Диагностические методики
материал

Юлия Константиновна Ковальчук

Данный материал содержит диагностические методики по определению особенностей социального и эмоционального развития ребенка - дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc107.5 КБ
Microsoft Office document icon kriterii_agressivnosti_u_rebenka_2.doc42 КБ
Файл emotsionalnoe_vygoranie.docx15.19 КБ
Файл metodiki.docx26.31 КБ
Microsoft Office document icon testy_po_motivatsii.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации (А.Остроухова)

      Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов моет оцениваться от +3 до-3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации.  Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Уровень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих (П).

  1. Эмоциональное состояние ребенка

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая пассивность.

-2 плачет за компанию; плач приступообразный.

-3 сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

  1. Социальные контакты ребенка

+3 много друзей, охотно играет с детьми.        

+2 сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1  невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2  проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3  недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

  1. Сон ребенка

+3  сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2  сон спокойный.

+1  засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1  засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2  засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3  отсутствие сна, плач.

  1. Аппетит  ребенка

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но насыщенный.

-1  отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2  приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3  отвращение к еде, кормление мучительно.

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

До 5 дней – 1 неделя

+12…+8

А-1 и П-1

А-1 и П-2 высокий

Средняя

До 15 дней – 3 неделя

+7…0

А-1 и П-3

А-2 и П-2 средний

Усложненная

До 25 дней – 5 неделя

-1…-7

А-2 и П-4

А-3 и П-3 сложный

Дезадаптация

Более 5 недель

-8..-12

А-3 и П-4

А-4 и П-4 дезадаптация

Анкета для родителей (Л.В.Макшанцева)

  1. Ф.И.О. заполняющего анкету
  2. Ф.И. ребенка, возраст ребенка.
  3. Какое настроение чаще всего бывает у Вашего ребенка?
  • Бодрое, уравновешенное;
  • Неустойчивое, раздражительное;
  • Подавленное;
  1. Какой у Вашего ребенка аппетит?
  • Хороший;
  • Избирательный, неустойчивый;
  • Плохой;
  1. Как Ваш ребенок засыпает?
  • Быстрое засыпание;
  • неустойчивое;
  • медленное;
  1. Как он спит?
  • Продолжительность сна соответствует возрасту;
  • Неустойчивая продолжительность сна;
  • Не соответствует возрасту;
  1. Умеет ли он самостоятельно играть?
  • Умеет;
  • Не всегда;
  • Самостоятельно не играет;
  1. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?
  • Легко;
  • Избирательно;
  • Трудно;
  1. Как переносит разлуку с матерью?
  • Легко, быстро успокаивается;
  • Успокаивается через некоторое время;
  • Тяжело;
  1.  Нет ли у Вашего ребенка привычки сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать и другие вредные привычки? (укажите)
  2. Какие сложности Вы испытывает в воспитании ребенка?

Обработка результатов:

  1. Засыпание:

 - быстрое (до 10 минут), спокойное – 3 балла;

 - неустойчивое – 2 балла;

 - медленное, неспокойное – 1 балл.

  1. Сон:

 - спокойный, соответствующий возрасту – 3 балла;

 - неустойчивый – 2 балла;

 - неспокойный, не соответствующий возрасту – 1 балл.

  1. Аппетит:

 - хороший – 3 балла;

 - неустойчивый, избирательный – 2 балла;

 - плохой – 1 балл.

  1. Самостоятельность в игре:

 - умеет играть самостоятельно – 3 балла;

 - не всегда – 2 балла;

 - сам не играет – 1 балл.

  1. Контакты с другими взрослыми:

 - легко идет на контакт – 3 балла;

 - избирательно – 2 балла;

 - трудно – 1 балл.

  1. Разлука с матерью:

 - легко переносит разлуку, быстро успокаивается – 3 балла;

 - успокаивается через некоторое время – 2 балла;

 - тяжело успокаивается – 1 балл.

Высокий уровень – 2, 6 – 3  баллов

Средний уровень – 2,1 – 2,5 баллов

Низкий уровень – 1,6 - 2 баллов

Опросник «Признаки тревожности»

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

       Тревожный ребенок:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Оценка:

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя тревожность – 7-14 баллов.

Низка тревожность – 1-6 баллов.

Индивидуальный стиль социального развития ребенка

Ф.И  ребенка                                                           Возраст

Инструкция: обозначьте  то место на шкале, которое наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребенка. После заполнения отмеченные точки соединяются линиями. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.

Утверждение

+2

+1

0

-1

-2

Утверждение

Легко идет на контакт со взрослым

Избегает контактов со взрослыми

Откликается на просьбы взрослых

Не реагирует на просьбы взрослых

С удовольствием действует со взрослым сообща

Не любит действовать со взрослым сообща

Успешно действует под руководством взрослого

Не умеет действовать под руководством взрослого

Легко принимает помощь взрослого

Не принимает помощи взрослого

Часто взаимодействует со сверстниками

Избегает взаимодействия со сверстниками

Успешно участвует в коллективной игре

Не участвует в коллективной игре

Проявляет качества лидера

Предпочитает подчиняться другим

Хорошо чувствует себя в большой группе детей

Не любит большие группы детей

Спокойно наблюдает за действиями других детей

Мешает действиям других детей

Умеет занимать других детей

Не умеет занимать других детей

Успешно участвует в   играх, предложенных другими

Не участвует в играх, предложенных другими

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками

Хорошо действует самостоятельно

Не может действовать самостоятельно

Может занять себя сам

Не может занять себя сам

Умеет контролировать свое поведение

Не умеет контролировать свое поведение

Умеет жертвовать своими интересами ради других

Ориентирован на свои интересы

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

Часто причиняет вред книгам, игрушкам, растениям, животным

Хорошо знает и выполняет распорядок дня

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

Признает правила, предложенные взрослыми

Не признает правила, предложенные взрослыми

Признает правила, предложенные другими

Не признает правила, предложенные другими детьми

Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада (по Е.Г.Юдиной).

Цель: определение особенностей социального развития ребенка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности.

Шкала оценки:

5 – часто

4 – как правило

3 – иногда

2 – редко

1- никогда

Показатели социализации

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

 Р-Р

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Р-В

Р-С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Контролирует свое поведение

Конфликтует

Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам другого

Соблюдает очередь

Условные обозначения:

(Р – Р – взаимодействие «ребенок-родитель», Р-В- взаимодействие «ребенок – воспитатель», Р-С- взаимодействие «ребенок – сверстник»).

Критерии оценки:

Высокий уровень – 4,1 – 5 баллов

Средний уровень – 2,6 – 4 балла

Низкий уровень – 1 – 2,5 балла

Качественные показатели

Критерий  -

Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Критерий - Социальное благополучие воспитанников

Критерий -     эмоциональное

благополучие воспитанников        

3 -  Поведение нормализуется в течение 10-15 дней; настроение уравновешенное; быстрое засыпание и спокойный сон; хороший аппетит; инициативность в игре и контактах; самостоятельность в игре; навыки самообслуживания соответствуют возрасту; проявление интереса к окружающему.

3 - Желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах; успешное выполнение и лидерских и пассивных ролей; признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослым или детьми.

3 – заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру; умение занять себя; владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния; отсутствие страхов; преобладание положительных эмоций.

2 – Сдвиги нормализуются в течение первого месяца; неустойчивое настроение; неустойчивый сон и аппетит; инициативен и самостоятелен не всегда; контакты избирательны; тревожность.

2 – недостаточная инициативность в общении; предпочтение пассивных ролей; неумение самостоятельно улаживать конфликты.

2 – ситуативная регуляция аффективных проявлений; принятие помощи и возможности ее оказания; представлении о других положительны и не препятствуют общению; ситуативное проявление эмоциональной несдержанности.

1 – длительность адаптации от 2 до 6 месяцев; подавленное настроение; неспокойный сон; плохой аппетит; самостоятельно не играет и в контакт не вступает; навыки самообслуживания не соответствуют возрасту; длительный плач.

1 – нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и детьми; отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия; ориентация на собственные действия; непризнание норм общения.

1 – отсутствие самоконтроля в действиях, поведении, эмоциональных проявлениях; конфликтность, агрессивность в общении; отсутствие понятий «хорошо – плохо» или нежелание им следовать при сформированности.

Выбор шкалы измерения и методики оценивания

Критерий  №1

Критерий  №2

Критерий №3

Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

Социальное благополучие воспитанников

Эмоциональное благополучие воспитанников

 -Методика «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации»

 - Анкета для родителей Л.В.Макшанцева

 - Карта наблюдений за ходом адаптации.

 - Карта «Индивидуальный стиль социального развития ребенка»

 - Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада (по Е.Г.Юдиной).

 - Методика «Секрет»

Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина

 - Опросник «Признаки тревожности» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)



Предварительный просмотр:

Критерии агрессивности у ребенка

(анкета для родителей)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспросить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 бал.

Высокая агрессивность – 15–20 баллов.

Средняя агрессивность – 7–14 баллов.

Низкая агрессивность – 1–6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.



Предварительный просмотр:

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Почти никогда

Редко

Часто        

Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

10. Мне трудно взаимодействовать со своим напарником

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Почти никогда

Редко

Часто        

Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

10. Мне трудно взаимодействовать со своим напарником



Предварительный просмотр:

Мониторинг духовно – нравственного развития старших дошкольников как результат социально – личностного развития дошкольников

Первый этап (нормативно – установочный) включает анализ и оценку современного состояния проблемы и ее теоретико – методологическое осмысление; разрабатываются механизмы мониторинга; определяются диагностический инструментарий.

Второй этап (технологический) предполагает уточнение критериев и показателей развития ЗУН; проводится непосредственно диагностика (обучающиеся, родители, педагоги); отрабатывается механизм мониторинга.

Третий этап (обобщающий, заключительный) включает анализ и обработку полученных результатов, формулирование выводов. При этом отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, а также оценка этого соответствие желаемой и реализованной ситуации.

Инструментарий

Индивидуальная беседа (автор Е.З.Басина)

Цель: исследование когнитивного компонента (осознанности и критичности) самооценки.

Процедура проведения.

Детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Представь себе человека, который тебе так нравится, что ты бы хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты хотел быть?
  2. Представь себе человека, который тебе не так нравится, и ты бы не хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты не хотел быть?
  3. Какой ты сам?

Анализ ответов на 1-й и 2-й вопросы позволяют выделить три уровня осознанности и критичности суждений о себе:

Первый уровень – дети называют свои положительные и отрицательные черты характера.

Второй уровень – дети апеллируют к конкретным людям (родителям, близким родственникам, ровесникам, сказочным персонажам), которые обладают положительными и отрицательными качествами;

Третий уровень – дети затрудняются дать ответы на предложенные вопросы.

Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина)

Цель. Изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, внимание к людям – равнодушие и т.д.); определять умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать им элементарную нравственную оценку.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

(Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: оценка уровня адекватности самооценки.

Материал: нарисованная лесенка, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три ступеньки вниз. Фигурка человечка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие, ниже – просто хорошие, затем похуже, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети.

Ребенку предлагается фигурка человека: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку.

Адекватной считается самооценка, если ребенок ставит сея на средние и ближе к высоким ступеньки. Неадекватный уровень самооценки имеют дети, которые ставят себя на самые верхние и самые нижние ступеньки. Если ребенок ставит себя на центральную площадку, это говорит о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять.

Оценка результатов:

Неадекватно завышенная самооценка: ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого.

Адекватная самооценка: обдумав задание, ставит себя на средние ступеньки, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже.

Заниженная самооценка: ставит себя на нижнюю ступеньку, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого.

Высокий уровень – испытуемые при оценки самих себя называют не только свои достоинства, но и недостатки;

Средний уровень – дошкольники конкретизируют свои оценки;

Низкий уровень – ребенок ограничивается обобщенной, не конкретизированной самохарактеристикой.

Модификация методики Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»

Выделите среди детей группы:

Фамилии, имена детей

1.Самых общительных со взрослыми: самых необщительных замкнутых детей.

 

2.Самых общительных с детьми, самых нерешительных, замкнутых

 

3.Вожаков, организаторов в группе, выполняющих, в основном, ведущие роли в играх: не проявляющих организаторских способностей детей, склонных к подчинению:

 

4.Самых доброжелательных, спокойных детей, самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся.

 

5.Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитателя), неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

 

6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого.

 

7.Самых честных, правдолюбивых детей, детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно детей, которые могут сказать неправду, не отличаются честностью

 

8.Самых вежливых детей, невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова»

 

9.Самых послушных, покладистых детей, непослушных, упрямых детей

 

10.Самых самостоятельных детей, несамостоятельных, часто обращающихся за помощью.

 

11.Настойчивых, организованных детей, детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

 

12. Уверенных в себе детей, неуверенных, робких детей.

 

13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих трудовые поручения взрослых, ленивых детей, которые не любят трудиться.

 

14.Самых веселых, жизнерадостных детей, детей грустных, угрюмых, плаксивых.

 

Анализируя результаты таблицы, педагог может опираться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания

Цель: изучение представлений детей о нравственных качествах.

Проведение исследования:

Ребенку задают вопросы:

 - Кого можно назвать щедрым? (жадным?) Почему?

- Кого можно назвать смелым (трусливым?) Почему?

 - Кого можно назвать добрым? (злым?) Почему?

Обработка данных:

Определяется, на что ссылается ребенок:

 - на обобщенное представление о качестве;

 - на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации;

 - на литературных и сказочных персонажей;

 - на самого себя;

 - на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

 - на конкретное действие;

 - на оценку качества;

 - на недифференцированное представление о качестве.

Необходимо проанализировать ошибки в представлениях детей о нравственных качествах:

 - объяснение одного качества через другое;

- называние действий, не связанный с данным качеством;

 - неправильная нравственная оценка качества.

Результаты обследования детей соотносят с содержание представлений о нравственно – волевых качествах, характерных для определения возрастной категории:

5 - 6 лет: Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, заботливости на конкретных примерах.

6 - 7 лет: Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, трусость, леность.

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Цель: изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

Подготовка исследования.  Исследование проводится индивидуально. Для проведения ЦТО нужен лит белой бумаги и 8 карточек разных цветов (синяя, зеленая, красная, фиолетовая, коричневая, черная, серая).

Проведение исследования.

Перед ребенком на белой бумаге раскладываются восемь цветных карточек в произвольном порядке. «Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, где кто будет жить. В каком окошке будут жить добрые люди? В каком ленивые?

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные нравственные качества. При этом цвета могут повторяться. В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого качества и комментарии ребенка.



Предварительный просмотр:

Тест – опросник

 на определение сформированности «внутренней позиции школьника»

Тестирование проводится индивидуально. Педагог задает ребенку вопросы и просит его дать ответы (ответы лучше записать).

  1. Ты хочешь в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Какие у тебя любимые книги?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  9. Тебя нравятся школьные принадлежности?
  10. Если тебе дома позволят пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, это тебя устроит? Почему?
  11. Если мы будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
  12. Что в игре в школу  у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка теста:

Учитываются ответы на вопросы №1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной  «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:

№1 – Хочу идти в школу.

№2 – Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

№3 – Те занятия, на которых учили  (буквы, цифры, решали задачи и т.д.)

№4 –  Люблю, когда мне читают книги.

№5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.

№10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№11 – Хочу быть учеником.

№12 – Пусть длиннее будет урок.

Тест

«Веселый – грустный»

Цель – оценка эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе

На рисунке изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

  1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
  2. Ученик у доски, отвечает урок; рядом стоит учительница.
  3. Дети в классе во время урока.
  4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
  5. Ребенок дома, готовит  уроки.
  6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.

На всех картинках нет лиц, вместо них кружочки.

Педагог показывает ребенку картинку и предлагает описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае задайте ему дополнительные вопросы «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т.п.

Обработка теста

Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы такого содержания:

  • У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
  • Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает что говорить, поэтому у него грустное лицо;
  • У этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
  • Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
  • Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать, поэтому он грустный;
  • Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезный, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.

Тест для родителей

«Познавательная потребность»

     Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для Вашего ребенка.

№п.п.

Вопрос

Ответ

Баллы

1.

Как часто Ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа?

Часто

5

Иногда

3

Очень редко

1

2.

Что предпочтет Ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность?

Хочет сам найти ответ

5

Когда как

3

Получить ответ от взрослых

1

3.

Любит ли ребенок читать (слушать, когда ему читают)?

Постоянно

5

Иногда

3

Не любит

1

4.

Насколько интересны для ребенка умственные задания (логические игры, настольно-печатные игры и т.д.)

Очень интересны

5

Когда как

3

Не интересны

1

5.

Часто ли задает вопросы?

Часто

5

Иногда

3

Очень редко

1

 Посчитайте количество баллов по всем вопросам, и вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?».

17-25 баллов – потребность выражена сильно;

12-16 баллов – умеренно;

12 баллов – слабо.

Тест

«Кому что подходит?»

Цель – оценка эмоционального отношения к школе.

Педагог предлагает ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому больше подходит каждое – школьнику или ребенку, который ходит в детский сад?». (как вариант – ребенок раскладывает заранее подготовленные карточки со словами – одну в портфель, другую в коробочку с игрушками).

Пары слов с прилагательными – антонимами:

  • Большой – маленький
  • Взрослый – детский
  • Веселый – грустный
  • Быстрый – медленный
  • Сильный – слабый
  • Бодрый – усталый
  • Смелый – трусливый
  • Добрый – злой
  • Активный – пассивный.

Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребенок относит к школьной жизни.

Тест «Представь себе…»

Цель – оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе.

Педагог предлагает ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История первая

Представь себе, что тебе скажут: «ты еще очень маленький и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдешь потом». Что ты ответишь?

История вторая

Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

История третья

Представь себе, что есть две школы.  В одно  дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую школу бы ты выбрал?

История четвертая

Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать. Нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе – полная свобода: каждый делает, что он хочет – можно разговаривать на уроке, не выполнять задания, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу бы ты выбрал?

История пятая

Представь себе, что не ты будешь ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Согласишься ли ты так учиться?

История шестая

Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается, учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятерки подарить тебе за хорошую учебу шоколадку. Что ты выберешь – шоколадку или пятерку?

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут ответы:

  • Отказ от предложения еще один год посещать детский сад или побыть дома;
  • Направленность на учебную деятельность;
  • Отказ от школы, в которой дети развлекаются;
  • Предпочтения школы с определенными правилами;
  • Ориентация на обучение в группе, в классе;
  • Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

Тест «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгер)

Цель – определение внутренней позиции школьника.

Инструкция.

Послушай меня внимательно. Я тебе буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант тебе больше нравится.

Проведение теста.

Детям читают вслух вопросы, время за ответ не ограничивается. Ответ и дополнительные замечания детей фиксируются

Стимульный материал. 

Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения.

  1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения,  а другая с уроками пения, рисования и физкультуры,  - в какой из них ты хотел бы учиться?
  2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты хотел бы учиться?
  3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты хотел бы учиться?
  4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты хотел бы учиться?
  5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты хотел бы учиться?
  6. Если бы в вашем классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам  и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и более.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (методика М.И.Гинзбург)

Педагог читает детям рассказ и сопровождает его картинками.

  1. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал : «Я хожу в школу потому, что мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
  2. Второй мальчик (девочка) сказал «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы не было школы, я все равно бы учился».
  3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
  4. Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
  5. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
  6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

После прочтения рассказа задаются вопросы:

 - А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? – выбор 1.

 - С кем из них ты хотел бы играть вместе? Почему? – выбор 2.

 - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – выбор 3.

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задается контрольный вопрос: «А что сказал этот мальчик?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка данных исследования.

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

Выборы

1 выбор

2 выбор

3 выбор

Контрольный выбор

 внешний мотив – 0 баллов;             позиционный мотив – 3 балла;

 учебный мотив – 5 баллов;              социальный мотив – 4 балла;

 игровой мотив – 1 балл;                   отметка – 2 балла;

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора. Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно - потребностной сфере ребенка

       Ребенка приглашают в комнату, где на столах выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

     Дети с выраженным познавательным интересом предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду   Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...