Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности для детей 3-5 лет
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Барышникова Галина Федоровна

В Программе представлена вся информация о  кружке "Мукосолька":информационная карта Программы, цель и задачи Программы, целесообразность, актуальность, учебный план, перспективный план, а также информационные источники, используемые при разработки Программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Аленушка»

«Принято»                                                                                                     «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                                          Заведующий МБДОУ                                                                                                                                                         Протокол №1                                                                                                    детским садом №1                                                                                                                                                                                  

от 28.08.2018 г.                                                                                                        «Аленушка»                              

                                                                                                                _______ И.Н.  Колмакова    

 Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

кружка «Мукосолька»

художественно-прикладной направленности

для детей 3-5 лет

срок реализации программы – 1 год

Составитель:

воспитатель Барышникова

Галина Федоровна

г. Жердевка, 2018 г.

Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Аленушка»

2. Полное название    программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности

3. Ф.И.О., должность составителя

Барышникова Галина Федоровна, воспитатель

4. Сведения о программе, нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности  по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №1008.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) ( разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «»Открытое образование», 2015 г.)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиолоческие требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 Область применения

Дополнительное образование

 Направленность

Художественно-прикладная

Уровень программы

Базовый

 Вид программы

Общеразвивающая

Возраст обучающихся

3-5 лет

Продолжительность обучения

1 год

“Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит,что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”.
Л.С. Выготский.

Актуальность

Работа с тестом, мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет детям вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.

Новизна

Новизна данной программы состоит в том, что программа включает занятия по художественной лепке с использованием нетрадиционных способов,

которые направлены на развитие у детей творчества, определяющееся как

продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое,

оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя

средства для его воплощения. Опираясь на интегрированный подход,

программа содействует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в

атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместным

творчеством взрослого и ребенка, через художественно-прикладную

деятельности. Использование нетрадиционных техник дает возможность

применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает

навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

– помочь детям усвоить знания, умения и навыки в выбранной сфере

деятельности, развивать у них потребность в творческой деятельности, дать

возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир

искусства, приобщать их к культурно-историческим ценностям.

Адресат программы

 Программа адресована детям 3-5 лет.

Условия набора в кружок

В кружок принимаются по желанию все дети независимо от уровня

художественных способностей и подготовленности. Результаты обязательной

входной диагностики не влияют на зачисление в кружок, но важны для

выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории

развития ребенка.

Количество обучающихся

Группа формируется из 12 детей

Срок и объем освоения программы

Программа предусматривает только очное обучение, реализуется 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия 20 минут.

Количество учебных часов  – 32.

Календарный учебный график

Начало занятий группы  – с 14 сентября, окончание занятий – 17 мая.

Особенности образовательного процесса

     Первые занятия кружка посвящены  развитию элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом, дети приобретают начальные умения.

На протяжении всего периода обучения с детьми проводятсятеоретические и практические  занятия по темам программы.

Цель

     Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

2. Дать теоретические знания работы с солёным тестом, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Воспитывающие

1.Формировать у детей аккуратность и ответственность в работе.

2. Формировать умение работать в групповых формах обучения.

3.Воспитывать эстетическое восприятие, положительное отношение к работе  с тестом.

4.Формировать культуру личности ребенка во всех проявлениях.

Развивающие

1.Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов.

5.Обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей.

Принципы построения работы

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Методы и приемы обучения

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

  •   Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще используют на начальных этапах обучения, когда у детей еще слабые навыки лепки.
  • Пластический – изделие выполняется из целого куска. Здест нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорций, пространственное представление.
  • Комбинированнный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

  • Беседа, рассказ.
  • Объяснение, пояснение.
  • Вопросы
  • Словесная инструкция.

3.Наглядный метод:

  • Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия).
  • Показ выполнения работы (частичный, полностью).
  • Работа по технологическим картам.

4.Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

  • ФЭМП.
  • Речевым развитием.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

          Для реализации программы кружка «Мукосолька» используется помещение групповой комнаты средней группы, оснащенное столами и стульями, а также мультимедиа проектор и компьютерной техникой, инструментами и приспособлениями для работы.  

Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:

доски для лепки, стеки, соленое тесто, образцы изделий, предметные картинки, иллюстрации, игрушки, поролон, ватные палочки, гуашь, салфетки, дополнительный материал: бисер, макароны, семечки, спички и др.

В конце года дети могут уметь:

1)  Применять основные приемы лепки.

2)  Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

3)  Собирать сборные конструкции из соленого теста.

4)  Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

5)  Применять прием витья из двух жгутиков.

6)  Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

7)  Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

8)  Творчески подходить к выполнению работы.

Учебный план кружка «Мукосолька»

№№

п/п

Тема

Количество

часов

1.

Как сделать тесто соленым.

1

2.

«Булки, бараночки»

1

3.

«Отпечаток детской ладошки»

1

4.

«Грибочки»

1

5.

6.

«Неваляшка и матрешка»

«Пирамидки»

1

1

7.

«Вертолет и самолет»

1

8.

«Колобок»

1

9.

«По замыслу»

1

10.

«Цветы для мамы»

1

11.

«Я пеку, пеку, пеку»

1

12.

«Подводное царство»

2

13.

«Подковка»

1

14.

«Буква «Е»»

1

15.

«Елка – колкая иголка»

1

16.

«Снеговик»

1

17.

«Снежинка»

1

18.

«Ежик»

1

19.

«Котик»

1

20.

«Мышка-норушка»

1

21.

«Бантик»

1

22.

«Поросята»

1

23.

«Божья коровка»

1

24.

«Бабочка»

1

25.

«Улитка»

1

26.

«Желтоглазая ромашка»

1

27.

«Как вкусно! Спелые ягоды клубники»

1

28.

«Забавная гусеничка»

1

29.

«Пасхальные яйца»

1

30.

«Декоративная тарелочка»

1

31.

«Плетеный веночек»

1

Перспективное планирование кружка «Мукосолька»

Месяц,

число

Тема

занятия

Программные задачи

Сентябрь

1 занятие

14.09.

2 занятие

21.09.

3 занятие

28.09.

«Как сделать соленое тесто послушным»

«Булки, бараночки»

«Отпечаток детской ладошки»

Показать детям, как замешивать тесто рассказать о том, что можно вылепить из соленого теста. Заинтересовать детей процессом лепки из теста.

 Развивать интерес к окружающему миру, глазомер, мелкую моторику пальцев рук, чувство цвета.

Учить изготавливать различные поделки, аккуратно и с фантазией. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать заинтересовывать детей процессом лепки из теста

Октябрь

1 занятие

05.10.

«Грибочки»

Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины.

Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать правильное отношение к результатам работы.

2 занятие

12.10.

3 занятие

19.10.

4 занятие

26.10.

«Неваляшка и матрешка»

«Пирамидка»

«Вертолет и самолет»

Учить лепить детей предметы круглой формы.

Закреплять умение лепить предметы большие и маленькие. Учить детей определять содержание своей работы.

Учить лепить пирамидки из дисков. Учить планировать работу: подбирать тесто разного цвета по числу колечек, делить материал на разные по величине кусочки, раскатывать шарики, превращать в диски (сплющивать шарики) и выкладывать пирамидку на основе трубочки или конуса.

Учить анализировать и описывать игрушку, определять способ лепки (корпус вертолёта похож на шар, хвост – конус и т. Д.).

Ноябрь

1 занятие

02.11.

«Колобок»

Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки.  Учить различать и находить предметы круглой формы.  Продолжать учить лепить предметы круглой формы.  Обогащать словарь детей.

2 занятие

09.11.

По замыслу

 Учить детей задумывать содержание своей работы. Развивать эстетический вкус, воображение.

3 занятие

16.11.

«Цветы для мамы»

Познакомить с новым способом лепки цветов. Развивать эстетический вкус, воображение.

4 занятие

23.11.

30.11

Я пеку, пеку, пеку…

«Подводное царство»

        (1 задание)

Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), колобок (шар), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (торт, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, использую дополнительные материалы (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы),  создавать выразительный образ.

Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

Декабрь

1 занятие

07.12.

«Подводное царство»

       ( 2 задание)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.

Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

2 занятие

14.12.

 «Подковка»

Развивать у детей чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность.

3 занятие

21.12.

 « Буква «Е»

Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми  движениями,  лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческие способности,  эстетическое восприятие.

4 занятие

28.12.

«Елка – колкая иголка»

Продолжать учить раскатывать  тесто, вырезать изделия по шаблону, украшать бисером.

Январь

1 занятие

11.01.

«Цыпленок»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

2 занятие

18.01.

3 занятие

25.01.

«Снеговик»

«Снежинка»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно – творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Февраль

1 занятие.

01.02.

 «Ёжик»

Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Использовать дополнительный материал (семечки).

Подводить к образной оценке результатов работы.

2 занятие.

08.02.

 «Котик»

Закреплять умения задумывать содержание своей работы, используя ранее усвоенные способы лепки.Учить доводить начатое дело до конца.Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

3 занятие.

15.02.

4 занятие

22.02.

«Мышка-норушка»

Бантик

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

Закреплять умения задумывать содержание своей работы. Использовать ранее усвоенные способы лепки.Учить доводить начатое дело до конца.Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Март

1 занятие.

01.03.

 «Поросята»

Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить передавать в лепке характерные признаки животного. Воспитывать бережное отношение и любовь к домашним животным. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, творчество.

2 занятие

15.03.

 «Божья коровка»

Закрепелять умение лепить предметы круглой формы разной величины. Развивать  художественно-эстетическое восприятие, воображение.

Воспитывать самостоятельность, творчество.

3 занятие

22.03.

«Бабочка»

Учить лепить знакомые предметы, используя усвоенные методы. Закреплять умения задумывать содержание своей работы. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

4 занятие

29.03.

«Улитка»

Учить  моделировать улитки в форме разных спиралей – с прямым и боковым закручиванием. Поискать способы «оживления» улиток – изготовление глаз и усиков из мелких бытовых предметов.

Апрель

1 занятие

05.04.

«Желтоглазая ромашка»

Дать детям представление о внешнем виде ромашки пластическими средствами. Освоить конструктивный способ лепки – моделирование ромашки из 6-8 овальных лепестков белого цвета и круглой серединки жёлтого цвета. Развивать чувство формы, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».

 Учить доводить начатое дело до конца.

Воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

2 занятие.

12.04.

«Как вкусно! Спелые ягоды клубники»

Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы.

Развивать глазомер, мелкую моторику.

3 занятие

26.04.

«Забавная гусеничка»

Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми  и круговыми движениями,  лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческие способности,  эстетическое восприятие.

Май

1 занятие.

10.05.

«Пасхальные яйца»

Изучать христианские традиции (праздник Пасхи); продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать приёмы декорирования (рельеф – колбаски, лепёшки, шарики, бусинки).

2 занятие

17.05.

«Декоративная тарелочка»

Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности.

3 занятие

24.05.

«Плетеный веночек»

Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя различные приемы. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Информационные источники

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

2. Конституция РФ.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка.

4. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»

5.  Рубцова Е.С. «Лепим из соленого теста», Ростов -  Дону, Владис, 2010 г.

6. Былкова С.В.  «Делаем подарки». Ростов – Дону. Феникс, 2006 г.

7. Гирндт С. «Разноцветные поделки из природных материалов» , Москва, Айрис Пресс, 2003.