.Зона сенсорного и психомоторного развития.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь.
Размещен материал в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена в специальной зоне, приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеется достаточно материала ка современного(приобретенного) так и сделанного своими руками.
(слайд 15.14 )корзинки с прищепками и набором трафаретов,
- Пробковые тренажеры"Радуга""Солнышко"
- Объемные вкладыши из 5-7 элементов ( кубы, домик)
(слайд 15.15)- Доски-вкладыши (с фигурками), домик с вкладышами
- Набор объемных тел (кубы, кольца, шары, диски)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика ( цветная, крупная)
- Рамки с застежками (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, прыгающие игрушки и т.п.)
- Тактильные дощечки.
- Разрезные картинки "Посудка","Найди пару","Рукавички", разделенные на 2-4 части
(слайд 15.16) монтессори дорожки.
(слайд 15.19 )7.Уголок именинника
(элемент Вальдорфской педагогике), где находятся все необходимое для празднования дня рождения
(слайд 15.19.1)(праздничная звезда,накидки для мальчиков и девочек, бутафорский торт, посуда для чаепития, свеча желаний )(слайд 15.20)совсем недавно прошел день рождения.
(слайд 15.21) 8.Зона художественно-эстетического развития:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
(слайд 15)9.Игровые материалы по ПДД (светофор, набор дорожных знаков, жезл, машинки, макет перекрестка) размещаются в отдельной зоне. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
(Слайд 29) Еще одна сенсорная мини зона.
(слайд 30)10.Зона художественно-эстетического развития (рисования, лепки, аппликации): здесь на стене расположены матрешки , и воздушные шары по цветам радуги. От шара к матрешке можно протянуть резиночки, или ленты тогоже цвета , и менять их, дети с удовольствием решают задачки, а порой самостоятельно играют с резиночками.
(слайд 31) Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 1,5 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов)
- Восковые мелки (6 цветов)
- Гуашь
- Пластилин (6 цветов)
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм
- Клеёнки для аппликации
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время
Лепки
- Розетки для клея
- Подносы для форм и обрезков бумаги
- Щетинные кисти для клея.
Так как в группе есть дети 1,5-2 лет материал убираю. Остаются карандаши и бумага для свободного рисования.
(слайд 32)11. Зона двигательной активности.
В групповой комнате передвижной спортивный комплекс доступен детям, что способствует проявлению двигательной активности детей.
- Мячи
- Флажки
- Гимнастические мячи
- Гимнастические палки
- Мешочки для метания
- Кегли
(слайд 40.1 ) Чтобы малышам попасть в спортивный и музыкальный зал, приходится совершать переход через старшую группу, что доставляет свои неудобства.
В старшей группе(слайды 40.2 - 55.0)
( зона патриотического воспитания,
уголок уединения,
театральная студия,информационно - библиотечный центр ,
мини музей русской народной культуры,
мини лаборатория для реализации естественно научного направления,
студия конструирования и центр лего ) .
(слайды 55.1 до конца) В спортивном зале проводятся зарядки оздоровительная и музыкальная деятельность, праздники
и развлечения.
Здесь же находится и центр воды и песка. Где работают дети двух групп.
В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы
содержательно насыщенна, трансформируема,
полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. А главное обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей разного возраста, а также взрослых.
Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
1.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
3.Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
4.Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
5.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
6.Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-679580-1455170343.jpg)
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"
Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-163918-1355498905.jpg)
Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».
Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования
Вариант реализаии образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для решения задач эстетического, нравственного, фзического воспитания детей старшего возраста в самост...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-567607-1598342934.jpg)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС
Принципы построения развивающей среды в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114761-1549727743.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Е.А. Симачева воспитатель МКДОУ д/с №457первой квалификационной категории, г.Новосибирск ОРГАНИЗАЦИЯРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САД...
Консультация для воспитателей на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-590692-1636386919.jpg)
Презентация на тему ""Организация развивающей предметно – пространственной среды в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Фотоотчет о развивающей среде нашего ДОУ...