Семья и дошкольная образовательная организация.
статья

Светлана Николаевна Исакова

Семья и дошкольная образовательная организация.

Cемья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?

Выход один:

1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом

2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Новая система взаимодействия ДОО с семьей обладает неоспоримыми и многочисленными преимуществами. При ее реализации удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей, повышается эффективность работы ДОО с семьей.

Рассмотрим новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образовании.

-Презентация дошкольного учреждения.

Цель, познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

-Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

-Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

-Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

-Мини-собрания.

Цель: Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

-Педагогические консилиумы.

В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

-Тренинговые игровые упражнения и задания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

-Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-«Круглый стол» с родителями.

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

-«Заочные» консультации.

Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

-Тематические выставки.

Цель: создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы.

-Творческие мастерские, кружки «Очумелые ручки», «Копилки идей», Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни».

Цель: Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных («Устный журнал», дискуссионный клуб, вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями.

 Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений. Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_doshkolnaya_obrazovatelnaya_organizatsiya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и дошкольная образовательная организация.

Cемья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?

Выход один:

1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом

2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Новая система взаимодействия ДОО с семьей обладает неоспоримыми и многочисленными преимуществами. При ее реализации удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей, повышается эффективность работы ДОО с семьей.

Рассмотрим новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образовании.

-Презентация дошкольного учреждения.

Цель, познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

-Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

-Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

-Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

-Мини-собрания.

Цель: Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

-Педагогические консилиумы.

В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

-Тренинговые игровые упражнения и задания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

-Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-«Круглый стол» с родителями.

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

-«Заочные» консультации.

Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

-Тематические выставки.

Цель: создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы.

-Творческие мастерские, кружки «Очумелые ручки», «Копилки идей», Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни».

Цель: Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных («Устный журнал», дискуссионный клуб, вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями.

 Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений. Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией

Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией...

Презентация выпускной квалификационной работы "Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации"

Цель работы:"Выявить наиболее эффективные методы и формы взаимодействия педагогов ДОО с семьей....

Семья и дошкольная образовательная организация

Данная статья может быть полезна как для родителей. так и для воспитателей....

Планирование работы с неблагополучными семьями в дошкольной образовательной организации

В статье отражаются основные направления работы с семьями находящимися в социально- опасном положении. К их числу отнесены профилактики нарушений прав ребенка в семье, создание условий для объединения...

Проект «Совершенствование правовой готовности педагогов к решению проблем взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...

Положение о проведении муниципального соревнования «Туристическая семья» среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа

Положение о проведении муниципального соревнования  «Туристическая семья»  среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа...