Диагностические методики
материал
Данный материал содержит диагностические методики по определению особенностей социального и эмоционального развития ребенка - дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
![]() | 42 КБ |
![]() | 15.19 КБ |
![]() | 26.31 КБ |
![]() | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации (А.Остроухова)
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов моет оцениваться от +3 до-3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Уровень адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих (П).
- Эмоциональное состояние ребенка
+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 иногда задумчив, замкнут.
-1 легкая пассивность.
-2 плачет за компанию; плач приступообразный.
-3 сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
- Социальные контакты ребенка
+3 много друзей, охотно играет с детьми.
+2 сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1 невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
- Сон ребенка
+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 сон спокойный.
+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 отсутствие сна, плач.
- Аппетит ребенка
+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1 аппетит выборочный, но насыщенный.
-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
-3 отвращение к еде, кормление мучительно.
Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
Легкая | До 5 дней – 1 неделя | +12…+8 | А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий |
Средняя | До 15 дней – 3 неделя | +7…0 | А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний |
Усложненная | До 25 дней – 5 неделя | -1…-7 | А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный |
Дезадаптация | Более 5 недель | -8..-12 | А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация |
Анкета для родителей (Л.В.Макшанцева)
- Ф.И.О. заполняющего анкету
- Ф.И. ребенка, возраст ребенка.
- Какое настроение чаще всего бывает у Вашего ребенка?
- Бодрое, уравновешенное;
- Неустойчивое, раздражительное;
- Подавленное;
- Какой у Вашего ребенка аппетит?
- Хороший;
- Избирательный, неустойчивый;
- Плохой;
- Как Ваш ребенок засыпает?
- Быстрое засыпание;
- неустойчивое;
- медленное;
- Как он спит?
- Продолжительность сна соответствует возрасту;
- Неустойчивая продолжительность сна;
- Не соответствует возрасту;
- Умеет ли он самостоятельно играть?
- Умеет;
- Не всегда;
- Самостоятельно не играет;
- Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?
- Легко;
- Избирательно;
- Трудно;
- Как переносит разлуку с матерью?
- Легко, быстро успокаивается;
- Успокаивается через некоторое время;
- Тяжело;
- Нет ли у Вашего ребенка привычки сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать и другие вредные привычки? (укажите)
- Какие сложности Вы испытывает в воспитании ребенка?
Обработка результатов:
- Засыпание:
- быстрое (до 10 минут), спокойное – 3 балла;
- неустойчивое – 2 балла;
- медленное, неспокойное – 1 балл.
- Сон:
- спокойный, соответствующий возрасту – 3 балла;
- неустойчивый – 2 балла;
- неспокойный, не соответствующий возрасту – 1 балл.
- Аппетит:
- хороший – 3 балла;
- неустойчивый, избирательный – 2 балла;
- плохой – 1 балл.
- Самостоятельность в игре:
- умеет играть самостоятельно – 3 балла;
- не всегда – 2 балла;
- сам не играет – 1 балл.
- Контакты с другими взрослыми:
- легко идет на контакт – 3 балла;
- избирательно – 2 балла;
- трудно – 1 балл.
- Разлука с матерью:
- легко переносит разлуку, быстро успокаивается – 3 балла;
- успокаивается через некоторое время – 2 балла;
- тяжело успокаивается – 1 балл.
Высокий уровень – 2, 6 – 3 баллов
Средний уровень – 2,1 – 2,5 баллов
Низкий уровень – 1,6 - 2 баллов
Опросник «Признаки тревожности»
(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)
Тревожный ребенок:
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Оценка:
Высокая тревожность – 15-20 баллов.
Средняя тревожность – 7-14 баллов.
Низка тревожность – 1-6 баллов.
Индивидуальный стиль социального развития ребенка
Ф.И ребенка Возраст
Инструкция: обозначьте то место на шкале, которое наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребенка. После заполнения отмеченные точки соединяются линиями. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.
Утверждение | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | Утверждение |
Легко идет на контакт со взрослым | Избегает контактов со взрослыми | |||||
Откликается на просьбы взрослых | Не реагирует на просьбы взрослых | |||||
С удовольствием действует со взрослым сообща | Не любит действовать со взрослым сообща | |||||
Успешно действует под руководством взрослого | Не умеет действовать под руководством взрослого | |||||
Легко принимает помощь взрослого | Не принимает помощи взрослого | |||||
Часто взаимодействует со сверстниками | Избегает взаимодействия со сверстниками | |||||
Успешно участвует в коллективной игре | Не участвует в коллективной игре | |||||
Проявляет качества лидера | Предпочитает подчиняться другим | |||||
Хорошо чувствует себя в большой группе детей | Не любит большие группы детей | |||||
Спокойно наблюдает за действиями других детей | Мешает действиям других детей | |||||
Умеет занимать других детей | Не умеет занимать других детей | |||||
Успешно участвует в играх, предложенных другими | Не участвует в играх, предложенных другими | |||||
Успешно разрешает конфликты со сверстниками | Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками | |||||
Хорошо действует самостоятельно | Не может действовать самостоятельно | |||||
Может занять себя сам | Не может занять себя сам | |||||
Умеет контролировать свое поведение | Не умеет контролировать свое поведение | |||||
Умеет жертвовать своими интересами ради других | Ориентирован на свои интересы | |||||
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам | Часто причиняет вред книгам, игрушкам, растениям, животным | |||||
Хорошо знает и выполняет распорядок дня | Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду | |||||
Признает правила, предложенные взрослыми | Не признает правила, предложенные взрослыми | |||||
Признает правила, предложенные другими | Не признает правила, предложенные другими детьми |
Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада (по Е.Г.Юдиной).
Цель: определение особенностей социального развития ребенка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности.
Шкала оценки:
5 – часто
4 – как правило
3 – иногда
2 – редко
1- никогда
Показатели социализации | Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | ||||
Р-Р | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | Р-В | Р-С | |
Идет на контакт | |||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||
Действует сообща | |||||||
Принимает помощь | |||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||
Действует под руководством | |||||||
Действует самостоятельно | |||||||
Проявляет инициативу | |||||||
Контролирует свое поведение | |||||||
Конфликтует | |||||||
Улаживает разногласия | |||||||
Признает правила | |||||||
Сочувствует | |||||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||||
Соблюдает очередь |
Условные обозначения:
(Р – Р – взаимодействие «ребенок-родитель», Р-В- взаимодействие «ребенок – воспитатель», Р-С- взаимодействие «ребенок – сверстник»).
Критерии оценки:
Высокий уровень – 4,1 – 5 баллов
Средний уровень – 2,6 – 4 балла
Низкий уровень – 1 – 2,5 балла
Качественные показатели
Критерий - Адаптация ребенка к условиям ДОУ. | Критерий - Социальное благополучие воспитанников | Критерий - эмоциональное благополучие воспитанников |
3 - Поведение нормализуется в течение 10-15 дней; настроение уравновешенное; быстрое засыпание и спокойный сон; хороший аппетит; инициативность в игре и контактах; самостоятельность в игре; навыки самообслуживания соответствуют возрасту; проявление интереса к окружающему. | 3 - Желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах; успешное выполнение и лидерских и пассивных ролей; признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослым или детьми. | 3 – заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру; умение занять себя; владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния; отсутствие страхов; преобладание положительных эмоций. |
2 – Сдвиги нормализуются в течение первого месяца; неустойчивое настроение; неустойчивый сон и аппетит; инициативен и самостоятелен не всегда; контакты избирательны; тревожность. | 2 – недостаточная инициативность в общении; предпочтение пассивных ролей; неумение самостоятельно улаживать конфликты. | 2 – ситуативная регуляция аффективных проявлений; принятие помощи и возможности ее оказания; представлении о других положительны и не препятствуют общению; ситуативное проявление эмоциональной несдержанности. |
1 – длительность адаптации от 2 до 6 месяцев; подавленное настроение; неспокойный сон; плохой аппетит; самостоятельно не играет и в контакт не вступает; навыки самообслуживания не соответствуют возрасту; длительный плач. | 1 – нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и детьми; отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия; ориентация на собственные действия; непризнание норм общения. | 1 – отсутствие самоконтроля в действиях, поведении, эмоциональных проявлениях; конфликтность, агрессивность в общении; отсутствие понятий «хорошо – плохо» или нежелание им следовать при сформированности. |
Выбор шкалы измерения и методики оценивания
Критерий №1 | Критерий №2 | Критерий №3 |
Адаптация ребенка к условиям ДОУ. | Социальное благополучие воспитанников | Эмоциональное благополучие воспитанников |
-Методика «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации» - Анкета для родителей Л.В.Макшанцева - Карта наблюдений за ходом адаптации. | - Карта «Индивидуальный стиль социального развития ребенка» - Обобщенная схема наблюдений и оценки социального развития ребенка в группе детского сада (по Е.Г.Юдиной). | - Методика «Секрет» Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина - Опросник «Признаки тревожности» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) |
Предварительный просмотр:
Критерии агрессивности у ребенка
(анкета для родителей)
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспросить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 бал.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Предварительный просмотр:
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя
Почти никогда | Редко | Часто | Почти всегда | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки | ||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | ||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | ||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | ||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей | ||||
10. Мне трудно взаимодействовать со своим напарником |
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя
Почти никогда | Редко | Часто | Почти всегда | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки | ||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | ||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | ||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | ||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей | ||||
10. Мне трудно взаимодействовать со своим напарником |
Предварительный просмотр:
Мониторинг духовно – нравственного развития старших дошкольников как результат социально – личностного развития дошкольников
Первый этап (нормативно – установочный) включает анализ и оценку современного состояния проблемы и ее теоретико – методологическое осмысление; разрабатываются механизмы мониторинга; определяются диагностический инструментарий.
Второй этап (технологический) предполагает уточнение критериев и показателей развития ЗУН; проводится непосредственно диагностика (обучающиеся, родители, педагоги); отрабатывается механизм мониторинга.
Третий этап (обобщающий, заключительный) включает анализ и обработку полученных результатов, формулирование выводов. При этом отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, а также оценка этого соответствие желаемой и реализованной ситуации.
Инструментарий
Индивидуальная беседа (автор Е.З.Басина)
Цель: исследование когнитивного компонента (осознанности и критичности) самооценки.
Процедура проведения.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Представь себе человека, который тебе так нравится, что ты бы хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты хотел быть?
- Представь себе человека, который тебе не так нравится, и ты бы не хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты не хотел быть?
- Какой ты сам?
Анализ ответов на 1-й и 2-й вопросы позволяют выделить три уровня осознанности и критичности суждений о себе:
Первый уровень – дети называют свои положительные и отрицательные черты характера.
Второй уровень – дети апеллируют к конкретным людям (родителям, близким родственникам, ровесникам, сказочным персонажам), которые обладают положительными и отрицательными качествами;
Третий уровень – дети затрудняются дать ответы на предложенные вопросы.
Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина)
Цель. Изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, внимание к людям – равнодушие и т.д.); определять умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать им элементарную нравственную оценку.
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...
Обработка результатов.
1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика - «Сюжетные картинки»
(Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина)
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.
Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».
Обработка результатов:
1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)
Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.
Проведение. Ребенку предлагают:
1) самостоятельно закрасить рисунок;
2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;
3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.
Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.
Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)
Цель: оценка уровня адекватности самооценки.
Материал: нарисованная лесенка, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три ступеньки вниз. Фигурка человечка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие, ниже – просто хорошие, затем похуже, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети.
Ребенку предлагается фигурка человека: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку.
Адекватной считается самооценка, если ребенок ставит сея на средние и ближе к высоким ступеньки. Неадекватный уровень самооценки имеют дети, которые ставят себя на самые верхние и самые нижние ступеньки. Если ребенок ставит себя на центральную площадку, это говорит о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять.
Оценка результатов:
Неадекватно завышенная самооценка: ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого.
Адекватная самооценка: обдумав задание, ставит себя на средние ступеньки, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже.
Заниженная самооценка: ставит себя на нижнюю ступеньку, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого.
Высокий уровень – испытуемые при оценки самих себя называют не только свои достоинства, но и недостатки;
Средний уровень – дошкольники конкретизируют свои оценки;
Низкий уровень – ребенок ограничивается обобщенной, не конкретизированной самохарактеристикой.
Модификация методики Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»
Выделите среди детей группы: | Фамилии, имена детей |
1.Самых общительных со взрослыми: самых необщительных замкнутых детей. |
|
2.Самых общительных с детьми, самых нерешительных, замкнутых |
|
3.Вожаков, организаторов в группе, выполняющих, в основном, ведущие роли в играх: не проявляющих организаторских способностей детей, склонных к подчинению: |
|
4.Самых доброжелательных, спокойных детей, самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся. |
|
5.Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитателя), неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими |
|
6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого. |
|
7.Самых честных, правдолюбивых детей, детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно детей, которые могут сказать неправду, не отличаются честностью |
|
8.Самых вежливых детей, невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова» |
|
9.Самых послушных, покладистых детей, непослушных, упрямых детей |
|
10.Самых самостоятельных детей, несамостоятельных, часто обращающихся за помощью. |
|
11.Настойчивых, организованных детей, детей, не умеющих довести ни одного дела до конца |
|
12. Уверенных в себе детей, неуверенных, робких детей. |
|
13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих трудовые поручения взрослых, ленивых детей, которые не любят трудиться. |
|
14.Самых веселых, жизнерадостных детей, детей грустных, угрюмых, плаксивых. |
|
Анализируя результаты таблицы, педагог может опираться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей?
Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.
Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.
Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.
Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания
Цель: изучение представлений детей о нравственных качествах.
Проведение исследования:
Ребенку задают вопросы:
- Кого можно назвать щедрым? (жадным?) Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым?) Почему?
- Кого можно назвать добрым? (злым?) Почему?
Обработка данных:
Определяется, на что ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве;
- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации;
- на литературных и сказочных персонажей;
- на самого себя;
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
- на конкретное действие;
- на оценку качества;
- на недифференцированное представление о качестве.
Необходимо проанализировать ошибки в представлениях детей о нравственных качествах:
- объяснение одного качества через другое;
- называние действий, не связанный с данным качеством;
- неправильная нравственная оценка качества.
Результаты обследования детей соотносят с содержание представлений о нравственно – волевых качествах, характерных для определения возрастной категории:
5 - 6 лет: Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, заботливости на конкретных примерах.
6 - 7 лет: Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, трусость, леность.
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)
Цель: изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.
Подготовка исследования. Исследование проводится индивидуально. Для проведения ЦТО нужен лит белой бумаги и 8 карточек разных цветов (синяя, зеленая, красная, фиолетовая, коричневая, черная, серая).
Проведение исследования.
Перед ребенком на белой бумаге раскладываются восемь цветных карточек в произвольном порядке. «Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, где кто будет жить. В каком окошке будут жить добрые люди? В каком ленивые?
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные нравственные качества. При этом цвета могут повторяться. В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого качества и комментарии ребенка.
Предварительный просмотр:
Тест – опросник
на определение сформированности «внутренней позиции школьника»
Тестирование проводится индивидуально. Педагог задает ребенку вопросы и просит его дать ответы (ответы лучше записать).
- Ты хочешь в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Какие у тебя любимые книги?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
- Тебя нравятся школьные принадлежности?
- Если тебе дома позволят пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, это тебя устроит? Почему?
- Если мы будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
- Что в игре в школу у нас будет длиннее – урок или перемена?
Обработка теста:
Учитываются ответы на вопросы №1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:
№1 – Хочу идти в школу.
№2 – Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).
№3 – Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, решали задачи и т.д.)
№4 – Люблю, когда мне читают книги.
№5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.
№10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№11 – Хочу быть учеником.
№12 – Пусть длиннее будет урок.
Тест
«Веселый – грустный»
Цель – оценка эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
На рисунке изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
- Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
- Ученик у доски, отвечает урок; рядом стоит учительница.
- Дети в классе во время урока.
- Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
- Ребенок дома, готовит уроки.
- Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
На всех картинках нет лиц, вместо них кружочки.
Педагог показывает ребенку картинку и предлагает описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае задайте ему дополнительные вопросы «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т.п.
Обработка теста
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы такого содержания:
- У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
- Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает что говорить, поэтому у него грустное лицо;
- У этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
- Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
- Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать, поэтому он грустный;
- Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезный, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Тест для родителей
«Познавательная потребность»
Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для Вашего ребенка.
№п.п. | Вопрос | Ответ | Баллы |
1. | Как часто Ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа? | Часто | 5 |
Иногда | 3 | ||
Очень редко | 1 | ||
2. | Что предпочтет Ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность? | Хочет сам найти ответ | 5 |
Когда как | 3 | ||
Получить ответ от взрослых | 1 | ||
3. | Любит ли ребенок читать (слушать, когда ему читают)? | Постоянно | 5 |
Иногда | 3 | ||
Не любит | 1 | ||
4. | Насколько интересны для ребенка умственные задания (логические игры, настольно-печатные игры и т.д.) | Очень интересны | 5 |
Когда как | 3 | ||
Не интересны | 1 | ||
5. | Часто ли задает вопросы? | Часто | 5 |
Иногда | 3 | ||
Очень редко | 1 |
Посчитайте количество баллов по всем вопросам, и вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?».
17-25 баллов – потребность выражена сильно;
12-16 баллов – умеренно;
12 баллов – слабо.
Тест
«Кому что подходит?»
Цель – оценка эмоционального отношения к школе.
Педагог предлагает ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому больше подходит каждое – школьнику или ребенку, который ходит в детский сад?». (как вариант – ребенок раскладывает заранее подготовленные карточки со словами – одну в портфель, другую в коробочку с игрушками).
Пары слов с прилагательными – антонимами:
- Большой – маленький
- Взрослый – детский
- Веселый – грустный
- Быстрый – медленный
- Сильный – слабый
- Бодрый – усталый
- Смелый – трусливый
- Добрый – злой
- Активный – пассивный.
Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребенок относит к школьной жизни.
Тест «Представь себе…»
Цель – оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе.
Педагог предлагает ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История первая
Представь себе, что тебе скажут: «ты еще очень маленький и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдешь потом». Что ты ответишь?
История вторая
Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья
Представь себе, что есть две школы. В одно дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую школу бы ты выбрал?
История четвертая
Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать. Нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе – полная свобода: каждый делает, что он хочет – можно разговаривать на уроке, не выполнять задания, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу бы ты выбрал?
История пятая
Представь себе, что не ты будешь ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Согласишься ли ты так учиться?
История шестая
Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается, учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятерки подарить тебе за хорошую учебу шоколадку. Что ты выберешь – шоколадку или пятерку?
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут ответы:
- Отказ от предложения еще один год посещать детский сад или побыть дома;
- Направленность на учебную деятельность;
- Отказ от школы, в которой дети развлекаются;
- Предпочтения школы с определенными правилами;
- Ориентация на обучение в группе, в классе;
- Выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.
Тест «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгер)
Цель – определение внутренней позиции школьника.
Инструкция.
Послушай меня внимательно. Я тебе буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант тебе больше нравится.
Проведение теста.
Детям читают вслух вопросы, время за ответ не ограничивается. Ответ и дополнительные замечания детей фиксируются
Стимульный материал.
Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения.
- Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, а другая с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы в вашем классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
- Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и более.
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (методика М.И.Гинзбург)
Педагог читает детям рассказ и сопровождает его картинками.
- Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал : «Я хожу в школу потому, что мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
- Второй мальчик (девочка) сказал «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы не было школы, я все равно бы учился».
- Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
- Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
- Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
- Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».
После прочтения рассказа задаются вопросы:
- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? – выбор 1.
- С кем из них ты хотел бы играть вместе? Почему? – выбор 2.
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – выбор 3.
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задается контрольный вопрос: «А что сказал этот мальчик?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка данных исследования.
Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.
Мотивы, № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выборы | ||||||
1 выбор | ||||||
2 выбор | ||||||
3 выбор | ||||||
Контрольный выбор |
внешний мотив – 0 баллов; позиционный мотив – 3 балла;
учебный мотив – 5 баллов; социальный мотив – 4 балла;
игровой мотив – 1 балл; отметка – 2 балла;
Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора. Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно - потребностной сфере ребенка
Ребенка приглашают в комнату, где на столах выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?
Дети с выраженным познавательным интересом предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...
Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе
Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...
Диагностическая методика
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями
Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...